Психологические защитные механизмы имеют свои телесные проявления. Поза человека содержит очень много информации. Открытая поза говорит об эмоциональной вовлеченности собеседника в разговор, психологической открытости, искренности и желании продолжать общение. Она проявляется в открытых позициях рук и ног, открытых ладонях, наклоне корпуса тела к собеседнику. Закрытая поза отражает стремление отгородиться. Для нее характерны сжатые кулаки, скрещенные руки и ноги, отстранение или поворот корпуса от собеседника.
Частая перемена поз, ерзанье, суетливость движений выдает напряженность и внутреннее беспокойство. Сидение на кончике стула может означать и стремление привлечь к себе внимание и подключиться к разговору, и готовность к немедленному действию, и стремление унять накопившееся напряжение, и желание уйти. Перебирание мелких предметов отражают нервозность и неуверенность. «Заламыванием» рук человек молит о снисходительности. Собирая с одежды существующие и несуществующие ворсинки, он показывает, что ему не нравится, о чем говорят или что делают окружающие.
Двигательная гибкость характеризует общее психофизическое состояние личности и подвержена влиянию настроения. Например, у депрессивных больных с подавленными инстинктивными потребностями можно наблюдать шаркающую походку и наклоненный вперед корпус; у пациентов с латентным напряжением, страхами и выраженными тиками твердая, неуверенная, семенящая походка; у эгоцентричных личностей с ярко выраженной переоценкой себя и демонстративным предъявлением собственной силы и энергии подчеркнуто громыхающая, жесткая походка.
Двигательный ритм выражается в чередовании напряжения и расслабления. У большей части невротических пациентов имеются нарушения двигательного ритма в форме преобладающего продолжительного мускульного напряжения, рассматриваемого как следствие конфликтных личностных отношений с окружающим миром. Индивидуальное протекание движения в норме происходит плавно, без задержек, в скользящей манере. Нарушение протекания двигательных процессов наблюдается у больных неврастенией с психической гиперактивностью в виде стремительных, чрезмерных движений, и у больных шизофренией в форме угловатых, часто заторможенных движений.
Двигательная уверенность и координация движений определяются концентрацией на цели движения. Чрезмерное внутреннее возбуждение или психическая заторможенность снижают двигательную уверенность и координационную успешность у больных неврозами. Кроме того, на надежное, уверенное протекание движения дезорганизующим образом влияют колебания при принятии решения.
В двигательной терапии двигательные нарушения, а также такие телесные расстройства, как осанка и дыхание, рассматриваются во взаимосвязи с психологическими нарушениями. Гармонизация моторных процессов благотворно воздействует на психическое состояние и поведение. Главными направлениями двигательной терапии являются:
1) развитие невербальной коммуникации;
2) нормализация ритмического протекания движений;
3) приобретение опыта в переживаниях пластичности, радости.
Как правило, двигательная терапия назначается пациентам, неуверенным в себе, длительное время избегающим физических нагрузок, из-за чего они приступают к занятиям с опасением, страшась перегрузок, болевых ощущений и собственных неудач. Поэтому программа терапии должна строиться с учетом состояния больного, субъективных и объективных данных, полученных при его обследовании. Акцент делается не на результатах упражнений, а на участии.
Длительность занятий увеличивается постепенно. В стационаре занятия проводятся ежедневно по 30 минут, при амбулаторном лечении – 1 час в неделю. Упражнения могут проводиться в помещении и на улице, стоя и сидя, на полу, на табурете, на скамье, на мате, с небольшими снарядами. Желательно сопровождать их музыкой. Одной из важнейших задач терапевта является создание теплой, дружелюбной атмосферы. Он не должен находиться «над группой», команды следует произносит энергичным, но не начальственным тоном.
Наиболее простым методом является ритмическая двигательная терапия. Она способствует мускульному расслаблению пациентов, тем самым создавая предпосылки для дальнейшей двигательной активности при выполнении других упражнений. Продолжительность этой части занятий не превышает 15 минут. Постоянный и определенный порядок упражнений позволяет выполнять их также индивидуально в домашних условиях. Используются двигательные элементы из классической гимнастики. Центральными вопросами при этом являются «Что я чувствую теперь?» и «О чем говорит мое тело?» Важным моментом является процесс вербализации переживаемых ощущений и эмоций.
Ритмические упражнения сменяются свободной ходьбой в помещении, освоением окружающего пространства. Пациенты получают задание осмотреться, увидеть других, улыбнуться им. Далее следует свободный выбор партнера для выполнения совместных упражнений. Это задание имеет и диагностическую функцию. Так, эгоцентричные, стеничные пациенты для «завоевания» желаемого партнера может притянуть его и прижать к себе. Депрессивные, заторможенные, со сниженными потребностями пациенты ведут себя в этой ситуации выжидающе, двигаются мелкими шажками, их тело напряжено, выражение лица робкое.
После выбора партнера выполняются совместные упражнения в группах по 2–4 человека. Содержание упражнений постепенно усложняется, каждый участник во время одного занятия должен побыть как в пассивной, так и в активной роли. Таким образом формируются и поддерживаются коммуникативные функции.
