Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы групповой психотерапии



Групповая психотерапия – специфический метод, в котором основную роль играет групповая динамика, т.е. совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы. Группа при этом рассматривается как общность людей, участвующих в групповом процессе с его непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими нормами и целями, а также более или менее постоянным составом.

Хайнц Кохут ввел понятие «группового Я», которое включает наличие определенных идеалов и устремлений и создается как членами группы, так и психотерапевтом. При этом границы между индивидуальным и групповым Я выражены недостаточно четко и нередко совмещаются, затрагивая самые глубокие уровни психического функционирования.

Станислав Кратохвил (Kratochvнl, 1995) формулирует основные цели психотерапевтической группы: разобраться в проблемах каждого участника, помочь ему понять и изменить собственное состояние; постепенно изменять слабую приспособляемость пациента, достигая адекватной социальной адаптации; предоставлять информацию о закономерностях интерперсональных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми; поддерживать процесс развития личности в смысле роста своего собственного личностного и духовного потенциала; устранять болезненные симптомы.

Д.С. Витакер (2000) перечисляет вспомогательные цели групповой психологической помощи, обеспечивающие ее эффективность.

· Стараться вести группу, поддерживая атмосферу доверия на уровне, позволяющем отдельным ее участникам чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы оставаться в группе и самостоятельно идти на риск.

· Стараться избегать необратимого разрушения структуры.

· Проводить работу по установлению и поддержания в группе таких норм, которые делали бы ее позитивным средством помощи.

· Использовать происходящие в группе события во благо членам группы.

· Стараться не причинять вреда: членам группы, себе самому или широкому окружению, в котором работает группа.

· Выявлять и стараться исправлять допущенные ошибки.

· Обеспечить себе поддержку и возможность консультаций на протяжении всего срока жизни группы.

· Добиться максимально углубленного, утонченного и расширенного понимания каждой личности в группе.

· Наблюдать динамику группы как единого целого на протяжении отдельного сеанса и по мере ее развития в течение длительного отрезка времени.

· Находиться в контакте со своими собственными ощущениями и отмечать собственное поведение и его последствия.

· Следить за групповой и индивидуальной динамикой.

· Оценивать функционирование группы как в процессе работы, так и после завершения ее работы.

 

Основной задачей групповой психотерапии является формирование эффективной саморегуляции. Эта задача по Г.Л. Исуриной (1990) имеет три аспекта: 1) самопонимание (когнитивный аспект), 2) отношение к себе (эмоциональный аспект) и 3) отношения с людьми (поведенческий аспект).

Когнитивный аспект направлен на осознание: а) связи «личность - ситуация - проблема», б) межличностного контекста собственной личности и в) исторического и генетического плана. В процессе когнитивной перестройки человек должен осознать:

· какова связь между психогенными факторами, возникновением, развитием и сохранением его проблем;

· какие ситуации в группе и в реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление симптомов;

· какова связь между негативными эмоциями и появлением и усилением различного рода нарушений и расстройств;

· особенности своего поведения и эмоционального реагирования;

· как он выглядит в глазах окружающих, как они откликаются на его поведение, какие последствия оно имеет;

· существующее рассогласование между собственным образом Я и восприятием себя другими;

· собственные мотивы, потребности, стремления, отношения, установки, особенности поведения, эмоционального реагирования, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности;

· характерные защитные механизмы;

· внутренние психологические проблемы и конфликты;

· особенности межличностного взаимодействия, межличностные конфликты и их причины;

· более глубокие причины переживания и способы реагирования, начиная с детства, а также условия, особенности формирования системы отношений;

· собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путем можно было бы избежать их повторения в будущем.

 

Эмоциональный аспект включает: а) получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе; б) непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; в) точное распознавание и вербализация собственных эмоций и г) переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе. Группа должна помочь участнику:

· получить эмоциональную поддержку, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности;

· пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в обычной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, с которыми он не смог справиться;

· пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций;

· научиться искренности в отношении к себе и к другим людям;

· стать более свободным в выражении собственных позитивных и негативных чувств;

· научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства и эмоциональные состояния;

· раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными;

· модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими;

· произвести эмоциональную коррекцию своих отношений.

