В Православной Церкви имеются семь основных таинств: Таинство Крещения,ТаинствоМиропомазания,ТаинствоПокаяния (исповедь),ТаинствоПричащения (Евхаристия),ТаинствоЕлеосвящения (Соборование),ТаинствоБрака,ТаинствоСвященства.
(По Зарину). Жизнь православного христианина должна быть обязательно тесно связана с Церковным богослужением и освящена Церковными таинствами. Именно такая жизнь дает основание для раскрытия в себе образа Божия, развития личностных качеств, что взаимосвязано с религиозно-нравственным возрастанием в Святом Духе. Через таинства – особые, осуществляемые в истинной Церкви Христовой богодарованные средства – достигается жизненно-реальное общение со Христом. Через таинства действием Святого Духа человеку подаются сверхъестественные дарования, т.е. Божественной Силой подаются дары, превышающие обычный порядок подгреховной человеческой природы, которые необходимы для обоих моментов христианского спасения – общения с Богочеловеком и уподобления жизни человека жизни Божественной.
Таинства Церкви освобождают человека от жизни во грехе, т.е. от духовной смерти и воссоздают его для жизни с Богом во Христе. Они дают человеку способность к богообщению и действительно приводят к богообщению. В данном случае особое значение имеют три таинства – Крещение, Покаяния и Причащение. За Крещением обязательно следуют и другие церковные таинства – Покаяние, Причащение, Елеосвещение, – различные молитвы и богослужения, призванные освящать жизнь христианина. В них христианин, в силу своей веры и нужды получает божественную благодать, которая содействует его совершенствованию и ведет ко спасению. Без этой благодати, только своими силами, невозможны никакие положительные изменения в человеке, в том числе, и нравственные. «Сакраментальная жизнь, "жизнь во Христе", есть непрерывная борьба за стяжание благодати, которая должна преобразовать природу; борьба, в которой чередуются восхождения и падения, но объективные условия спасения никогда не отнимаются у человека. …Чтобы освобождаться от всякого прилога греха и беспрестанно возрастать в благодати, нужно все более и более укореняться в соединении с природой, имеющей ипостасью Самого Христа. Таинство Тела и Крови Христовых – это осуществленное соединение нашей природы со Христом и одновременно со всеми членами Церкви».[70]
Человек естественный, греховный духовно мертв. Следовательно, он должен родиться для духовной жизни, должна произойти коренная перемена не только в его личности, но и в основе его личности – в его природе. Это рождение не может быть осуществлено человеком своими собственными силами, но духовная жизнь в человеке должная начаться от Духа Святого. О необходимости такого рождения как об условии вечной жизни сказал Сам Господь: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:5-6). Таким образом, в таинстве Крещения человек вступает в «царствие Божие», в истинную, вечную жизнь, христианин становится новым творением – «кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор.5:17). Говоря о крещении «во Христа» Апостол подчеркивает, что в Крещении происходит действительное вступление возрожденного в теснейшее общение со Христом. Это общение, «сращение» со Христом проникает не только личность человека, но и его природу, не зависимую от сознания и свободы, а лежащую в основе их. Но этим дано еще не все для осуществления общения со Христом и в последующей жизни человека.
Приняв крещение, человек становится новым творением, но в нем остается еще семя прежней природы тленного человека, которое влечет человека на путь греха и смерти. Для того чтобы после крещения человек, согрешая, мог восстанавливать в себе образ Божий, Богом установлено Покаяние, сознательное обращение человека от греха к добру с намерением исправления, изменения своего греховного состояния. С покаяния начинается нравственно-религиозная жизнь человека. (Притча о блудном сыне). Это первое аскетическое средство.
«Грехи, влекущие человека к падению, притупляющие его ум, сердце и совесть, ослепляющие его духовный взор, обессиливающие его христианскую волю, уничтожаются, и восстанавливается вновь его живая связь с Церковью и Господом Богом. Облегченный от бремени грехов человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути».[71]
Для достижения полного единения со Христом должно происходить поддержание установленной в Крещении органической связи христианина со Христом, уподобление жизни человеческой – жизни Богочеловеческой. Это осуществляется в таинстве Евхаристии или Причащения. «В таинстве Евхаристии Церковь является единой природой, соединенной со Христом. Наше человеческое существо становится единосущным обόженному человечеству, соединенным с личностью Христа, но наша личность еще не достигла совершенства. …Христианская жизнь, жизнь во Христе, есть путь, ведущий от множественности искажения, множественности индивидов, раздробляющих человечество, к единству чистой природы, в которой появляется новая множественность – множественность личностей, соединенных с Богом в Духе Святом. То, что было разъединено снизу, в природе, раздробленной между многими индивидами, должно быть соединено в одном основании, во Христе, чтобы разделиться вверху в личностях святых, восприявших обожающий огонь Святого Духа».[72]
В этом таинстве верующий приобщается богочеловеческой природе Христа, действительно, а не символически, принимая в себя истинное Тело и истинную Кровь Христа Спасителя. В силу неразрывного соединения в Лице Христа Божеской природы и человеческой причастник вместе становится общником и Божества Его. По православному святоотеческому учению, словами преподобного Иоанна Дамаскина «причащением называется Евхаристия потому, что через нее мы причащаемся Божества Иисуса. А общением и называется, и по истине есть, вследствие того, что через нее мы вступаем в общение со Христом, принимая участие как в плоти, так и в Божестве Его». По учению Самого Господа Иисуса Христа, вкушение Тела и Крови Его безусловно необходимо для достижения вечной жизни, для осуществления спасения: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:53-54). В таинстве Евхаристии христианин становится действительным участником истинной, божественной жизни Христа, входит с Его Богочеловеческой Личностью в непосредственное общение. По слову Апостола христианин становится «один дух с Господом» (1Кор.6:15). Таинственное сверхъестественное единение человека со Христом, достигаемое в таинствах Крещения и Евхаристии, приводит человека к истинному богообщению, осуществляет таким образом исконную, заложенную в самой природе человека цель самым совершенным и реальным образом.