Психогимнастика – невербальное межличностное взаимодействие с помощью движений, мимики, пантомимы. Многие упражнения разработаны Х. Юновой (Junova, 1964), которая делит темы занятий на четыре области: привычные жизненные ситуации, внутренние и внешние общечеловеческие конфликты, специфическая проблематика, интерперсональные отношения в группе. В подготовительной части занятий решаются следующие задачи: уменьшение напряжения у участников, снятие страхов и запретов, развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей, сокращение эмоциональной дистанции между участниками, формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния и проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей. В начале работы группы на подготовительную часть может отводиться больше половины времени всего занятия. Обсуждения ограничиваются самым общим обменом впечатлениями.
Психопантомима составляет основную, содержательную часть занятия, которая занимает большую часть времени в зрелой группе, участники представляют без помощи слов темы по собственному выбору или по предложению терапевта. Содержание тем может быть ориентировано на проблемы отдельного участника или группы в целом. Чаще всего в этой части используются: привычные жизненные ситуации (просьбы, требования, обвинения, ссоры, опоздания и т.п.); темы, относящиеся к проблемам конкретных участников (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья); темы, отражающие общечеловеческие проблемы и конфликты, которые могут быть представлены в символическом виде (преодоление трудностей, болезнь, здоровье, счастье, тревога); темы, связанные с межличностными взаимоотношениями в группе (отношение к членам группы, групповой портрет или скульптура, воображаемые ситуации, в которые попадает группа).
В ходе пантомимы широко используются вспомогательные приемы типа «двойников» или «зеркал». Суть их состоит в предоставлении участнику невербальной обратной связи, что позволяет увидеть себя глазами других (когда члены группы повторяют его невербальное поведение) и получить информацию о возможных вариантах (когда члены группы предлагают свои способы невербального поведения для только что представленной ситуации). После выполнения каждого пантомимического задания группа обсуждает сделанное. Происходит эмоциональный обмен собственными переживаниями, возникшими в процессе того, как участники выполняли задание или наблюдали за невербальным поведением других, своими ассоциациями, воспоминаниями, опытом, предлагается собственное понимание ситуации, анализируются взаимоотношения и взаимодействия участников группы. Материал, полученный в ходе выполнения пантомимических заданий, может быть использован и для групповой дискуссии.
Заключительная часть направлена на снятие напряжения и возникших сильных эмоций, а также на повышение сплоченности группы, рост доверия и уверенности. С этой целью используются упражнения из подготовительной части, позволяющие пережить чувство общности.
Психопантомима оказывается особенно эффективной, если человек испытывает трудности в вербализации и осознании собственных эмоций, а также при склонности к чрезмерной интеллектуализации. Данный метод широко применяется в качестве вспомогательного при проведении психодрамы, гештальттерапии, группы встреч, психотерапии детей и подростков.
Упражнения в парах
«Живое Зеркало». Участники поочередно зеркально повторяют движения друг друга. Женщина накладывает макияж, причесывается, одевается; мужчина копирует ее мимику и движения. Партнеры умываются утром перед зеркалом, чистят зубы, бреются, ищут в глазу соринку, осматривают язык или воспаленное горло, весело гримасничают перед зеркалом.
«Этюды с воображаемыми предметами». Повесить вдвоем картину, сматывать пряжу, свернуть ковер, стряхнуть скатерть, пилить дрова двуручной пилой, грести в одной байдарке, перетягивать канат.
Упражнения в группе
«Этюды с воображаемыми предметами». Играть с воображаемым мячом, ощупать невидимую стену, открыть форточку, найти нужную книгу в книжном шкафу, разбить любимую чашку, пожарить яичницу.
«Вжиться в образ»: раскрепощенного человека с распрямленными плечами, высоко поднятой головой и свободной походкой; побыть играющим ребенком, кошкой и т.п. Пройтись «по зыбучим пескам», по болоту, по натертому скользкому паркету, по грязной дороге в туфлях на высоких каблуках. Представить себя вырастающим из саженца кустом, раскрывающимся цветком. Пройтись в костюме полярника, в рабочем комбинезоне, в норковом манто, в вечернем платье со шлейфом, в купальнике.
«Мотивированный бег или ходьба»: против ветра, по росе, по болоту, над пропастью, по ущелью; спешка на работу, с работы, на свидание, в бассейн. Движение против толпы, если не хотим кого-то возбудить, разбудить, если мы злы и сердиты, если идем делать что-то для себя неприятное.
«Омоложение». Участники изображают 80-летних стариков и старушек, при встрече они кивают друг другу. По хлопку ведущего они сбрасывают десяток лет и при встрече машут друг другу рукой. Затем участникам становится по 60 лет, они обмениваются рукопожатиями. В 50 лет каждый дружески кладет проходящему руку на плечо, в 40 – похлопывает по спине, в 30 – быстро касается другого, стараясь не дать ему коснуться себя. 20-летние весело гоняются друг за другом, прыгают и хватают приятелей за левое ухо, не давая схватить себя. 10-летние носятся туда-сюда, пытаясь избежать столкновений. Обсуждается, кому в каком возрасте было лучше и хуже всего.
