Выделяют три ориентации групповой сессии: на частнике, на теме, на взаимодействиях. В первом случае в центре внимания группы может стоять биография участника, его конфликты в группе и вне нее, динамика его поведения в процессе терапии. Тематические сессии посвящаются проблемам, волнующим всех участников группы; темы могут быть запланированы заранее или возникают спонтанно. Интеракционные сессии фокусируются на процессе взаимодействия участников. Возможны двухуровневые сессии, которые вначале центрируются на участнике или теме, а затем - на проявившихся во время обсуждения взаимодействиях участников. Группы могут быть преимущественно центрированы на руководителе (группы тренинга умений) или на участниках (группы встреч).
Начало групповой сессии может быть спонтанным, или терапевт может дать направление занятию своим вступительным словом, предложить какую-то заготовленную тему для обсуждения или процедуру – например, в начале первой встрече предложить всем познакомиться. Д.С. Витакер (2000) связывает методику проведения начальной стадии работы с особенностями группы. Если члены группы склонны к беспорядку и разрушительным действиям, следует начать с изложения основных правил и штрафных санкций. В группе участников, достаточно контролирующих себя и способных на открытое обсуждение своих проблем и чувств, можно предоставить выработку целей и правил им самим. Вводное занятие тренинговой группы стоит посвятить выработке мотивации участников к реализации запланированной программы тренинга.
Используются специальные приемы в качестве разминки, чтобы легче обнаружить материал для групповой дискуссии. Такие приемы могут быть двигательными (психогимнастика, спортивные игры, танцы, психодраматические этюды) и метафорическими (прослушивание выбранных музыкальных отрывков, свободное или тематическое рисование, ассоциирование на заданные темы).
В частности, для темы «Моя эмоциональная жизнь» подходит IV часть Первой симфонии И. Брамса, «Самые сильные впечатления моей жизни» – III, IV и V части Первой симфонии Л. Бетховена, «Важные моменты моей жизни» – I часть Пятой симфонии П.И. Чайковского. Темами проективного рисования могут быть «Чего я боюсь», «Счастье», «Настроение в группе», «Я и группа», «Группа, превратившаяся в животных». При рисовании социограммы на листе ватмана пишут имена участников, и они стрелками обозначают, например, кто хотел бы кем-нибудь распоряжаться, кто бы хотел слушаться, кто с кем согласился бы полететь в одной ракете в космос. Для знакомства с материалом, который легче выразить метафорически, служат также рассказы о сновидениях.
Вспомогательные техники во время сессии применяются, чтобы структурировать групповую работу, рассмотреть проблему с различных точек зрения, обнаружить скрытый материал, активизировать пассивных членов группы, заполнить непродуктивное молчание, прекратить мучительное буксование на месте, проанализировать групповое сопротивление. В качестве приемов можно использовать как упомянутые способы разминки, так и следующие техники.
«Рондо» – обсуждение по кругу: психотерапевт предлагает высказаться каждому по очереди, начиная с определенного участника. При этом спонтанность дискуссии приносится в жертву ради активизации молчащих членов группы, которых «забивают» чрезмерно активные. Слишком частое авторитарное использование приема ведущим без анализа, почему приходится к нему прибегать, ставит участников в положение учеников, вызываемых к доске, и усиливает их зависимость от психотерапевта.
«Аквариум» – часть группы, «рыбки», усаживается в центр круга при молчаливом присутствии остальных снаружи. Техника особенно для активизации участников, мало участвующая в общей работе. Избавившись от конкуренции доминирующих товарищей и вынужденные что-то делать, «рыбки» обычно начинают обсуждать все происходящее в группе, в том числе причины своего молчания, свои чувства в отношении остальных, рассказывают о собственных проблемах. В это время внимание остальной части группы привлекается к аутсайдерам, чтобы понять, как лучше вовлекать их в работу.
«Плюсы и минусы» – за каждое выступление участнику ставится плюс против его имени на листе ватмана. Можно ставить плюс лишь за короткое выступление или за самораскрытие. Минус ставят за отказ высказаться или сделать упражнение. В какой-то момент выясняют, кто сколько баллов набрал и обсуждают, как помочь «отстающим».