 

В поведенческой сфере необходимо сформировать эффективную саморегуляцию на основе адекватного, точного самопонимания и более эмоционально благоприятного отношения к себе. Группа должна помочь участнику:

· увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;

· приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;

· преодолеть неадекватные формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью

· закрепить новые формы поведения и реагирования на основе достижения в познавательной и эмоциональной сфере.

 

Чтобы быть эффективной, группа должна:

· развивать у участников чувство принадлежности к группе;

· контролировать поведение членов группы путем поощрения и наказания;

· оценивать реальность и тем самым то, как члены группы видят самих себя, других участников и группу в целом;

· вызывать и высвобождать сильные эмоции;

· обеспечить контраст для социального сравнения и обратной связи; такие сравнения облегчают пересмотр идентичности, предлагая новые возможности или альтернативы.

 

Взаимоотношения и взаимодействия между участниками регулируют групповые нормы, к которым относятся: искреннее проявление эмоций, открытое изложение своих мыслей, честный рассказ о своих проблемах, принятие других и терпимость по отношению к их позициям и взглядам, активность, стремление избегать оценочных суждений.

Нежелательно обсуждать с другим участником переживания и проблемы отдельно от группы, как во время занятий, так и между ними. Каждый член группы имеет право в любой момент прекратить свое участие в какой-либо групповой ситуации и рассчитывать в этом на поддержку руководителя. Причины своего решения полностью прекратить занятия участник должен объяснить группе. Необходимо соблюдать тайну группы (сохранять конфиденциальность участников). Участник может рассказывать другим, что пережил в группе он сам, но не может распространяться о том, как и что именно происходило на занятии. Не допускается причинение физических травм партнерам, обсуждаются пропуски занятий и регулярные опоздания, образование тайных пар и подгрупп, случаи лжи и нарушения тайны группы. Следует предупредить участников, что большинство этих норм вне группы следует применять осторожно, с учетом возможной негативной реакции не готовых к ним людей.

Нормы могут быть заданы руководителем, изложены в инструкциях, выработаны в течение группового процесса. Обычно руководитель задает перечисленные выше принципы работы, группа же создает ритуал встреч и прощаний, придумывает девиз группы и т.п. Разрешение непредвиденных групповых ситуаций может потребовать изменения сложившихся групповых норм. Выполнение психотерапевтических норм зависит от информированности и сплоченности группы. Усилия, прилагаемые группой для сохранения и защиты норм, показывают меру их усвоения. Гомогенные группы больше подчиняются нормам, чем гетерогенные.

С учетом фокусирования работы различают три направления. Первое фокусировано на «здесь и теперь» (актуальные проблемы в группе) и «там и сейчас» (такие же проблемы в текущей жизни). Такой подход характерен, в частности, для поддерживающей, проблемно-ориентированной и кризисной терапии. Второе направление связывает актуальные проблемы («здесь и теперь») с детскими травмами («там и тогда»). Оно применяется в аналитической терапии. Третье направление – «здесь, теперь, с нами» – фокусируется исключительно на материале, появляющемся во время сессии. Такой подход свойственен группе встреч.

Принцип «здесь и теперь» подразумевает, что межличностное взаимодействия участников группы и их переживания в процессе группового общения отражают особенности их общения вне группы. Анализируя эти особенности во время их непосредственного проявления на занятиях группы, участники получают возможность осознать и изменить их. Данный принцип эффективен при условии, когда участники группы не просто вместе «проживают» различные ситуации, но ищут и находят ответы на вопросы: «Что происходит? Как происходит? Для чего происходит?»

Принцип «здесь и теперь» представляет основу работы психотерапевтической группы, однако это не исключает одновременного использования материала в рамках «там и тогда» (прошлое участника) и «там и теперь» (актуальная ситуация участника вне группы). Это усиливает групповую сплоченность, повышает степень доверия в группе, принятия участниками друг друга, а также способствует осознанию содержания обратной связи, позволяя участнику соотнести свое актуальное поведение с поведением в обыденной жизни и прошлым опытом.