«Бабушкины ключи». Бабушка становится лицом к стене. За ней, прямо у ее ног, кладется маленькая связка ключей, которую можно спрятать в кулаке. На расстоянии 5–6 м сзади нее обозначается линия старта, на ней шеренгой выстраивается группа. Воришка должен схватить ключи, дотронуться до каждого игрока, и принести ключи на линию старта. Воришка и другие игроки начинают перемещаться. Бабушка без предупреждения оглядывается, в этот момент все замирают. Кто не успел остановиться – возвращается на старт, а если Бабушка «вычислит» Воришку, они меняются ролями.
«Передача по кругу» ритма, движения или воображаемого предмета: чаши с вином, трубки мира, котенка, ежика.
«Змейка». Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения; затем водящий переходит в конец шеренги, и водящим становится следующий за ним участник.
«Изобразить, а не рассказать». Изобразить то или иное состояние или чувство, показать, каков я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим.
«Свободная поза». Участники молча сидят в кругу, одного из них просят «устроить поудобнее» остальных. Он разнимает перекрещенные руки и ноги, опускает плечи, поворачивает головы участников.
«Контакт без слов». Один человек поворачивает руки, ноги и голову другого, лежащего на полу; успокаивает обиженного, обращает на себя внимание группы.
«Оригинал». Каждый проходит перед группой в манере, непохожей на других.
«Скульптуры». Участники воспроизводят известные персонажи изобразительного искусства, стремясь наиболее точно передать их позы и выражения лиц. Вариант: Скульптор выбирает подходящий материал для своего замысла и молча «лепит» свое произведение. Группа и затем сама Скульптура угадывает, что это такое. Скульптор может также слепить групповую композицию на любую тему.
«Тигры, мыши и слоны». Участники делятся на две равные команды, каждая выбирает, каких животных будет изображать. Тигры – руки вытянуты вперед, угрожающе рычат; Мыши – движутся присев, руки на голове подрагивают, как ушки, негромко попискивают; Слоны – наклонены вперед, сложенные руки раскачиваются, словно хобот, иногда трубят. Выигрывает та команда, чей зверь может прогнать другого: тигр прогоняет мышь, слон – тигра, мышь – слона. Чтобы определиться, каждая команда собирается у противоположной стены, в течение минуты договаривается и начинает громко считать до трех. На счет «три» все принимают образ выбранного животного, и тогда становится ясно, кто победил. Если выборы команд совпали, приходится переигрывать.
В телесно-ориентированной терапии основное внимание уделяется глубинным телесным ощущениям и исследованию того, как чувства и влечения выражаются на языке тела, в том числе с помощью симптомов. Конечной целью терапии является разработка более конструктивных подходов к разрешению конфликтов, которые связаны с этими потребностями и эмоциями. Большой вклад в разработку данного направления внесли В. Райх (1999) и А. Лоуэн (1998).
Классическими элементами телесно-ориентированной терапии являются дыхательные упражнения. Они включают задержку дыхания, расслабленное или полное дыхание, способствующее разрядке сдерживаемых чувств. На первых занятиях группы участники могут испытывать тревогу и если она сильна, стремятся ее подавить. Это создает телесное напряжение, которое блокирует энергию, необходимую для самораскрытия. Если расслабить челюстные мышцы, мышцы гортани и дышать глубоко и свободно, можно добиться полной свободы выражения ранее подавляемых чувств.
Участники группы занимаются обычно в спортивном трико, шортах или плавках, в некоторых группах практикуется полное обнажение. Типичным упражнением является демонстрация собственного тела перед зеркалом. Затем участники группы описывают тело человека, стоящего перед ними. На основании полученных описательных характеристик руководитель и члены группы могут сделать выводы о мышечной «броне характера» каждого участника, блокировках спонтанного течения энергии, а также соотнести эти выводы с теми проблемами, которые возникают у участников группы.
Мышечное напряжение определяется с помощью фиксации напряженных поз тела и упражнений, способствующих появлению напряжения. Основной напряженной позой является арка – прогиб назад. При этом упражнении выявляются участки тела, склонные к чрезмерному мышечному напряжению и проявлению физической ригидности. Регулярное применение напряженных поз помогает участникам лучше почувствовать собственное тело и научиться сохранять ощущение внутренней гармонии даже в состоянии стресса.
Одним из базовых упражнений является брыкание, имитирующее протестующие движения маленького ребенка, лежащего на спине. Удары руками и ногами по полу и верчение головой сопровождаются соответствующими выкриками и таким образом пациент получает доступ к заблокированным эмоциям гнева и ярости. Другие участники активно стимулируют этот процесс, например утверждением «Да!», если пациент говорит «Нет!», или «Ты будешь!», когда пациент выкрикивает «Я не буду!»
Используются также приемы, выражающие негативные эмоций по отношению к другим частникам группы, например, теннисной ракеткой колотят по стулу и кричат на кого-то, бьют его батогом – палкой из пенопласта, борются руками и т.п. После физического отреагирования этих эмоций они обычно сменяются успокоением и положительными контактами. Это используется для более эмпатичного взаимодействия с другими, установления обратной связи и вербальной работы над своими реакциями.
С целью расслабления «мышечной брони» используют мышечный массаж. Массажируют зажатые мышцы задней поверхности шеи и плеч. При полном массаже двигаются вниз по телу: к пациенту прикасаются, давят, мнут, тискают и щиплют, достигая последнего круга, расположенного на уровне таза. Для поощрения эмоциональной разрядки, чтобы поддержать расстроенного или уставшего после тяжелой работы участника, его обнимают.
