Сам Господь Иисус Христос нас научает: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф11:29).
Поэтому главное средство борьбы с гордостью – смирение и любовь.
К смирению руководствуют:молчание, смиренномудрие, смиреннословие, смиренноодеяние, самоукорение и последность(Добротолюбие).
Прп. авва Дорофей пишет: «Один брат спросил старца: что есть смирение? – Старец отвечал: «Смирение есть дело великое и божественное; путем же к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно; также чтобы считать себя ниже всех, и постоянно молиться Богу – это путь к смирению; самое же смирение божественно и непостижимо».
Преп. Филофей Синайский пишет: «Потребно нам великое смирение, если искреннее имеем попечение о хранении ума в Господе: во-первых, в отношении к Богу и, во-вторых, в отношении к людям. Всячески должны мы сокрушать свое сердце, изыскивая и в дело вводя все, могущее смирять его. Сокрушает же и смиряет сердце, как известно, о прежней нашей в мире жизни память, если она припоминается нами как следует, также память о всех грехах от юности; когда кто пересматривает их умом по частям, обыкновенно и смиряет, и слезы рождает, и ко всесердечному благодарению Бога подвигает нас, как всегдашняя действенная (до чувства доводимая) память о смерти, которая притом рождает и плач радостный со сладостию, и трезвение ума. Преимущественно же смиряет мудрование наше и располагает потуплять очи в землю воспоминание о страстях Господа нашего Иисуса Христа, когда кто проходит их в памяти и все подробно воспоминает. Это подает также и слезы. Сверх того, истинно смиряют душу великие Божии благодеяния именно к нам, когда кто подробно перечисляет их и пересматривает: ибо мы имеем брань с гордыми, неблагодарными демонами».
1) Познавай самого себя, познанием немощи и окаянства своего.
2) Воспоминай грехи свои, вольные и невольные и очищай совесть свою частой исповедью.
3) Приводи во ум неизреченное смирение Иисуса Христа, коему нас и словом и делом Он научил.
4) Ни с кем в добродетелях не равняйся, но почитай себя всех грешников грешнее и всех тварей безсловесных хуже и непотребнее.
5) Сотворив добродетель не своей силе, но благодати Божией то приписывай.
«Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти» (Флп.2:13).
6) Помяни падежи сильных и смиришися(св. Исаак Сирин).
7) Приметив гордость в себе, со слезами взывай ко Господу: «Избави мя, Господи, от гордого духа, и даруй мне истинное смирение»!
8) И, наконец, ничего не твори по воле и разуму своему без вопроса, совета и благословенияотеческого, но все по воле его твори.
Очень способствует борьбе с гордостью послушание и покорность.
Важно для победы над страстью укорять себя самого.
Просить прощения у других людей. Просить у других людей помощи.
Молиться о всех своих нуждах, даже самых простых. Приписывать все добрые дела Богу.
Для излечения крайних степеней гордости может помочь тяжелый физический труд.
Иоанном Кассианом предлагаются следующие средства.
•Смирение. Именно, нужно нам с искренним расположением сердца, считая себя хуже всех, изъявлять всем окружающим истинное смирение, заботясь, чтобы ни в чем их не обидеть или не оскорбить. Этого мы никак не возможем исполнить, если из любви ко Христу не будет утверждено в нас истинное самоотвержение.
• Самоотвержение.Оно состоит в оставлении пристрастия к своему имуществу и полной нестяжательности.
• Послушание.Требует от нас подчинения с простым сердцем, без всякого притворства, так, чтобы, кроме приказания своего начальника или духовного отца, вовсе не жила в нас никакая свояволя. Это может исполнить только тот, кто соблюдает следующие две заповеди:
• Быть мертвым для мира.
• Считать самого себя неразумным, глупым.Так что все, что ни прикажут ему старцы, он будет исполнять без всякого исследования, считая это священным и возвещенным от Бога.
Это уже залог спасения и непоколебимости душевной ни при каких скорбях и оскорблениях. Чтобы легче их было переносить, можно прибавить еще три правила.
• Всегда размышлять о страданиях нашего Господа и Его святых, думая, что наши скорби – ничто в сравнении с их.
• Постоянно помнить, что мы через малое время переселимся из нынешней жизни в мир иной и, если окажемся достойными, «будем соучастниками святых».
• Твердо держаться смирения по отношению к Богу, то есть сознавать, что, как бы ни велики были наши подвиги и добродетели, они – дар Божий, а сами по себе мы бы никак не могли их совершить. Лишь невидимая помощь Божия, постоянно действующая, дала нам возможность получить то, что мы имеем, если только мы действительно что-нибудь имеем, а не пустой то призрак обольщенной духом тщеславия души. (Еп. Варнава. Отд III, гл.3, §8.)
3.15. Страсть лжи.
Определение страсти
Ложь– неправда, намеренное искажение истины, обман. Некоторые люди считают грех лжи маловажным, несущественным грехом, но Священное Писание и Святые отцы говорят совершенно иначе. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит вся глаголющая лжу (Пс.5:7) то как пострадают те, которые сшивают ложь с клятвами?» (Леств.12:3).