Духовная жизнь христианина в теснейшем богообщении – обожествлении, обнимает собой цельного человека, в неразрывном единстве всех его основных элементов – духа, души и тела, ни один из которых при этом не упраздняется, а преобразуется, освящается. Вечной жизни принадлежит все, что может быть освящено. Святоотеческое учение определенно раскрывает мысль о том, что вечная жизнь – по словам свят. Григория Нисского, – «жизнь не души только, но вместе и тела». «Человек соединяется с Богом духовно и телесно» (преп. Симеон Новый Богослов). Таким образом, не только душа, но и тело «соделались домом Божиим», потому что «Господь весь пребывает с душою в теле сем» (преп. Макарий Египетский). Христос воспринял на Себя целого человека с душою и телом, почему и наше спасение совершается тем и другим (свт. Григорий Нисский). Св. Ириной Лионский в споре с еретическим учением Маркионитов, отрицавших участие в христианском спасении человеческого тела, наиболее полно раскрыл мысль о том, что христианство сообщает спасение именно цельному человеку. По его мнению, учение об участии в христианском спасении также и тела христианина не только бесспорно содержится в Церкви, но и принадлежит к числу основных пунктов православно-церковного учения. «Спасение плоти», ее «участие в нетлении» основывается на том, что плоть «питается Телом и Кровию Господа», и вследствие такого «общения» становится истинным «членом Христовым», как пишет апостол Павел, имея ввиду не какого-то духовного и невидимого человека, но действительного человека, состоящего из плоти, нервов и костей.
Исповедь.
-Покаяние как благодатное средство очищения от греха. Внутреннее, умно-сердечное изменение как условие таинства покаяния; μετανοια - перемена ума.
- Причастие Тела и Крови Христовых как соединение с Богом. Жизнь в таинствах и аскеза; причастие как венец аскетических трудов человека.
- Соединение со Христом как сила, делающая человека способным к аскетическому подвигу.
[73]4.8.1. Понятие о таинстве покаяния.
Возрожденный в таинстве крещения, утвержденный благодатью миропомазания в новой жизни, питаемый в евхаристии брашном в жизнь вечную, христианин, хотя и перестает быть чадом гнева Божия, но не перестает быть сыном Адама, наследником поврежденной природы последнего.
Сила врожденной греховности, злоба духов тьмы и владычество зла в мире столь сильны, что готовы бывают увлечь на путь греха, удалить его от Бога. Для исцеления согрешающих после крещения, но искренне кающихся, Господь установил в Своей церкви особое видимое священнодействие.
Это есть таинство покаяния, в котором при устном исповедании грехов, содеянных после крещения, кающийся, через священника, получает благодатное от Самого Бога прощение своих грехов, а вместе с тем и укрепляющую раскаявшегося и прощенного грешника в христианской жизни благодатную силу(Катих. О покаян. Прав. испов., 114).
Обетование об установлении таинства покаяния не раз высказывал Спаситель еще во время Своей земной жизни. Так, когда ап. Петр исповедал Его Сыном Бога живого, Он сказал: «И дам ти ключи царства небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех» (Мф. 16:19). Данное Петру одному обетование И. Христос дал и другим апостолам, а в лице их и всем пастырям. Он учил: «Несть воля пред Отцем вашим небесным, да погибнет един от малых сих» (Мф. 18:14). Повелев далее согрешившего брата сначала обличить и вразумить наедине, а если бы частные обличения наедине, а потом и при свидетелях, не оказали пользы, поведать церкви о согрешающем брате, Он сказал апостолам: «Аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разреше на на небесех» (Мф. 18:15-18). Но, действительно, И. Христос даровал власть связывать и разрешать от грехов и установил таинство уже по воскресении Своем. Явившись ученикам, когда они все, кроме Фомы, находились в одном доме, Он сказал: «Мир вам! якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят; им же отпустите грехи, отпустятся им, a им же держите, держатся» (Ин. 20:21-23).
В церкви от дней апостольских действительно существовала и применялась к жизни членов церкви власть прощать и удерживать грехи. Этой властью пользовались апостолы, когда принимали приходивших к ним с исповеданием своих грехов (Деян.19:18); тяжких грешников отлучали они от церкви (1Кор.5:6, 1.Тим.1:20) и снова разрешали принимать в общение (2Кор.2:6). В после апостольское время эта же власть всегда была принадлежностью пастырей церкви. Когда возникли в церкви лжеучения монтанистов (II в.), новациан (III в.) и донатистов (IV в.), которыми отнималась надежда на спасение у согрешавших после крещения, а также у т. н. падших во время гонений на христиан, то их мнения повсеместно (в Греции, Африке и Риме) были осуждены и средство спасения указываемо было в том, что пастыри церкви имели право разрешить кающегося грешника. Отцы церкви оставили и подробные рассуждения о власти священства над совестью грешников в словах о священстве (св. И. Златоуст, Амвросий, Ефрем Сирин) и постановлениях и правилах относительно таинства покаяния, епитимий и пр.