Упражнения в парах
«Ощущение другого». Партнеры ложатся валетом и кладут руки на животы друг друга в области солнечного сплетения. Они прислушиваются к биению сердца друг друга и синхронизируют дыхание.
«Движения тазом». Пассивный партнер лежит на полу, согнув ноги в коленях и поставив ступни на пол. Активный партнер садится на корточки между ног пассивного партнера, обхватывает его бедра и помогает приподнимать таз на выдохе. Во время вдоха лежащий партнер свободно опускает бедра и возвращается в исходную позицию.
«Направление энергии к полу». В этой же позиции во время выдоха лежащего партнера активный партнер давит на его колени, чтобы он лучше осознал ступни как опору.
«На четвереньках». Пассивный партнер встает на четвереньки, а активный партнер, располагаясь сзади, обхватывает его таз и при выдохе пассивного партнера отводит его таз назад, при выдохе – вперед, тем самым помогая ему интегрировать дыхание и движение.
Методы групповой двигательной и телесной терапии приводят также Е.В. Горшкова (1996), С.В. Гиппиус (2003), И.Г. Малкина-Пых (2003), А. Минделл и Э. Минделл (1999), В.В. Петрусинский (1994), Н.Ю. Хрящева (1999), Н.В. Цзен и Ю.В. Пахомов (1988), Шкурко Т.А. ( 2003).
Гештальт-группа
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Анна Ахматова.
Под гештальтом Фредерик Перлз (1993, 1997, 1998, 2001) понимает результат интеграции множества факторов, действующих в данный момент. Когда человек осознает свои насущные потребности и желания, из них выстраивается четкая фигура, для которой потребности прошлого и будущего являются фоном. Если потребность не удовлетворяется, гештальт остается незавершенным, возникает фиксация на фигуре, которая мешает воспринимать и удовлетворять и другие потребности, неуправляемость незавершенных гештальтов мобилизует интеллектуально-волевой контроль, который все больше подавляет спонтанные эмоции и потребности. Так, по Перлзу, развивается невроз.
Нормальная саморегуляция предполагает полное осознание. Перлз выделяет три зоны осознавания: внешний мир, внутренний мир тела, мир мыслей и фантазий. Последний должен быть посредником между внешним и телесным миром, однако при неврозе он искажен травматическим опытом и скорее мешает саморегуляции. Перлз различает 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции.
1. Конфлуэнция – полное слияние, выражающееся в стирании границ между «Я» и окружением, конформности и симбиозе.
2. Интроекция – пассивное усвоение чужого. Наиболее ранние интроекты – родительские поучения, некритически усвоенные и неотличимые от собственных убеждений.
3. Проекция – приписывание своего другому. При этом человек отчуждает присущие ему качества, не соответствующие его Я-концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются проектами.
4. Ретрофлексия – «поворот на себя». Происходит при блокаде потребности, с превращением межличностного конфликта во внутриличностный, что сопровождается мышечными зажимами.
5. Дефлексия – хаотичные связи с окружающими с уклонением от реальных контактов, заменой их ритуальными формами общения, болтливостью, сглаживанием конфликтов.
Указанные механизмы в процессе психотерапии выступают как сопротивление. Современными авторами описаны дополнительно такие виды сопротивлений, как профлексия, эготизм и обесценивание. Профлексия является комбинацией проекции и ретрофлексией, при этом человек делает другому то, что хотел бы получить от него для себя, т.е. просьба ретрофлексируется, а потребность проецируется в адрес другого. Эготизм ограждает человека от интимных контактов с другими людьми, а обесценивание помогает снять с себя ответственность за результаты своей деятельности, в том числе и положительные.
Н.М. Лебедева и Е.А. Иванова (2004) описывают признаки упомянутых типов сопротивления, проявляющиеся в группе. Участники, использующие конфлуэнцию: используют местоимение «мы» вместо «я» и «вы»;
o пытаются найти согласие через объединяющие биологические и социальные признаки («вы как женщина, вы как мать, вы как разумный человек должны меня понять»);
o часто упоминают об интересах групп, в которые они входят;
o пытаются решать проблемы отсутствующих близких людей;
o плохо осознают конфликты и агрессию в близких отношениях;
o с трудом расстаются.
Интроекцию члены группы проявляют следующим образом:
o просят или ожидают совета и охотно дают советы другим;
o не сознают собственных потребностей и желаний;
o не раздумывая, соглашаются на любое предложение терапевта;
o так же без разбора могут отвергнуть чужое мнение.
Участники, использующие проекцию:
o употребляют местоимения «он, они, все другие» вместо «я»;
o говорят не о себе, а о другом (что и почему он делает, думает, представляет собой);
o общаются с другими, исходя из своих предубеждений и опасений;
o объясняют свое состояние безличными обстоятельствами (погодой, ситуацией, социальными условиями);
o предсказывают события или чье-то поведение;
o вызывают у остальных чувство, что их «видят насквозь».