Определенную специфику имеет групповая психотерапия детей и подростков. Разговорные методы не подходят детям, у которых еще недостаточно развиты вербальные или понятийные навыки. Адекватным методом групповой психотерапии детей является игровая психотерапия. Важной темой игры становится желание свершения чего-либо, «проигрывание» отношений или ситуаций такими, какими дети их хотели бы видеть. Часто дети повторяют свой жизненный опыт, где они снова испытывают значимые для них переживания.

Вначале психотерапевт может просто разрешить детям играть. Наблюдение за игрой помогает ему установить доверительные отношения с детьми и составить определенные представления об их способности к развитию, эмоциональных конфликтах и стиле общения. Содержание психотерапии зависит от особенностей нарушений и проблем участников группы, а также от теоретической ориентации психотерапевта. При недирективной, клиентцентрированной позиции психотерапевт лишь иногда делает замечания, помогающие детям «разыгрывать» и разрешать собственные конфликты. Психоаналитики склонны к интерпретации игры, с тем чтобы помочь детям осознать отрицаемые ими или подавленные конфликты. Бихевиористы нацелены на обучение детей тому, как правильно в социальном аспекте играть свои роли в жизни.

Для подростков также наиболее адекватными методами являются модели групповой психотерапии, основанные на действии. Это связано с такими психологическими особенностями подростков, как стремление к группированию, потребность в интимности и кооперации, тревога, вызванная открытием субъективного мира и формированием образа Я, тяга к расширению диапазона ролевого поведения, сохраняющаяся конкретность мышления и эмоциональная непосредственность.

Подросткам больше подходит краткосрочная групповая психотерапия (20–28 часов, по четыре часа ежедневно в течение 5–7 дней). Это обусловлено недостаточным объемом долговременной памяти, неготовностью долго ожидать положительных результатов и риском использовать долгосрочную группу в «экологическую нишу». Количество участников 8–12 человек обоих полов, разница в возрасте не должна превышать 1–2 года.

Стиль поведения психотерапевта директивный.

Э.Г. Эйдемиллер (1994) сформулировал следующие принципы краткосрочной интегративной групповой психотерапии подростков:

· Принцип парности однотипных акцентуаций личности (для равномерного созревания группы и эффективного ее функционирования в группу подбирают пары однотипных акцентуантов, что обеспечивает участникам лучшую идентификацию личностных проблем).

· Принцип клинико-психологического разнообразия участников.

· Принцип формулирования терапевтического запроса, учитывающий психологическую незрелость, когнитивные особенности и редуцированность навыков социальной кооперации (терапевтические метафоры, проективный рисунок, психодраматическое моделирование).

· Использование приемов «присоединения» – установление психологического контакта с участниками (с помощью синхронизации дыхания, мимики и пантомимики с участниками).

· Обучение участников двухуровневой обратной связи, содержащей вербальную и невербальную информацию.

· Принцип интегративности (комплексное применение психологических механизмов групповой динамики, методов гештальттерапии и психодрамы).

· Использование эффекта трансового изменения сознания у участников, чему способствуют совпадение психологических целей, возрастная психологическая совместимость и эмоциональная сплоченность.

· Принцип иерархизации приемов, направленных на выявление, исследование и коррекцию агрессивности у участников (игровые разминки типа «Жмурки», использование метафор и психодраматических игр, например, «Собаки и кошки», «психоскульптуры» и др.)

· Принцип «здесь и теперь» (отказ от биографической направленности в связи с тем, что отдаленное будущее заблокировано, а прошлое редуцировано в субъективном восприятии либо переполнено негативными проекциями).

· Принцип сбалансированности в исследовании негативного и позитивного опыта (во время подготовки к психотерапии на занятиях группы участники отвечают на вопрос, какие негативные и позитивные последствия привносили в их жизнь симптомы или неразрешенные личностные проблемы). Пациенты стимулируются к исследованию того, как они адаптируются с помощью симптомов и как будут адаптироваться, трансформировав энергию симптома в более зрелые, многовариантные формы поведения.

· Принцип баланса структуры и содержания, ответственности за результат терапевта/группы при проведении психотерапии (директивность стиля психотерапевта и его ответственность за структуру занятий, сменяемая приемом «следования за спиной» участника, который, в свою очередь, отвечает за содержание занятия и свой результат.

 

J Легче умереть за идею, чем жить в соответствии с ней (Альфред Адлер).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.