«Говорящие спички». Участникам раздают по 5 спичек, каждую из которых надо положить в коробок после своего выступления. Через какое-то время выясняют, у кого остались спички, хотят ли они говорить чаще, и что этому мешает. Вариант: каждый получает по две спички; когда ему что-то мешает участвовать в общей работе, он поднимает спичку вверх и кладет ее в коробок. Задача группы – увидеть сигнал и прореагировать на него.
Покидающего группу просят сообщить о своем решении группе и обосновать его. Для этого разговора выбирается окончание сессии, чтобы избежать более широкого и травматического обсуждения. Не допускается давление на участника с целью убедить его продолжать работу, однако терапевту следует пригласить его на следующую сессию. В случае отказа можно предложить ему обсудить вопрос о его дальнейшем лечении на индивидуальной встрече. Поскольку участники группы в такой ситуации испытывают болезненные чувства, необходимо их вскрыть и проанализировать на следующем занятии группы.
Завершение сессии может быть в виде обобщающего комментария с определенными выводами и указаниями на нерешенные проблемы, а также домашними заданиями. Для снятия эмоционального напряжения и усиления чувства сплоченности некоторые группы на прощание совершают спонтанно выработанный или предложенный ведущим ритуал – например, встают в круг, берутся за руки и смотрят друг другу в глаза.
Сессия, заканчивающаяся лишь напоминанием психотерапевта о том, что время истекло, и его благодарностью за участие, оставляет у членов группы чувство незавершенности, неуверенности и эмоциональное напряжение. Это может служить стимулом к продолжению занятий и является полезным для стационарных групп, занимающихся ежедневно. Однако в амбулаторных группах с частотой сессий один раз в неделю могут наблюдаться нежелательные реакции на резкий обрыв сессии: создание протестующих подгрупп и сексуальных пар, пропуск или прекращение занятий, алкоголизация, суицидные попытки. Эту проблему смягчает сочетание групповой терапии с индивидуальной Ф. Бурнард (2001) предлагает заканчивать занятие тренинговой группы одной из следующих процедур.
Все участники по очереди коротко рассказывают о том, что им в этом занятии понравилось меньше всего, а затем – больше всего. Они не аргументируют свои слова, а лишь оценивают приобретенный опыт и испытанные эмоции.
Все участники по очереди говорят о трех любых навыках, которыми, как им кажется, они овладели. После этого может следовать обсуждение прошлых занятий.
Члены группы дают позитивные или негативные комментарии событий, произошедших за последний день или за время всего тренинга. Это помогает освободиться от сдерживаемых эмоций и способствует сплочению группы.
J Чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать (Хаим Вейцман).
Трудности и ошибки
А.А. Осипова (2000) описывает тактику терапевта в следующих трудных ситуациях.
Ø Молчание пассивных участников используется как способ показать им роль собственной активности в групповом процессе, осознать собственную ответственность за него.
Ø Нежелание участника говорить о себе служит основанием для обсуждения целей и задач групповой терапии и упоминания о механизме сопротивления.
Ø Агрессивный участник усаживается спиной к группе, которая обсуждает его проблемы с этической и психологической точки зрения.
Ø Соперничество доминирующего участника с руководителем то игнорируется терапевтом, то неожиданно ставится на обсуждение.
Ø Объединение участников в подгруппы обсуждается как форма отказа от групповой работы.
Монополист постоянно говорит, при этом он сам не вступает в конструктивный диалог, и мешает сделать это другим. Обычно он не замечает воздействия, оказываемого на других и их реакции. Когда группа не выдерживает и дает ему резкую отповедь, он может с обидой покинуть группу. Если группа долго воспринимает себя пассивной жертвой монополиста, ведущему стоит поинтересоваться, почему она позволяет одному участнику нести на себе тяжесть всей дискуссии. Следует поощрить группу предоставлять монополисту постоянную обратную связь, чтобы улучшить его внимание к себе и развить эмпатию.
И. Ялом (2000) советует терапевту помочь осознать монополисту порочный круг: чем упорнее он пытается быть принятым и уважаемым, тем больше раздражает других и становится отверженным, из-за чего еще настойчивее возобновляет прежние попытки. Для этого можно спросить монополиста: какую реакцию он ожидал встретить в группе в начале работы? А что произошло в действительности? Каким образом монополист объясняет это расхождение? Удовлетворяет ли его реакция группы? Необходимо связать поведение монополиста в группе с его коммуникативными проблемами: эмоциональной изоляцией, отсутствием близких людей, нежеланием других выслушивать его и т.п.
