«Четыре характеристики». Партнеры обмениваются письменным описанием четырех своих черт «Каким меня считают» и четырех черт «Каким меня мало знают». Упражнение особенно подходит для знакомства участников при формировании группы.
«Вымышленные персонажи»: вообразите каждого участника четверки в качестве персонажа какого-либо рассказа или пьесы и обсудите с каждым его роль, а затем с группой свой выбор и реакцию партнеров.
Написание нерабочей рукой воспоминаний о детских травмах и конфликтах.
«Недостающий человек». Каждый с закрытыми глазами придумывает недостающего человека в прошлом (старший брат, мудрый учитель), затем рассказывает слушателям о том, как он мог бы изменить жизнь участника.
Работа в группе
«Разотождествление» (по Ассаджиоли, 2002). Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Пусть с каждым выдохом выходит все постороннее. Сосредоточьтесь сейчас на своей позе, проверьте, удобно ли вам и при необходимости измените положение. Мысленно произнесите: «У меня есть тело. Мое тело бывает бодрым или усталым, здоровым или больным. Мое тело ощущает и действует, оно прекрасный инструмент. Я берегу свое тело и забочусь о нем. У меня есть тело, но я не тело.
У меня есть эмоции. Меня могут переполнять гнев и любовь, радость и печаль, любопытство и стыд, страх и сострадание. Мои эмоции разнообразны и изменчивы. Я могу наблюдать за своими эмоциями и влиять на них. У меня есть эмоции, но я не эмоции.
У меня есть разум. Он познает внешний и мой внутренний мир. Мой разум постоянно обогащается новыми идеями, знаниями и опытом. Он помогает мне решать различные задачи. У меня есть разум, но я не разум.
Я обладаю телом, эмоциями и разумом. Я контролирую и гармонично применяю их. Кто я? Я – центр абсолютного самосознания, центр сознательной, творческой воли. Сейчас я нахожусь в центре своей подлинной тождественности. Я могу возвращаться в это состояние при любых обстоятельствах».
«Внутренние и Внешние». Участники составляют два круга, которые движутся в противоположные стороны. По команде все останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу. «Внутренние» играют роль безбилетного пассажира, «внешние» – контролера (3 мин.), затем партнеры делятся своими переживаниями (2 мин.). На следующем шагу игры «внутренние» становятся продавцами, «внешние» – покупателями, затем – родителями и детьми. Другие ситуации: дорожный инспектор пытается оштрафовать водителя, дети не могут поделить игрушку, один требует от другого возвращения долга, начальник делает выговор подчиненному, сцена ревности, извинение и т.д.
«Совершение кругов». Участник по кругу обращается к каждому члену группы. Например, если он заявил, что испытывает страх перед группой, ему предлагают подойти к каждому участнику, произнести «Я боюсь тебя», и затем описать свое чувство страха перед этим человеком.
«Незаконченное дело». Один участник обращается к другому, имеющему отношение к какому-либо их незаконченному делу – например, со словами: «Я обижен...».
«Позитивное переопределение». Один излагает проблему, другие (по кругу или мозговым штурмом) ищут позитивную формулировку, пока не найдут вариант, удовлетворяющий заявителя проблемы. Исключаются подбадривание, отрицание проблемы, минимизирование, советы.
«Челночная техника»: участник то садится на «горячий стул», обращаясь к воображаемому собеседнику на «пустом стуле», то усаживается на «пустой стул», меняя роль на значимого другого или собственную субличность.
«Разыгрывание проекции». Участник «примеряет» на себя чувство, которое приписывает другому человеку – например, при заявлении «Я испытываю к тебе жалость» ему предлагают подойти к каждому в роли человека, вызывающего жалость.
«Репетиция»: участник вслух и с вовлечением других членов группы готовится к актуальной жизненной ситуации, осознавая свои привычные стереотипы и вырабатывая новые идеи и решения
«Преувеличение». Участнику предлагают усиливать нечаянное движение, пока он не поймет, какое неосознанное чувство оно выражает. Если участник недостаточно осознает свои очевидные особенности, ему предлагают сыграть роль, где они выступят в утрированной форме. Если он хочет избавиться от определенного поведения, ему поручают роль человека с желательными чертами характера и в преувеличенной форме (техника сделать наоборот»).