Участники с ретрофлексией:
o описывают, как они хотят что-то сделать, но не могут;
o при волнении жалуются на соматические симптомы;
o сидят в неловких, неудобных, напряженных позах;
o при переживании тревоги их дыхание становится зажатым, неровным или поверхностным;
o стереотипно делают что-то сами себе (крутят волосы, заламывают или поглаживают руки, постукивают пальцами по лбу, раскачиваются);
o сжимают челюсти, «играют желваками»;
o проявляют мышечное напряжение, не соответствующее вербальному выражению чувств (говорит о хорошем отношении к кому-то и сжимает кулаки);
o совершают частые глотательные движения, как бы сдерживая слезы или рвоту;
o обрывают начатые движения;
o говорят монотонным высоким голосом, звучание которого резко изменяется при волнении;
o предпочитают возвратные грамматические формы (винюсь, стыжусь, делаюсь);
o холодно и отстранено рассказывают о психотравмирующих событиях;
o подробно рассказывают о прошлых или отвлеченных событиях, «заговаривая» собственные актуальные переживания;
o озвучивают свой внутренний диалог («с одной стороны… с другой стороны…»; «да… но…»).
Дефлексия проявляется, когда участник:
o стремится производить приятное впечатление;
o прибегает к длинным окольным разговорам, общим фразам, шутливым банальностям;
o употребляет дефокусирующие слова («как бы», «вроде того», «типа» и т.п.);
o избегает прямых негативных обращений, ограничиваясь иронией;
o в ситуации конфликта демонстрирует безмятежность и невозмутимость;
o доказывает, что жизнь – «пустая и глупая штука»;
o жалуется на скуку и бессмысленность своей жизни;
o использует гештальт-упражнения, чтобы разрядиться в безопасной обстановке, ничего не меняя в своей обыденной жизни.
Об эготизме свидетельствуют:
o страх перед утратой контроля в форме боязни любого нового, неожиданного, спонтанного;
o боязнь сокращения дистанции, страх прикосновений;
o заторможенность и неловкость, страх конкуренции в новой группе, сменяющиеся затем жалобой на скуку и отсутствие новой информации;
o длительные уходы в теории по поводу собственных переживаний, заменяющие живое проживание и изменение;
o склонность «дирижировать» терапией, не отклоняясь в ней от привычных путей;
o преувеличения независимость от других, с непереносимостью критических реакций в свой адрес и нестабильной самооценкой.
Основные признаки обесценивания:
o обесценивающие суждения («ничего не произошло», «подумаешь!» и т.п.);
o игнорирование очевидных событий или отчуждение своего вклада в результат;
o забывание очевидно значимых переживаний в жизни и на занятии группы;
o вышучивание других и подшучивание над собой.
В результате действия описанных механизмов личность фрагментируется, дробится на упрощенные дихотомии: мужское – женское, активное – пассивное, зависимость –отчужденность, рациональность – эмоциональность, эгоизм – бескорыстие и т.п. В ряду подобных дихотомий Перлз придает особое значение такой игре, как «Собака сверху - Собака снизу», т.е. нападающее и сдающееся начало (ср. Суперэго и Ид Фрейда, Родитель и Ребенок Берна). Фрагментированная личность диагностируется, в частности, по рассогласованию между вербальными и невербальными проявлениями.
Цель гештальт-группы – научить членов группы уделять внимание текущим переживаниям, чтобы они могли осознать и интегрировать отчужденные аспекты своей личности. Задачи гештальт-группы состоят в ассимиляции интроектов, замене проекций прямым самовыражением, ослаблении ретрофлексивного напряжения, установления целенаправленных равноправных связей с окружающими.
Выделяют пять основных функций гештальт-группы:
1) средство психологической поддержки участников;
2) основа для получения участниками опыта «здесь и теперь»;
3) условия для осознания участниками переживаемого ими «здесь и теперь» опыта;
4) группа как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена группы;
5) группа как динамичный и актуальный процесс межличностных отношений.
В классическом варианте гештальттерапевт работает одномоментно с одним, реже – двумя участниками. Взявший на себя роль пациента усаживается на «горячий стул» рядом с терапевтом. Остальные члены группы могут идентифицироваться с работающим участником, оказывать ему эмоциональную поддержку и обеспечивать обратную связь. Доброволец, находящийся на «горячем стуле», должен соблюдать принцип «здесь и теперь и рассказывать о содержании своего сознания. Терапевт, не прибегая к интерпретациям, следует за пациентом, всячески поддерживая его в попытках осознать, «что значит сейчас быть им». Используется также прием «блуждающего стула», когда на нем оказывается то один, то другой участник.
В современной групповой гештальттерапии уделяется внимание также социальному взаимодействию участников, учитываются различные уровни функционирования группы: внутриличностный, межличностный и групповой (Гингер, 1999, 2002; Гингер и Гингер, 2001), Гринуолд, 2002; Лебедева и Иванова, 2004; Польстер, 1999; Стивенс, 2002; Энрайт, 1994, 2000; Zinker, 1977). Методы гештальттерапии (последние годы - в сочетании с трансактным анализом, Гулдинг, 1997) широко применяются в групповой терапии неврозов и психосоматических расстройств, в семейной терапии, а также для личностного развития.