Молчание участника может объясняться рядом причин, из которых И. Ялом (2000) выделяет следующие: страх самораскрытия, риск самоутверждения, опасение неправильно выразиться, потребность в безопасном дистанцировании и контроле, боязнь определенного члена группы или большой компании, неуверенность в возможности справиться со своими тяжелыми переживаниями, способ обратить на себя внимание ли за что-то наказать группу.
Терапевт может вовлечь молчащего участника в разговор, комментируя его невербальные реакции – например, когда тот жестом или мимикой выражает заинтересованность, напряжение или печаль, показывает, что ему скучно или смешно. Иногда стоит предложить членам группы поделиться своими впечатлениями от поведения молчуна, а затем попросить его отреагировать. Можно спрашивать его: «Тебе хочется, чтобы тебя сегодня подталкивали? Мог бы ты объяснить, когда из-за наших разговоров тебе стало неуютно? Какой идеальный вопрос помог бы тебе сейчас влиться в общение?» Если указанные приемы мало помогают, показана параллельная индивидуальная терапия.
Нежелание участника говорить о своих чувствах служит основанием для применения следующих техник по Дж. Кори с соавт. (2001).
- В какой момент своей жизни вы смогли понять, что чувства лучше держать при себе?
- Какие чувства вы считаете особенно неприятными?
- Чей голос вы слышите внутри себя, когда выражаете эмоции?
- Что вы сами себе говорите себе в такие моменты?
- Что бы сказали о выражении эмоций ваши родители, находись они здесь?
- Не могли бы вы рассказать тем, кто был, по-вашему, очень эмоционален, что вы выигрываете, держа при себе чувства, которые они выражали?
- Предположим, что сегодня вы решили держать при себе и чувства и их внешние проявления. Как будет выглядеть ваша жизнь через десять лет в случае, если вы останетесь верными этому решению?
Если участник прячет свои чувства и проблемы за навязыванием помощи членам группы, ему предлагают выбрать один из следующих вариантов:
· Подойди к каждому из присутствующих и произнеси: «Я мог бы помочь тебе следующим образом…»
· Выбери нескольких человек, которым ты хочешь помочь в чем-то, о чем они рассказали, и попытайся максимально преувеличить свое стремление помочь им.
· Если в твоей жизни присутствовал кто-то, кто имел обыкновение всем помогать, представь себя этим человеком и обойди членов группы по кругу, помогая так, как помог бы он.
· Выбери кого-нибудь, кто как-то напоминает тебе члена вашей семьи, которому ты говоришь, что устал помогать. Расскажи этому человеку, что ты испытываешь, помогая ему или ей и так мало получая взамен.
· Попроси у каждого члена группы что-нибудь для себя.
Молчание в группе как проблемная ситуация возникает довольно часто. Оно может быть выражением протеста или усталости, способствовать росту напряжения или расслаблению. Продолжительное молчание вызывает рост напряжения, пассивность, замкнутость, агрессивность. Оно, как правило, свидетельствует о наличии внутригрупповых проблем и конфликтов и может быть использовано в качестве ценного материала для группового обсуждения. Слишком длительное, более 10-ти минут, молчание приводит к падению напряжения, т.к. участники в конце концов отвлекаются от актуальной групповой ситуации, погружаются в собственные мысли, воспоминания, переживания, не связанные с групповым процессом, или просто расслабляются и ни о чем не думают.
Молчание в группе рассматривается как продуктивное, если оно вызывает оптимальный уровень напряжения в группе и связано:
· с поиском участниками группы актуальной темы дискуссии и подходов к ней (такая ситуация часто возникает в начале занятия);
· с неуверенностью, тревогой, страхом перед самораскрытием и обсуждением собственных проблем и конфликтов;
· с необходимостью перехода на более глубокий уровень обсуждения проблемы;
· с внутригрупповыми проблемами;
· с недостаточной степенью групповой сплоченности, отсутствием необходимого уровня поддержки, принятия и безопасности;
· с тупиковой, с точки зрения участников, ситуацией в группе;
· с новой информацией, которую членам группы необходимо переработать.