«Твои полюса». Участник ставит напротив себя стул, каждый по очереди садится на него и называет одно качество участника, которое мешает автору высказывания общаться с ним, и одно – которое помогает.
«Теневые стороны». Один участник выходит за дверь, каждый из оставшихся называет одну его «теневую» черту. Затем участника зовут в комнату и он пытается отгадать три таких черты.
«Реверсия» или выявление противоположного: «душечке» предлагают сыграть роль «стервы».
«За и против». Обсуждается один человек. Группа делится на две части, одна критикует его, другая защищает.
«Борьба противоположностей». Участник говорит за одну сторону своей дилеммы, а выбранный им партнер – за другую. Группа делится на приверженцев той или иной стороны дилеммы участника, они усаживаются по обе стороны от него и устраивает диалог. Группа голосует за одну из сторон дилеммы участника, после чего он убеждает их изменить результаты голосования.
«Антикварная лавка»: участник идентифицируется с определенным предметом на витрине, рассказывает от его имени о своих ощущениях, предыстории, прежних хозяевах.
«Три желания». Каждый придумывает три желания, которые мог бы осуществить в группе прямо сейчас. Затем он высказывает свои желания вслух и по возможности удовлетворяет их. После этого участники вспоминают еще три желания из тех, которые они отвергли во время выбора, рассказывают об этих желаниях и пытаются удовлетворить какое-нибудь из них.
«Матрешка»: «послойное» самораскрытие с матрешкой в руках.
«Снаружи и внутри»: самораскрытие, пересаживаясь по ряду стульев, каждый из которых символизирует все более скрытый слой личности.
«Я вам пишу». Каждый участник подписывает внизу свой лист бумаги и передает его соседу. Тот пишет вверху одну-две фразы по поводу того, что давно хотелось сказать этому участнику, загибает написанное и передает листок дальше по кругу, пока он не дойдет до заявителя. Исключаются фразы типа «Мне приятно тебе сказать…» Упражнение хорошо подходит для завершения тренинга.
Учебная группа выполняла упражнение «Позитивное переформулирование симптома». Студентка заявила, что она недовольна собой, т.к. не может заставить сына учить уроки. В семье ее ругают за это, а ей жалко сына. Общими усилиями была найдена формулировка: «Моя любовь к сыну побеждает мой страх перед родителями, поэтому я смогу договориться с сыном по-хорошему». Студентка расплакалась, после этого сказала, что почувствовала облегчение и оптимизм.
Для более детального знакомства с методами гештальттерапии можно рекомендовать следующие источники: Б. Брински (1996), И.Д. Булюбаш (2003), С.Б. Ваисов (2000), Н.И. Голосова (2001), М. Джеймс и Д. Джонгвард (1993), Дж. Зинкер (2000), К. Наранхо (1997), О.В. Немиринский (1997), Ж.-М. Робин (1996), С.С. Харин . (1998), а также сборники «Гештальт и действительность» (1993), «Гештальттерапия с детьми» (1996) и «Гештальттерапия. Теория и практика» (2002).
J Судья в ходе последипломного образования познакомился с гештальтпсихологией и пытается фокусировать свидетеля на когнитивных процессах.
- Итак, Вы хорошо видели, как обвиняемый ворвался в банк с пистолетом в руке? Где вы находились в тот момент?
- На тротуаре, метрах в 30-ти от входа в банк.
- И Вы не подумали сообщить полиции? О чем, собственно, Вы в тот момент думали?
- Ну, так точно я теперь уже не помню, но пожалуй, вот что я подумал: «Ай-ай-ай!»
Поведенческая терапия
Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз.
Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь.
Китайское изречение
Цели поведенческой терапии состоят в том, чтобы помочь членам группы отказаться от неадаптивных форм поведения, обучить их новым навыкам и сформировать более эффективные поведенческие паттерны; при этом глобальные и широкие цели разбиваются на ряд более мелких и конкретных целей. Терапевт функционирует как эксперт в области модификации поведения; может быть директивным и часто выполняет функции учителя или тренера. Он сообщает информацию и обучает навыкам приспособления и методам модификации поведения, чтобы участники смогли самостоятельно практиковать их за пределами группы.
