а) хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа;
б) верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и в жизнь вечную.
Чинопоследование таинства Евхаристии – Божественная Литургия, являющаяся единым и нераздельным священнодействием. Особое значение в чине Литургии имеет евхаристический канон, а в нем центральное место занимает эпиклеза – призывание Духа Святого на Церковь, то есть на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары.
[77]4.9.1.Установление таинства Евхаристии. Понятие ο таинстве евхаристии.
Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере.
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26-28).
Святой евангелист Лука дополняет повествование евангелиста Матфея. Преподавая ученикам Святой Хлеб, Господь сказал им: “сие творите в Мое воспоминание” (Лк.22:19).
Через крещение человек вступает в благодатное царство Христово таинственно возрожденным для новой и святой жизни в союзе с Богом. В миропомазании крестившемуся подается благодать, которая укрепляет его в новой жизни и способствует росту этой жизни. Но как жизнь телесная не может продолжаться и развиваться без пищи и питья, так и духовная жизнь нуждается в соответственной ей пище. Такая пища подается возрожденному в евхаристии, или таинстве причащения. «Причащение есть таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого тела и крови Христовой для вечной жизни» (Катихизис.).
И. Христос, приготовляя учеников Своих к уразумению высоких тайн и великих событий, заранее предсказывал ο них. Так и относительно евхаристии – еще до установления ее Он дал обетование об этом таинстве в беседе ο хлебе животном (Ин. VI гл.).
Он говорил: «Аз есмь хлеб животный, Иже сшедый с небесе: аще кто снест от хлеба сего, жив будет во веки; и хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира» (Ин.6:51). В этих словах И. Христос представляет плоть Свою, человечество Свое, с одной стороны, как искупительную жертву за мир, с другой, — как пищу, дающую верующим живот вечный. Слова Господа были выше понимания иудеев, которые стали спорить между собою: како может Сей нам дати плоть Свою ясти, т. е. ту самую плоть, которую они видели пред собою (Ин.6:52). Очевидно, они поняли слова Его в смысле вкушения Его тела, а не в смысле духовного вкушения Христа верой. И И. Христос не только ничем не показал им, что слова Его надобно понимать не в собственном смысле, а напротив, еще сильнее раскрыл учение ο вкушении Его плоти. «Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Плоть бо Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в Нем. Якоже посла Мя живый Отец, и Аз живу Отца ради; и ядый Мя, и той жив будет Мене ради» (Ин.6:53–57).
Обетование ο даровании верным Своим духовной пищи — плоти и крови Своей Господь исполнил в ночь Своих спасительных страданий на тайной вечери с учениками Своими, установив и даже видимо совершив самое таинство евхаристии. «Ядущим же им, прием Иисус хлеб, и благословив, преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите, сие есть тело Мое. И прием чашу, и хвалу воздав, даде им, глаголя: пийте от нея вcu! сия бо есть кровь Моя нового завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов» (Мф.26:26–28; ср. Мк.14:22–24). Согласно с евангелистами (почти буквально сходно с св. Лукой) повествует об установлении евхаристии и ап. Павел: «Аз бо приях от Господа, еже и предах вам, — говорит он, — яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое (у ев. Луки — еже за вы даемое); сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу на вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей крови (у ев. Луки — Моею кровию, яже за вы проливается); сие творите в Мое воспоминание (1 Кор. 11:23–25; Лк 22:19–20). При всей глубине и непостижимости таинства евхаристии, ученики Господа приняли установление таинства, и в частности — слова установления без недоразумения и удивления, а это предполагает, что они были приготовлены к нему обетованием Спасителя ο его установлении.
4.9.2.Видимая сторона таинства
Установитель евхаристии Господь И. Христос повелел приготовить для вечери «особое место» и ученики приготовили его в просторной и «убранной» горнице. Так и в церкви Христовой таинство евхаристии совершается не во всяком месте, а в освященном храме, которого существенную принадлежность составляют престол и антиминс. Без антиминса «никак не можно принести бескровную жертву» (Прав. испов. 107). Богослужение, на котором совершается евхаристия, есть литургия, без которой каким-либо иным образом совершение этого таинства также невозможно. В самом же совершении таинства евхаристии к видимой стороне его существенно принадлежат: употребление установленного вещества, соответствующего понятию ο теле и крови, и молитвенное совершение вечери (совершительные слова и действия таинства).
I. Вещество в таинстве причащения составляют хлеб и вино. Основание для употребления этих веществ находится в истории установления таинства. Хлеб и вино и по своему свойству соответствуют невидимому в евхаристии телу и крови Христовой — истинной пище и истинному питию.
В частности, относительно хлеба евхаристии прежде всего надобно иметь ввиду, что так как он означает единое тело и единого ходатая Христа Господа, а общение верных в таинственном хлебе указывает на соединение их со Христом и между собой в единое тело, то собственно для таинства должен служить хлеб единый, а не многие: яко един хлеб, едино тело есмы мнози; еси бо от единого хлеба причащаемся (1 Кор.10:17). И И. Христос при установлении этого таинства прием хлеб (один, а не два, три или более) и, благословив, преломи (единый хлеб на части), и даяше учеником (Мф.26:26).
