Занятия проводит врач-психотерапевт высшей категории с 40-летним стажем работы, к.м.н., проф. Г.В. Старшенбаум. Используются его книги: «Тренинг навыков практического психолога: Интерактивный учебник: игры, тесты, упражнения»; «Как стать семейным психологом: Интерактивный учебник: Тесты, упражнения, ролевые игры», «Сексуальная и семейная психотерапия»; «Психотерапия в группе»; «Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия»; «Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела»; «Суицидология и кризисная психотерапия»; «Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей»; «Клиническая психотерапия»; «Прощай, невроз!».
Самостоятельная работа включает в себя анализ литературы, самотестирование, выполнение упражнений и написание самоотчетов. Последние дают возможность получения индивидуальной обратной связи от преподавателя.
Каждое занятие начинается с семинара, на котором студенты делятся опытом домашней работы с учебником. Затем они участвуют в игровом взаимодействии в парах, подгруппах и в группе попеременно в ролях клиента, психолога и супервизора.
В процессе группового взаимодействия приобретаются практические знания в области психологии личности, взаимоотношений, группы. Развивается способность адекватно воспринимать себя и других людей, повышается чувствительность к состоянию партнера, формируются навыки уверенности и публичного эмоционального самораскрытия.
С помощью ролевых игр выявляются стереотипы, затрудняющие успешное общение, анализируются ошибки, допускаемые в общении с партнером, приобретается опыт ведения терапевтического диалога.
На протяжении всей работы производятся измерение и оценка с помощью различных тестов, что позволяет ставить адекватные задачи и объективировать достижения.
Прохождение данного тренинга придает чувство профессиональной уверенности и предохраняет от выгорания. Тренинг помогает выбрать свое направление в профессии и овладеть навыками семейной терапии. Пребывание в роли котерапвета позволяет приобрести опыт ведения группы.
Курс включает следующие программы:
Тренинг личностных качеств и профессиональных навыков психолога (144 ч.) дает возможность видеть глазами клиента, ослабляет категоричность и эгоцентризм, не дает суживаться на одной идее, позволяет общаться спокойно и уверенно, не подчиняясь и не подчиняя, делает более открытым и спонтанным, легким и приятным в общении. Тренинг помогает участникам развить наблюдательность, внимательное невербальное общение, активное слушание и вербализацию, открытость и выражение эмоций, эмпатию, обратную связь и позитивный подход.
Семейное консультирование и семейная психотерапия (144 ч.). Семейная диагностика. Техники семейного консультирования на различных стадиях брака, в ситуации сексуального конфликта, супружеской измены и развода. Группа супружеских пар. Консультирование одного супруга и проблемы повторного брака. Парная секстерапия. Работа с родственниками пациентов. Созависимость и конфликт зависимых отношений. Методы семейной терапии: динамическая, структурная, коммуникативная, опытная, системная. Семейная терапия детей и подростков. Клиническая семейная терапия.
Формы и методы групповой работы (144 ч.). Групп-анализ, трансактный анализ, гештальт-группа, психодрама, арттерапия, психогимнастика и аутотренинг, тренинг уверенного поведения, телесно-ориентированная и проблемно-ориентированная группа, рационально-эмотивная группа, адлерианская, экзистенциальная и кризисная группа, группа личностного роста, балинтовская группа, бизнес-тренинг и др.
Клиническое применение групповой психотерапии (72 ч.). Особенности групп-анализа пограничных и нарциссических пациентов, арттерапия возбудимых подростков. Программа 12 шагов для пациентов с зависимостями. Авторская программа кризисной терапии. Психотерапия больных шизофренией, методы работы с семьями больных. Психотерапия соматически больных, психотерапевтическое сопровождение умирающих больных. Организация терапевтической среды в психиатрическом стационаре.