Базовые техники основаны на принципах научения и бихевиоральных принципах и направлены на достижение поведенческих изменений и когнитивную реструктуризацию. Они включают в себя систематическую десенсибилизацию, имплозивную терапию (методику наводнения), тренинг уверенности в себе, аверсивные техники, метод оперантного обусловливания, техники самопомощи, подкрепление, исследование поведения, инструктирование, моделирование, обратную связь и процедуры анализа и изменения процесса познания.
Терапевт берет на себя ответственность за активное обучение и удержание группового процесса в рамках тех видов деятельности, которые были определены заранее. От членов группы ожидают активности, применения того, чему их обучают, в повседневных ситуациях и опробования новых форм поведения за пределами группы.
Согласно определению Американской Ассоциации поведенческой психотерапии, главной целью поведенческой терапии является «формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль». В понятие «поведение» современные авторы включают не только двигательную активность, но и осознанные мысли и речь. При формировании нового стереотипа применяются следующие специфические приемы.
§ Шейпинг – поэтапное моделирование, при котором четко дифференцируется каждый последующий шаг действий в избранном направлении и точно определяются критерии его эффективности.
§ Сцепление использует представление о поведенческом стереотипе как цепи отдельных актов, где последнее звено цепи, ближайшее к цели, рассматривается прежде всего. Плохо сформированная часть цепи создается с помощью шейпинга.
§ Фединг – постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов для перехода от тренировок с терапевтом к тренировкам с окружающими людьми.
§ Побуждение повышает уровень внимания и фокусировки на желательном стереотипе поведения. Выражается в демонстрации этого поведения и прямых инструкциях, центрированных на значимых объектах или нужных действиях с ними.
§ Для закрепления желательного стереотипа поведения используется положительное и отрицательное подкрепление, контроль стимула.
§ Уменьшение нежелательного стереотипа поведения достигается с помощью наказания, угашения, насыщения. Для наказания используется методика штрафов, которая сводится к уменьшению числа позитивных ответов на нежелательное поведение. Угашение основано на исчезновении реакции, положительно не подкрепляемой. Одним из вариантов угашения является лишение всех положительных подкреплений, наиболее эффективна при этом изоляция. Насыщение заключается в потере силы положительного подкрепления, если оно применяется слишком долго.
В. Ромек (2002) приводит основные типы программ тренинга поведения.
Полностью стандартизированные программы
Полустандартизированные
программы
Нестандартизироваанные, интеракционные программы
Цели группы, список тре-
нируемых
навыков
Заранее определены и
записаны в
программе, неизменны от
группы к группе.
Определены по основным блокам, уточняются
участниками группы и
могут отличаться от
группы к группе.
Определяются
участниками группы на начальных этапах,
дорабатываются и
уточняются на
протяжении всей работы группы.
Последова-тельность действий участников группы и
тренеров; ролевые игры, критерии перехода от
темы к
теме; инструкции к ролевым
играм.
Четко определены до начала работы группы и остаются
неизменными от
группы к группе.
Определена и записана лишь общая
последовательность действий, темы,
демонстрационные ролевые игры.
Содержание работы,
инструкции к ролевым играм, сюжеты ролевых игр предлагают сами
участники группы под
руководством команды
тренеров. От группы к
группе неизменной
остается лишь общая
рамка, последовательность разрабатываемых тем и
способы организации
работы группы.
Произвольны и могут
существенно отличаться от группы к группе.
Тренеры руководствуются общей схемой решения
проблем, сами проблемы и конкретные варианты их
решения предлагают
участники группы.
Важнейшие преимуще-ства, возникаю-щие в связи
с этим
Существует возможность хорошего инструментального контроля эффективности работы
группы. Разные
группы могут
сравниваться между
собой. Эффективность отдельных техник
также может быть
оценена с помощью тестов. Четкая
индикация и отбор в группу. Легко
передаваемая технология тренинга.