Хлеб для таинства должен быть пшеничный, по подражанию евхаристии Христовой, ибо такой хлеб употреблялся иудеями во дни Иисуса Христа, такой употребляла всегда церковь для таинства, и, сколько возможно, лучший, чистый, как по самому веществу, из которого приготовляется, так и по способу приготовления. Этого требует святость и величие таинства.
По вопросу ο том, квасной или опресночный хлеб должен быть употребляем для евхаристии, долгое время в церкви не возникало ни недоумений, ни сомнений: повсеместно и много веков на востоке и на западе употребляли хлеб квасной. Исключение составляли лишь евионеи (II в.), потом армяне (с VII в.). Но в половине XI века сделалось известным на Востоке, где употреблялся и доселе употребляется для евхаристии квасной хлеб, что западные церкви повсеместно ввели в употребление опресноки для этого таинства. Историческая правда однако на стороне употребления в евхаристии квасного хлеба, a не опресноков.
Второе вещество для евхаристии есть вино виноградное. Виноградное вино употребил при установлении таинства Сам Спаситель, как показывают Его слова: «Глаголю же вам, яко не имам пити от плода сего лозного» (Мк.14:25; Мф.26:29). Так как вино евхаристии должно представлять для чувственных очей кровь Христову, то оно должно быть красное. В Палестине и вообще на востоке обыкновенно и предпочтительно употреблялось вино виноградное красное (Быт.49:11; Втор.32:14). Вино виноградное должно быть не смешанное с какой-нибудь другой жидкостью, — чистое и цельное порождение виноградной лозы. При совершении таинства вино соединяется с водою, что, по обыкновению восточному (Притч. 9:2) и по свидетельству предания, совершил на тайной вечери и И. Христос. Соединению вина с водою усвояется церковью и особое знаменование, именно — что во время крестных страданий Христовых из прободенного ребра Его истекли кровь и вода.
Сохраняя неизменным установление об употреблении в евхаристии вина, при приношении соединяемого с водою, церковь еще в древности осудила как тех, которые вовсе не употребляли в евхаристии вина, а одну воду (энкратиты и манихеи), так и тех, которые, напротив, употребляли для таинства одно вино, без соединения с водою (армяне).
II. Евхаристия совершается на божественной литургии. Священнодействие, через которое св. дары уже посвященные Богу на жертвеннике (в проскомидии), по перенесении их во время великого входа на престол, действием Духа Божия прелагаются в тело и кровь Христову, приносятся Богу, как жертва за живых и умерших, и приемлются верующими во освящение души и тела, совершается в последней ее части — литургии верных. Частнее, хлеб и вино прелагаются в тело и кровь Христовы, когда служителем тайны, по вознесении хвалы и благодарения Богу за все неисчислимые Его благодеяния, явленные в творении, промышлении и особенно в ниспослании к нам Сына — Спасителя мира: 1) возглашаются слова установления таинства: приимите, ядите… и пийте от нея вcи… В этих словах выражается воля Спасителя ο преложении хлеба и вина в Его тело и кровь, и «по Его всемогущему повелению, говорит св. И. Дамаскин, так бывает и будет (т. е. совершатъся преложение хлеба и вина) до того времени, когда приидет; ибо так сказано: дондеже приидет» (Точн. изл. в. IV, 13). Вместе с этим слова эти составляют и спасительную заповедь, по которой служители алтаря дерзают и без которой никогда не осмеливались бы приступить к священнодействию столь великого и страшного таинства. Ошибочно было бы, следовательно, усвоять этим словам только лишь повествовательное значение;
2) когда призывается на предложенные дары Дух Святый, как совершитель пресуществления (молитвою и словами: «ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия дары сия»), и
3) благословляются троекратно св. дары со словами: и сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым» (чин литургии св. И. Златоуста; почти тождественны слова благословения и в литургии св. Василия В.). Освящение даров, таким образом, начинается (евхаристической) молитвой, продолжается повторением установительных слов Спасителя и оканчивается призыванием Святаго Духа и благословением даров, да действует над ними сила Божия. Таинственное преложение их соединяется со всеми тремя действиями, но до произнесения слов молитвы: и сотвори убо хлеб сей,… очевидно, священнодействующий имеет пред собою еще хлеб, который не сотворен телом Христовым, освящение которого, впрочем, началось.
Но когда совершено благословение, священнодействующий земным поклоном изъявляет уже благоговение к телу и крови Христовой. Такое верование основывается на свидетельствах Писания об установлении евхаристии.
Евангелисты указывают, что И. Христос, совершая вечерю Свою, не просто и обычно преподал апостолам хлеб и вино, а прежде хвалу воздав (εύχαρίοτησας, — Лк.22:19), благодарив (ε' χαρίοτησας, — 1 Кор.11:24) и благословив (εύλόγησας, — Мф.26:26; Мк.14:22), т. е. совершил молитвенное и освятительное действие, после чего хлеб и вино должны были перестать быть простым и обыкновенным хлебом и вином, и по благодарении и благословении преподал их ученикам, как пречистое тело и как пречистую кровь, заповедав сие творить в Его воспоминание. Поэтому-то благодарственная молитва, слова установления таинства Спасителя и призывание Св. Духа на предложенные дары для освящения их и преложения находятся и в евхаристической молитве (каноне) всех других литургий.