Ответственность группы и терапевта делится следующим образом. Члены группы активно выдвигают собственные проблемы и интерпретации, оказывают эмоциональную поддержку друг другу, делятся своими переживаниями. Терапевт ответственен за осознание своих переживаний в текущий момент и их использование в контексте группы. Он сконцентрирован также на поведении и чувствах участников группы, помогает им в определении незавершенных событий прошлого, которые препятствуют эффективному функционированию в настоящем и прорабатывает их. Руководитель группы должен придерживаться принципа «здесь и теперь», быть аутентичным (самим собой) при взаимодействии с членами группы, не нуждаться в поддержке и восхищении со стороны группы.
Терапевт определяет порядок и темп работы; для начала он может предложить участникам серию упражнений, которые фокусируют внимание на сознании текущего момента и на взаимодействие с окружением. Затем он предлагает добровольцу занять место на «горячем стуле» и подробно описывать, что ему удается осознать. На текущем моменте сосредотачиваются и остальные члены группы.
Терапевт вносит в группу структуру, предлагая техники, направленные на интенсификацию эмоций и повышение чувствительности к телесным ощущениям. Он может использовать многие техники, ориентированные на действии, каждая из которых усиливает непосредственные переживания и осознание возникающих чувств и эмоций. Это такие техники, как конфронтация, диалог, фантазия, техники тренировки, обратные процедуры, преувеличение поведения, диалог с собой или со значимым другим в настоящем времени, работа со снами и другие.
Терапевт подбирает и применяет гештальт-упражнения творчески, в соответствии с актуальными потребностями группы. Эксперименты организуются таким образом, чтобы участники осознали области напряжения в своем теле и страх физической или эмоциональной близости, чтобы представить членам группы возможность поэкспериментировать с новыми формами поведения и высвободить свои чувства.
Терапевтический процесс движется с поверхности вглубь, проходя четыре уровня:
1) Клише, где действия заменены ритуалами.
2) Игра роли с поиском подходящего по сценарию партнера.
3) Тупик, когда человек оказывается без роли и переживает чувство пустоты и страха смерти (антиэкзистенциальный уровень или уровень фобического избегания).
§ Принцип «сейчас» – прошлое и будущее существуют лишь как акты воспоминаний или фантазий.
§ Принцип «Я – ТЫ» – прямая конфронтация мобилизует «настоящесть» переживаний.
§ Принцип субъективации высказываний – «что-то давит в груди» переводится как «Я подавляю себя».
§ Континуум сознания – концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний со всеми его составляющими: ощущениями, чувствами, мыслями, действиями.
Важное значение придается осознанию позиций, проявляющихся в речевых конструкциях; их предлагают заменять в сторону большей личной ответственности. Вводятся следующие правила:
ü Употребляй местоимение Я вместо «мы, он, они».
ü Глагол «не могу» заменяй на «не хочу», «должен» – на «предпочитаю».
ü Говори: «Я выбрал» вместо «мне сделали».
ü Говори: «Я хочу» вместо «человек должен, мне следует».
ü Расшифровывай слово «это».
ü Вопрос «почему» заменяй на «как».
ü Вопрос превращай в утверждение.
ü Исключай минимизацию – говори: «Я устал» вместо «Я немного устал».
ü Используй настоящее время.
Широко применяются метафоры. Примером может служить метафора интеграции. Челночным методом выявляются конфликтующие субличности участника. При этом участник попеременно садится то на «горячий» стул, воспроизводя свою доминирующую часть, то на «пустой стул», где говорит от лица подавленной части. После этого на одинаковом расстоянии от «горячего» и «пустого» стула ставится третий стул, на который усаживается участник. Он берет все хорошее (качества, умения) с первого стула левой рукой, затем все хорошее со второго правой рукой. После этого руки соединяются, наступает интеграция субличностей. Эта же метафора может быть визуальной: представить сумку, куда складывается все нужное для сотрудничества обеих частей.
Дж Зинкер (Zinker, 1977), Н.М. Лебедева и Е.А. Иванова (2004) приводят метафоры, наиболее часто пользуемые в гештальт-группах
§ Группа как здание, в котором каждый участник выступает его частью.
§ Группа в кругосветном путешествии меняет средства передвижения.
§ Группа как детский сад, школа, фирма, тюрьма.
§ Группа как коммунальная квартира.
§ Группа разыгрывает ритуал похорон участника, обеспокоенного своей смертностью. Группа как зоопарк и бездомные животные.
§ Группа участвует в карнавале.
§ Группа как организм человека или животного.
§ Группа разыгрывает процесс зачатия ребенка, развития эмбриона и рождения.
§ Группа изображает развитие человека в различных возрастах.
Большое внимание уделяется фантазиям и сновидениям, которые переносятся на реальную почву, в настоящее время, с возвращением личности тех их фрагментов, которые были спроецированы на вымышленные образы. Основные цели фантазирования – контакт с неприемлемыми событиями, чувствами или личными качествами, контакт с отсутствующим человеком или незавершенной ситуацией, исследование неизвестного, исследование новых или неизвестных аспектов личности.
Сновидения рассматривают как проекцию, как возможность осознания актуальных взаимоотношений с другими и терапевтом для понимания экзистенциальной позиции индивида. Дж. Зинкер (Zinker, 1977) использует «Театр сновидения», где участники гештальт-группы разыгрывают части сна под управлением сновидца, который распределяет роли и задает нужное ему направление или предоставляет участникам свободу импровизации.