Полустандартизированные программы лучше
приспособлены к нуждам и проблемам каждого
конкретного участника
группы. Навыки,
приобретенные в группе, легче переносятся в повседневную жизнь.
Технология может быть подробно описана, однако некоторые моменты
работы тренеров можно передать только на основе участия в группе.
Работа группы полностью зависит от проблем участников группы и поэтому ближе всего
подходит для решения личностных проблем
каждого.
Число участников группы может колебаться от 3 до 20, она является открытой, поскольку ориентирована на формирование моделей адаптивного поведения и не требует учета динамики малой группы. Занятие начинается с разминки, включающей упражнения коммуникативной, поведенческой и эмоциональной направленности. Затем проводится групповая дискуссия для определения цели занятия. Из предложенных участниками ролевых ситуаций выбирается одна или две, наиболее значимые для всех участников группы. Ролевая ситуация разыгрывается участниками по очереди, после этого проводится групповая дискуссия с целью рефлексии эффективности участия членов группы в ролевой ситуации. Возможно повторение наиболее сложной ситуации и дискуссии.
Широкое распространение получили методы коммуникативного тренинга. Выделено пять основных групп коммуникативных умений:
1) визуально и физическое отзывчивое поведение, восприимчивость слушающего к сообщениям собеседника и конгруэнтность выражения;
2) умения побуждать другого к сообщению информации, включающие использование молчания, минимальное ободрение и выспрашивание;
3) умения сообщать информацию – самораскрытие, обратная связь и формулирование выводов;
4) умения использовать коммуникации для изменения поведения других лиц – оценка, требование и совет:
5) умения, связанные с решением общих проблем – приемы коммуникации и решения проблем, используемые для нахождения взаимно удовлетворяющих решений.
Дисфункциональная личность не имеет навыков адекватного общения. Ее сообщения, посылаемые на различных уровнях коммуникации, противоречивы, а поведение не соответствует словам. Такая личность принимает за настоящее прошлые впечатления или фантазии о будущем, не может сличить их с реальной ситуацией и восприятием этой ситуации партнером по общению.
Коммуникативная терапия по В. Сатир (1999) ориентирована на три вида оптимизирующих изменений:
1) в перцепции – восприятия себя и партнера;
2) в экспрессии – стиле выражения чувств и мыслей и
3) в поведении.
Сатир выделяет четыре принципа коммуникации:
1) партнерам следует говорить о своих мыслях и чувствах от первого лица;
2) следует точно выражать свои чувства;
3) вербальное и невербальное выражение чувств должны совпадать и
4) необходимо учитывать уровень понимания собеседника.
Терапевтический процесс включает 5 параметров:
1) самовыражение,
2) аутоидентификация и автономия,
3) функциональное лидерство вместо доминирования,
4) поиск причин разногласия и
5) изменение процессов совладания (копинга).
На диагностической стадии работы терапевт выясняет, как партнеры принимают решения: заискивая? задираясь? наставляя? отстраняясь? или делая вид, что им все безразлично? Открыто обсуждаются все варианты, с учетом мнения каждого или нет? На этапе тренинга навыков адаптивного общения используются проясняющие вопросы, корригирующие замечания, обучающие техники. Большое значение придается невербальным приемам, в частности скульптуре. Зависимый партнер становится на колени и униженно протягивает руки к стоящему на стуле, как на пьедестале, «тирану» с указующим вниз перстом или сажает его себе на шею. Созависимые партнеры душат друг друга в объятьях. «Отстраненного» участника помещают в угол.
Б. Биго (1990) приводит программу обучения навыкам социального функционирования, применяемую в клинике неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве. Программа включает следующие формы активности:
· выполнение пациентом разных ролей в терапевтическом сообществе, таких как функции подчинения, наведения порядка, дежурство по уборке;
· руководящие функции в самоуправлении и связанные с этими функциями ответственность и умение руководить другими, а также сотрудничество с коллективом (дежурство по группе, отчет об активности группы);
· организация свободного времени, своего и других, инициатива в общих развлекательных мероприятиях;
· терапия занятостью, функционирование во время работы в клинике, самостоятельность, сотрудничество, инициатива, заинтересованность;
· беседы о профессии; рассказ на собрании больных о своей профессии, занимаемой должности, своих стремлениях, достоинствах работы, публичное выступление на определенную тему.