Продуктивное молчание характеризуется тем, что в дальнейшем участники говорят о своих чувствах, возникших в этот период, анализируют их и обсуждают их причины и причины молчания. Обычно психотерапевт не прерывает молчания, особенно в начале занятия. Конструктивное вмешательство психотерапевта в подобных ситуациях предполагает концентрацию внимания группы и ее активности на обсуждении чувств участников, смысла и причин молчания или собственный комментарий психотерапевта.
Молчание в группе может использоваться психотерапевтом в качестве приема для достижения оптимального уровня группового напряжения, остановки дискуссии, чтобы участники могли обдумать новую информацию, зафиксировать внимание на собственных переживаниях, что-то переосмыслить, переоценить и пр. Психотерапевт должен контролировать периоды молчания, понимать его смысл, значение и причины, а также четко представлять собственные цели и задачи при использовании молчания в качестве приема.
Терапевт может попросить группу объяснить, что она хочет выразить с помощью молчания. Имеет смысл поделиться своей эмоциональной реакцией на затянувшееся молчание группы и выяснить, как реагируют на него остальные. Для активизации молчащих участников с их согласия используются такие приемы, как «Рондо», «Аквариум», «Плюсы и минусы», «Говорящие спички».
Если часть группы отказывается выполнять упражнение, тренер может попросить сомневающихся поделиться своими сомнениями; выяснить отношение к упражнению остальных участников; предложить отказавшимся побыть в роли наблюдателей. Он может также настоять на выполнении упражнения всеми, отложив обсуждение «на потом»; пойти на конфронтацию с группой, напомнив участникам об их обычной манере избегать риска; предложить несколько других упражнений на выбор.
Для преодоления трудностей, которые испытывают члены группы при необходимости откровенных и нелицеприятных высказываний об агрессивном доминирующем участнике, применяется прием «За спиной». Группа предварительно информируется о том, что назначение этого приема – помочь выразить свое мнение о других и узнать, что члены группы в действительности думают друг о друге. Ситуация обсуждается как этическая и психологическая задача.
Выбранному человеку в течение двух занятий предоставляется по полчаса для рассказа о себе. Его в это время не перебивают, но затем рассказчик садится спиной к группе, а каждый участник высказывается о нем, как об отсутствующем. На это отводится в целом 20–40 минут. Когда психотерапевт кратко резюмирует содержание высказываний, «отсутствующий» вновь присоединяется к группе. Ему дается пять минут для ответного высказывания, которое оценивается психотерапевтом с точки зрения наличия таких защит, как отрицание действительности, неприятие оценок других участников, отличающихся от его собственных, уклонение и т.д. Затем участник садится в центр круга и все желающие могут задать ему вопросы. Психотерапевт может прекратить эти вопросы и выслать человека, находящегося в центре обсуждения, из комнаты, эмоциональное сопровождение происходящего будет излишне бурным.
Ожидается, что эмоциональная «встряска» должна «разморозить» обсуждаемого участника, заставить его задуматься над проблемами, наличие которых он ранее отрицал, уточнить впечатление, которое он производит на других. На следующем занятии участника просят резюмировать свои впечатления от предыдущего занятия. Одним из эффектов методики является высвобождение сдерживаемых эмоций и коррекция поведения во внетерапевтических ситуациях.
Поиск козла отпущения служит обычно разрядке накопившейся групповой агрессии. Не каждый участник, оказавшийся в этой роли, способен справиться с враждебным отношением группы. Р. Кочюнас (2000) и Ф. Бурнард (2001) приводят различные способы преодоления такой ситуации. Необходимо:
· Тщательно отбирать участников, чтобы по возможности избежать попадания в группу потенциальной жертвы.
· Оберегать и защищать потенциального «козла отпущения» в начале работы группы.
· Помочь «козлу отпущения» понять свое поведение и действия, которые «толкают» его на такое положение в группе.
· Помочь «козлу отпущения» открыть свои чувства группе, чтобы она приняла решение о своих дальнейших действия
· Обращать внимание участников на моменты поиска «козла отпущения».
· Организовать дискуссию о происходящем в группе.
· Объяснить процесс поиска «козла отпущения» в группе.
· Предложить ролевые игры, чтобы найти альтернативные способы удовлетворения тех потребностей группы, которые стимулируют поиски «козла отпущения».