Анализ переноса заменяется фокусированием на контакте: с собственными функциями, с терапевтом, с членами группы. Работа с контактом по Польстер (1999) проходит через 8 этапов: 1) выявление потребности, 2) попытка удовлетворить потребность, 3) мобилизация внутренней борьбы, 4) утверждение темы (объединяющей потребность и сопротивление), 5) тупик (кризис), 6) катарсис, 7) озарение, 8) признание (удовольствие от нового восприятия себя и окружающего).
Для расширения границ контактов применяются специальные упражнения: длительное жевание, многократное открывание и закрывание глаз, фокусирование взгляда, оглядывание по сторонам, прислушивание к звучанию речи, повторение сказанного, прочувствование собственных движений (например, вращение глазами, головой, тазом). Одновременно повышается доверие к другому человеку совместными физическими упражнениями: прикосновениями, взаимными толчками и т.п. Применяют также релаксацию, дыхательные упражнения, приемы телесной терапии, психогимнастики, танцевальной терапии.
Одна из целей упражнений на осознание состоит в том, чтобы помочь члену группы проанализировать свои чувства. Различают 4 уровня выражения чувств: 1) блокированный (человек не знает о чувстве), 2) заторможенный (знает, но не проявляет), 3) эксгибиционистский (проявляет неадекватно), 4) спонтанный (нормальный). Задача терапевта – довести участника до 3-го уровня и помочь ему поупражняться на этом уровне, пока он не перейдет на 4-й. В это время происходит работа с отыгрыванием, которое проявляется в четырех основных вариантах: отыгрывание незаконченной ситуации из далекого прошлого, отыгрывание незаконченной актуальной ситуации, отыгрывание особенностей характера, отыгрывание полярности (противоположного чувства и поведения).
Руководитель помогает участникам осознать их невербальное поведение (язык тела), задавая вопросы: «Вы осознаете свою улыбку?», «Как, по-вашему, звучит ваш голос?», «Что делает ваша нога?» и т.п. При этом может выявиться важная тема для групповой дискуссии. Если невербальное поведение одного участника является реакцией на другого члена группы, его просят обратиться ко второму прямо. Таким образом облегчается осознание скрытых чувств и эмоциональных блоков.
Н.М. Лебедева и Е.А. Иванова (2004) приводят традиционные вопросы, используемые терапевтом во время работы в гештальт-группе:
- Что ты сейчас переживаешь (видишь, слышишь, ощущаешь и т.д.)?
- Что ты хочешь (в том числе от меня, от данной сессии)?
- Кто тебе может это дать?
- Что ты замечаешь с его стороны?
- Как ты об этом узнал?
- Что ты испытываешь к нему?
- Что ты делаешь?
- Как тебе это удается?
- Как можно сделать по-другому?
- Чего ты избегаешь?
- На что ты рассчитываешь?
- Что тебе это сейчас дает?
- Что ты думаешь и переживаешь в связи со случившимся?
Авторы приводят приемы работы с различными видами сопротивления. При конфлуэнции участника просят описывать все свои чувства и ощущения, которые он замечает в данный момент, чтобы выделить из этого континуума осознавания какие-то важные переживания. Чтобы выделить из «мы» «Я» участника, проводят эксперименты с дистанцией, позой, «встречами и расставаниями».
Участника с интроекциями просят озвучить интроективные послания, нарисовать соответствующую картину или описать сопутствующие телесные ощущения. При этом остальные члены группы хором «бомбардируют» участника его интроектами, обращая их к нему через «ты» («я должна быть самоотверженной» превращают в «ты должна быть самоотверженной»). Участнику предлагают также произносить интроецированное послание в адрес других членов группы, которые дают ему обратную связь. Затем группа рассматривает содержание послания с различных точек зрения. Наконец, участнику предлагают произнести вместо бывшего послания фразу, начинающуюся со слов: «я хочу…» и посмотреть, как развернутся события.
Работая с проекциями, обращают внимание участника, что он делает заключение о всеобщем плохом отношении к себе, не глядя на людей, и предлагают спросить у членов группы, что они сейчас испытывают к нему. Затем участник может сказать о своем собственном отношении к определенным членам группы и получить от них обратную связь. Участнику предлагают также сказать от первого лица то, что он предполагает у другого человека: вместо «я тебе не интересен» – «ты мне не интересен» и т.п. Затем его спрашивают, нет ли доли правды в таком высказывании.
Если участник с ретрофлексией не замечает ее проявлений или не осознает их значения, их усиливают, предлагая ему повторять его жесты, увеличивать их энергию, повышать напряжение и рассказывать о своих чувствах и ощущениях. Члены группы служат моделями «тяжести», «оков», «боли», меняясь ролями с участником. Ему предлагают говорить от лица конфликтующих частей, используя челночную технику. Критическую часть можно усадить на «пустой стул» и попросить высказаться в адрес членов группы.
Участнику с дефлексией предлагают:
§ снабжать каждую фразу дефокусирующими словами («как бы», «типа») и прочувствовать эффект;
§ попросить обратную связь после монолога «вокруг да около»;
§ усилить симптоматическое поведение и выяснить его защитные функции;
§ конкретизировать, какое чувство прячется за таким уклончивым поведением, к кому и за что;
§ переделать намеки в прямые «ты-высказывания» в ситуации скрытого межличностного конфликта или «я-сообщения» о переживаниях, касающихся чувств.