Репетиция поведения представляет собой методику ролевого проигрывания жизненных ситуаций. Группа обычно начинает с легких ситуаций, актуальных для большинства участников, и постепенно переходит к все более сложным. Ключевыми компонентами методики являются моделирование, инструктаж и подкрепление. Моделирование – это формирование лучшего способа поведения каждого участника группы в его конкретной ситуации. Инструктаж включает советы, обратную связь и поддержку руководителя группы, который помогает участникам найти оптимальный выход из трудной ситуации. Подкрепление – это одобрение или неодобрение той или иной формы поведения участника всей группой или руководителем.
В каждом занятии можно выделить следующие этапы:
1) постановка задачи, т.е. определение поведения, которое нуждается в коррекции и тренинге;
2) инструктаж и обучение участников исполнению сцены запланированной ситуации;
3) разыгрывание ситуации;
4) моделирование желательного поведения;
5) отработка оптимального поведения в течение всего занятия;
6) получение обратной связи – поведение активных участников разыгрываемой сцены в конце занятия обсуждают остальные участники группы;
7) перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку.
Подробнее о методах поведенческой терапии пишут Р. Альберти и М. Эммонс (1998), А. Бандура (1999), С. Бишоп (2001), Д. Вольпе (1998), Г. Макмахон (2002), М. Смит (2000), А.П. Федоров (2002), М. Форверг и Т. Альберг (1984), А. Эллис и У. Драйден (2002).
J Всегда найдутся эскимосы, которые выработают для жителей Бельгийского Конго директивы поведения в самый разгар жары (Станислав Ежи Лец).
Когнитивная терапия
Человек стоит столько, во сколько он сам себя
ценит.
Франсуа Рабле
Целью когнитивной терапии является коррекция неадекватных когниций. Главными задачами при этом становятся осознание правил неверной обработки информации и замена их на правильные. От пациента требуется безусловное принятие положения: «чтобы изменить чувства, надо изменить вызвавшие их идеи».
§ поощрение заочной вербальной гетероагрессии (при аутоагрессии);
§ метод трех колонок (указывается ситуация, возникшие в ней неадаптивные мысли и их сознательная коррекция);
§ реатрибуция – тестирование реальности вместо самообвинений;
§ переопределение (с негативных формулировок проблемы на позитивные);
§ децентрация – наблюдение за окружающими вместо тревожного ожидания неудачи.
В группах рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ-группах) Альберта Эллиса (1997, 1999, 2002) большое значение придается выделению и когнитивной реконструкции иррациональных мыслей. Наиболее важные из них – это убеждение в том, что человеку необходимы всеобщее одобрение и любовь, что он должен быть компетентен во всем и всегда добиваться любых целей.
Цель РЭПТ – дать понять членам группы, что они сами ответственны за свое заболевание или трудности, помочь им выявить процесс самоограничения, который поддерживает их расстройство, и отказаться от него. Важно также помочь участникам отказаться от иррациональных и пораженческих взглядов на свою жизнь и заменить их более рациональными и толерантными.
Основной техникой является активное обучение. Терапевт функционирует как учитель: объясняет, учит и переобучает. Он помогает членам группы увидеть противостоять аналогичным формам мышления и определить, как они связаны с саморазрушительным поведением. Терапевт пробует, вступает в конфронтацию и управляет; обучает тому, как изменять выявленные паттерны мышления и поведения. Он моделирует рациональное мышление и обучает ему, объясняет, убеждает и читает «лекции» группе. Он использует такой стиль, который требует от членов группы постоянного применения приобретенных когнитивных навыков. Применяет широкий спектр поведенческих техник, таких как ролевая игра, исследование поведения, домашняя работа и тренинг уверенности в себе.
Терапевт ответственен за исследование любых фактов, указывающих на то, что поведение участника основано на неправильном или саморазрушительном поведении. Он структурирует групповой процесс таким образом, чтобы члены группы столкнулись с необходимостью конструктивных изменений. Члены группы несут ответственность за критическое отношение к самоограничивающим способам мышления как у себя, так и других членов группы. От них ожидают продолжения самоконфронтации за пределами группы и напряженной работы над изменением аналогичных способов мышления.