Всем христианам следует помнить, что ложь – от лукавого и диавол есть ложь и отец лжи, по приговору Самого Иисуса Христа (Ин. 8:44), а Бог, по словам Его же, есть Истина (Ин.14:6). Таким образом, произнося ложь, человек соединяется с демоном и отлучает себя от Бога. Будет ли то общественная жизнь или жизнь частного лица, присутствие лжи и лицемерия говорит о том, что в них оскудели любовь и страх Божий, а с ними вместе и совесть потеряла уже свою чувствительность и не дает знать человеку всю силу греха и наказания, которое ему предлежит за гробом. Поэтому, кто стяжал слезы покаяния и умиления, тот избавился совершенно от этого искушения, нередко облекающегося в обманчивую одежду «доброжелателя». Святые отцы различают три вида лжи. Ложь может быть мыслью, словом или жизнью. Сегодня мы видим еще один вид лжи – ложь в своей внешности – косметика.
Ложь мыслью
Всякий, принимающий за истину свои догадки, лжет мыслью, когда человек по глазам, по походке или по одежде делает вывод о том, о чем думает человек или пытается судить о его намерениях. Этот вид лжи можно назвать ложными помыслами. Например, находится такой человек в обществе, видит, что двое разговаривают, один или оба взглянули на него – и сейчас ему в голову помысл: «Это они обо мне». Подошел к ним, замолчали. «Из-за меня», – думает опять лживый. Если кто скажет что, сейчас он уже прислушивается и раздумывает, не с целью ли оскорбить его это сказали. Отсюда – любопытство, злословие, подслушивание, вражда, осуждение.
3.15.3. Ложь словом
Происходит она, как и всякий грех, от сластолюбия, сребролюбия и славолюбия (1Ин.2:16).
– Лжет словом тот, кто из-за лени не сделает какого-либо дела, а пытается оправдать себя ложью.
(Пословица: кто хочет, тот делает, кто не хочет – ищет оправдания).
– От многословия и смехотворства.
Это обычное явление в обществе. Но как к нему относиться? Кто хочет спасаться, примет совет преп. Иоанна Лествичника, еще более тысячи лет тому назад сказавшего:
«Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика как от губительной заразы, тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: "не опечаливай", внушают они нам, "повествователя", или: "не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие". Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем суде; ибо лучше тебе окропиться в этом случае малым тщеславием (а я прибавлю: и полным изгнанием из общества в наше время. – Еп. Варнава), только бы сделаться виновником общей пользы».
– Собственно от сластолюбия и от сопутствующих сластолюбию страстей – желание расставить сеть ближнему, причинить зло, вред, или из боязни лишиться хорошего положения, места, покоя, из-за страха перед наказанием.
– Человек лжет также иногда с корыстной целью. Отсюда ведет свое происхождение пословица: «Не обманешь – не продашь».
– Тщеславие тоже заставляет прибегать работающих ему ко лжи. Как уж извивается иной, лжет через каждое слово, лишь бы о нем не подумали плохое и не уличили в каком-либо неправом деле, которое он старается сохранить в тайне.
«Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное?» – Нет. Господь «решительно говорит, что ложь от диавола (Ин.8:44), не показывая никакого различия во лжи» (еп. Василий Великий).
Но «иногда случается такое дело, – говорит преп. авва Дорофей, – что бывает крайность скрыть мало, и если кто не скроет мало, то делу приносит большое смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность, и видит кто-либо себя в такой нужде, то может посему изменить слово, для того чтобы не вышло, как я сказал, большего смущения и скорби или обиды. Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев... однажды во много лет, когда видит, как я сказал, великую необходимость, и это самое, допускаемое весьма редко, пусть делает со страхом и трепетом, показывая Богу и произволение свое и необходимость, и тогда он будет прощен, но вред он все-таки получает».
Ложь жизнью
«Жизнию своей лжет тот, – говорит авва Дорофей, – кто, будучи блудником, притворяется воздержным; или, будучи корыстолюбив, говорит о милостыне и хвалит милосердие; или, будучи надменен, дивится смиренномудрию.
Это не простой человек, но двойственный, ибо иной он внутри и иной снаружи, и жизнь его двойственна и лукава». (Проныра)
Из предыдущих трех складывается еще одно устроение души, совершенно погибельное для спасения и, как рак, глубоко проникающее в душу и разъедющее ее. Это – тонкое растление всей духовной сущности человека. Оно называется лукавством.
По чеканному выражению преподобного Иоанна Лествичника, «лукавство есть искусство или, лучше сказать, безобразие бесовское, которое потеряло истину и думает утаить это от многих».
Еще несколько его же определений: «Лукавство есть извращение правоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благонамеренностью, клятвы, повинные муке, двусмысленные слова, скрытность сердца, бездна лести, навык лгать... личина покаяния... вражда против исповеди... коварная улыбка при обличениях... притворное благоговение; словом, оно есть бесовское житие».