Участнику с эготизмом предлагают эксперименты на границе привычного и приемлемого, с провокациями на принятие риска и готовность к новизне. Работа с обесцениванием предполагает движение маленькими шажками («не проглатывать новизну большими кусками»), исследование, чем новизна «неугодна» и смягчение «Я-концепции».
Технические процедуры терапии называются играми и представляют собой эксперименты с различными ролями, отождествления со значимыми чувствами, отчужденными субличностями и интроектами. Цель игр – закрытие гештальтов; критерием достижения цели является «ага - переживание» (ср. с инсайтом). Некоторые упражнения выполняются в парах, подгруппах или всей группой. Наибольшее распространение получили следующие упражнения.
Упражнения в парах
«Идентификация» одной из трех зон осознавания. Например, по команде «Замри!» необходимо осознать позу, отношение к ней, настроение в связи с ней. По команде «Отомри!» – изменить позу на противоположную, поработать с ней. Затем вернуться в первую позу и сравнить со второй.
«Фокусирование» на той части, которая выражает неосознанное переживание (клиенту предлагают говорить от ее имени).
«Осознание». «Сейчас я осознаю твою улыбку, твой взгляд, запах твоих духов. Осознаю тепло у себя в груди, расслабленность в руках, наклон тела к тебе. Осознаю мысль о твоем теплом отношении ко мне, чувство симпатии к тебе…» Партнер оценивает точность восприятия участника и затем меняется с ним ролями.
«Противоположные ассоциации». Один называет «негативное» понятие – например, «грязь», другой подбирает к нему позитивную ассоциацию: «лечебная грязь».
«Переименование симптома». Один признается другому в своем недостатке. Другой 1) переименовывает его в достоинство (например, упрямство – в упорство); 2) обнаруживает выгоды от «недостатка»; 3) находит еще одно наименование симптому (например, независимость) и предлагает выбрать.
«Единство противоположностей». Партнеры вспоминают радостные и печальные моменты своей жизни, называют три свои сильные и слабые стороны, говорят о своем отношении к близости и независимости, находят три важные перемены в своей жизни и три вещи, которые остались без изменения. Каждый обращает внимание, когда радость и печаль были как-то связаны, как сильные стороны становились слабостью, а слабые помогали, в какой взаимосвязи находились близость и независимость, как за счет изменений удавалось сохранить постоянство.
«Думай только о себе / только о другом». Партнеры садятся на корточки, опираясь спинами друг на друга – вначале, как удобно только себе, потом как удобно другому. Затем сравнивают ощущения, чувства и мысли в первом и втором случае.
«Становиться большим или маленьким». В первом случае – стоя на стуле, во втором – сидя на корточках.
«Борьба противоположностей» – Начальник и Подчиненный. Начальник может стоять на стуле, Подчиненный – сидеть перед ним на корточках. Начальник ругает Подчиненного, поучает его, требует. Подчиненный оправдывается, соглашается, извиняется. Затем партнеры меняются ролями.
«Копия и антипод». Один участник говорит другому: «Ты такой же, как я, у тебя…», при этом он смотрит партнеру в глаза, подражает особенностям его речи и мимики, затем они меняются ролями, и так несколько раз. Через 5 минут фраза меняется: «Я очень отличаюсь от тебя, я…».
«Трудно и легко». Выбрать партнера, с которым трудно, сказать ему: «Мне нравится, что ты сейчас…». Затем выбрать партнера, с которым легко, сказать ему: «Мне не нравится, что ты сейчас…»
«Просьба и отказ». Один произносит на разные лады: «У тебя есть то, что мне нужно», другой отвечает с различными интонациями: «Я тебе это не дам».
«Ты – мы – я». По две минуты говорить молчащему слушателю утвердительные фразы, начинающиеся сначала с местоимения «ты», затем – «мы», и, наконец, «я».
«Утверждение вместо вопроса». Задать слушателю три вопроса и затем заменить их на три утверждения (например: «Зачем ты носишь эти ботинки?» – «Мне не нравятся твои ботинки!»).
«Разделяй и соединяй». Сказать партнеру три фразы, включающие в середине союз «но» и три фразы с союзом «и».
«Три фразы». Поочередно с партнером произносят по три фразы, начинающиеся со слов: «Я должен», «Я не обязан»; «Меня возмущает», «Меня восхищает»; «Я хочу», «Я не хочу»; «Я хотел бы», «Я боюсь»; «Я попытаюсь», «Я добьюсь». Вариант: каждая из перечисленных фраз произносится один раз; начинается она, как указано, а заканчиваются все фразы одинаково.
«Незаконченные предложения». Сказать партнеру фразы, начинающиеся со слов: «Мне нравится, что ты…, я расстраиваюсь, когда…, я злюсь, когда…, я благодарен тебе за…, мы могли бы по другому…, я пытаюсь создать у тебя впечатление…, я чувствую возбуждение, когда ты…, я боюсь, ты подумаешь, что я…, я хочу от тебя…, если бы я прикоснулся к тебе…».