· Направить внимание группы на другие проблемы.
· Предложить участникам группы контролировать свое поведение.
· Временно блокировать общение участников с потенциальной жертвой.
· Авторитарно изменить ситуацию, используя право ведущего группы.
· Предложить группе сделать небольшой перерыв.
· Если нет иного варианта – предложить «козлу отпущения» покинуть группу.
Исключение участника из группы может быть связано как с угрозой его состоянию, так и с опасностью для других участников. Терапевту надо решить этот вопрос самостоятельно, не привлекая к обсуждению группу, объяснить свое решение участнику тем, что ему больше подойдет другая форма терапии и организовать соответствующую помощь. Следует объяснить свою тактику группе и проанализировать негативные чувства, вызванные этой ситуацией.
Образование пар в группе носит защитный характер, когда участники изолируются от группы и ее руководителя. Ф. Бурнард (2001) предлагает приемы, помогающие справиться с этой проблемой. Следует:
· Перед началом работы заключить с группой договор, согласно которому все участники будут следить за тем, чтобы ничего подобного не происходило.
· Игнорировать поведение пары в расчете на ее спонтанный распад.
· Вовлечь одного из членов пары в общую дискуссию, при этом пара распадается хотя бы временно.
· Призвать пару участвовать в общей работе группы, хотя это может вызвать у участников воспоминание об авторитарном школьном учителе.
· Привлечь внимание группы к поведению пары, чтобы группа сама решила эту проблему.
Формирование сопротивляющейся подгруппы вокруг отрицательного лидера может заблокировать работу группы и привести к ее распаду. Участники подгруппы постоянно опаздывают на занятия, спорят с психотерапевтом или молча демонстрируют свое несогласие с ним, ведут себя враждебно, саркастически. В такой ситуации Ф. Бурнард (2001) рекомендует следующие действия.
ü Вступить в открытую конфронтацию с отрицательным лидером, чтобы обнаружить его притязания на власть в группе.
ü Привлечь внимание группы к происходящему и открыто обсудить проблему.
ü Показать группе свое чувство дискомфорта в расчете, что это обезоружит «противника».
ü Поговорить с отрицательным лидером один на один, чтобы лучше понять мотивы его поведения.
В продуктивный период работы группы некоторые участники могут образовать тайную коалицию для наслаждения комфортом близких и безопасных отношений. Кто-то из участников может покинуть группу из-за усилившегося страха самораскрытия и возникновения близких отношений. Своевременно заметить и решить эти и другие проблемы помогает оценка определенных аспектов работы участников. Р. Кочюнас (2000) предлагает завершать групповые сессии раздачей анкеты, в которой ответ на каждый вопрос оценивается по 10-балльной шкале.
1. Насколько чувствуешь себя включившимся в эту встречу?
2. Часто ли сегодня хотелось участвовать в работе группы?
3. Насколько активным чувствовал себя сегодня?
4. Как часто хотел рисковать?
5. Насколько сегодня доверял участникам группы?
6. Насколько сегодня доверял: а) терапевту? б) котерапевту?
7. Насколько сегодняшняя встреча побуждала решать свои проблемы, настоящую жизненную ситуацию, находить возможные способы решения
9. Много ли ты сегодня заботился о других участниках?
10. Хотелось ли сегодня делиться своими мыслями и чувствами?
11. Насколько ясные цели были у тебя на сегодняшней встрече?
12. Хотелось бы вновь встретиться с группой после сегодняшней встречи?
13. Насколько целесообразной и жизнеспособной показалась тебе группа?
14. Насколько сплоченной кажется группа?
15. Насколько продуктивной была сегодняшняя встреча?
Во избежание перечисленных ошибок групповой психотерапевт должен пройти курс применения теории и методов групповой психотерапии, иметь личный опыт участия в тренинговых и терапевтических группах, опыт наблюдения за работой групп под руководством опытных специалистов и опыт самостоятельного ведения группы под профессиональной супервизией. Хорошему терапевту группа необходима не для самоутверждения, а для удовлетворения потребности помогать людям в реализации их целей. При этом терапевт обязан с уважением относиться к выбору группы ее целей и норм. В то же время он должен быть образцом человека, поведение которого отражает его жизненные ценности.