Чтобы научиться различать «мне было бы лучше» от «я должен», используется рациональная ролевая игра. Применяется моделирование, чтобы участники научились принимать различные идеи. Юмор помогает довести до абсурда иррациональные мысли. Безусловное принятие показывает членам группы, что терапевт принимает их со всеми их особенностями, что повышает и самопринятие участников. Энергичное оспаривание терапевтом иррациональных убеждений заставляет участников заменить некоторые абсурдные идеи на более разумные. Чтобы члены группы убедились в своем преувеличенном страхе перед рискованным поведением, поощряются откровенные высказывания друг о друге, разговоры на интимные темы, признания в «постыдных» мыслях и желаниях, объятия.
Эллис (1997, с. 208) следующим образом описывает функции терапевта: «Мои вмешательства в межличностное взаимодействие в группе заключаются в том, что я комментирую, как члены группы реагируют друг на друга; отмечаю, что они не высказываются и не общаются с другими членами группы; отмечаю их доброжелательные или агрессивные реакции друг на друга, приветствуя первые и спрашивая о причинах последних; предлагаю им упражнения на развитие отношений в группе; лично говорю с отдельными участниками и что особенно важно, напоминаю им, что взаимодействие в группе может указывать на то, как они сами себя саботируют в своих отношениях вне группы, и предлагаю им небольшой внутригрупповой тренинг умений, который может им помочь улучшить отношения с людьми вне группы».
В тренинговой группе не прибегают к интерпретациям, игнорируют переносы и не анализируют сопротивление. При отказе участников делать упражнение или включиться в обсуждение руководитель предлагает ему побыть в роли наблюдателя и включиться, когда захочет. Попытки обсуждать полезность предлагаемого упражнения откладываются до его завершения. Если вся группа отказывается выполнять упражнение, необходимо предложить ей несколько других на выбор. Преобладание на занятиях уныния, раздражения и т.п. негативных чувств может стать поводом для работы с этими чувствами.
Членам группы предлагают вести дневник, в котором они осуждают проблемы, возникающие в процессе выполнения домашних заданий и затем предлагают группе вместе поработать над ними. Домашние задания тщательно индивидуализируют с учетом текущих возможностей человека и особенностей его окружения. Так, готовность к неудачам тренируют с помощью следующих домашних заданий: воображать себя в ситуациях неудачи, попытаться назначить свидание, плохо выступить перед публикой, решиться на какой-то большой риск. Для отказа от завышенных ожиданий участникам предлагают вообразить себя в ситуации лишения и справиться со своей обидой, побыть в трудных обстоятельствах и принять их, выполнить трудную задачу, позволить себе какое-то удовольствие только после выполнения малоприятной, но необходимой работы. Для преодоления чувства стыда члены группы надевают туфли разного цвета, просят посмотреть костюм-тройку в кондитерской, громко поют в общественном месте, спрашивают, как попасть на улицу, на которой в это время находятся.
При проведении РЭПТ в форме марафона первые несколько часов члены группы выполняют упражнения, направленные на то, чтобы они сблизились, шли на риск, делились самыми болезненными и «постыдными» переживаниями, испытывали сильные чувства. Когда у участников снижается уровень психологической защиты, начинается анализ эмоциональных проблем, который завершается осознанием и коррекцией неадаптивных когниций. Заключительные часы марафона посвящаются обсуждению впечатлений друг о друге в технике «горячего стула», самораскрытию аутсайдеров и выработкой домашних заданий. Через 6–10 недель группа собирается на контрольную 4-часовую сессию, на которой участники рассказывают, что они вынесли из марафона, как справились с домашними заданиями и какие изменения произошли в их жизни.
Дополнительные сведения о методах когнитивной терапии можно найти у А. Бека с соавт. (2002,2003) и А.П. Федорова (2002).
J Предрассудки не имеют разумных оснований, поэтому их нельзя опровергнуть разумными доводами (Сэмюэл Джонсон).