Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Средства борьбы со страстью. Против каждой страсти служит врачевством противоположная добродетель (например



Против каждой страсти служит врачевством противоположная добродетель (например, против чревоугодия – воздержание, против сребролюбия – нестяжание, гордость смирением побеждается и т. д.), против уныния же нет такой специальной добродетели. Вот почему у святых отцов она называется иногда «всепоражающей смертью», ибо для своего уврачевания требует многих сил и ведет за собою все пороки и тысячи зол, вплоть до отвержения мирянами самой идеи личного спасения, а у монахов – до снятия мантий и возвращения в мир. В борении с этой-то страстью и познается, кто и какслужит Богу – нелицемерно или лукаво и нерадиво; соответственно этому и награждается.

Главные средства борьбы с печальютрезвение, усердие ко всякому доброму делу.

Собственно, «врачевство же от всего этого одно, – говорит св. Исаак Сирин, – при помощи только оного человек находит скорое утешение в душе своей. Это – Смиренномудрие сердца. Без него никто не возможет разорить преграду этих зол. …По мере смиренномудриядается тебе терпение в бедствиях твоих; а по мере терпения облегчается тяжестьскорбей твоих, и приемлешь утешение...

 

Щедролюбивый Отец наш у истинных сынов Своих, когда соблаговолит сотворить облегчение их искушений, не отъемлет искушений их, но дает им терпениев искушениях. И все эти блага они [то есть святые] приемлют рукою терпения своего к усовершенствованию душ своих».Но смирение – это общая добродетель, которая раскрывается – и у новоначальных выражается – в ряде других, более простых и определенных. Поэтому, кто хочет победить беса уныния, тот должен соблюдать следующее:

1) воздержание от празднословия,

2) посильное рукоделие,

3) чтение Слова Божия,

4) принудительная, терпеливо - настойчивая молитва, соединенная с надеждой на Бога (Пс.41:6).

5) помышление о смерти и о будущих благах в Царстве Небесном.

6) Иногда единственным средством борьбы с унынием является сон.

Имея в сердце своем страх Божий, в делах благочестия нимало не давай себе послабления, но проси от Бога помощи со слезами и елико сил твоих в творении добродетелей трудися, исполняя заповеди Господни, яко верный Его раб. А праздности и невоздержания в пище и питии убегай доблественно. Во время же злострадания не вдавай себя в печаль, но всякое искушение претерпевай мужественно. В терпении вашем, сказано, стяжите души ваша (Лк.21:19).

Не расслабеешь, если прежде уготовить душу твою ко искушениям по оному: «Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое, и потерпи; и не скор буди во время наведения, прилепися Ему, и не отступи, да возрастеши на последок твой» (Сирах.2:1-3). А буде начнешь ослабевать в терпении, непрестанно молися ко Господу со слезами: «Избави, Господи, от уныния душу мою, и терпение даруй ми, рабу Твоему, Владыко Человеколюбче»! Помни, что Горе сердцу ослаблену! Горе вам, погубившим терпение! «И что сотворите, егда посетит Господь?» (Сирах.2:13,14).

Псалмопение и молитва уныние связуют, размышление же о смерти – враг его, а молитва и упование будущих благих умерщвляет его совсем. «Уныние исцеляет терпение и еже все твориши со многим прилежанием и страхом Божиим» (прп. Иоанн Лествичник). «Устави себе во всяком деле и не отступи первее, донеле же скончаеши та и молися часто о благомощне и дух уныния отбежит от тебе» (св. Нил Синайский). Прп. Амвросий Оптинский дает следующее наставление в отношении уныния: «Скука унынию внука, а лени дочь, чтоб отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих бед себя избавишь».

Страсть тщеславия.

[62]3.13.1. Описание страсти.Тщеславие (χοδοξία) и гордость (υπερηφανία) принадлежат к утонченным порокам. Иногда святые Отцы (напр. Григорий Богослов) объединяли их в одну страсть, так как тщеславие есть начало страсти, а гордость – конец.

В продолжение своей жизни человек не может не видеть, что он жестоко наказывается тем самым, в чем он видел свое счастье, в чем он полагал самодовлеющую цель своей жизни. Но даже если человек, постигнув обманчивость и гибельность господства в себе страстей, решает оставить прежнюю жизнь и обеспечить себе благо не удовлетворением страстям, а противоположными им добродетелями, то иногда он делает это ради себя самого, имея целью свое собственное благополучие – настоящее и особенно будущее. Присутствие в человеке эгоизма, лежащего в основе такого доброделания, проявляется в страстях тщеславия и гордости. Эти тесно связанные между собой страсти, заканчивающие список главных пороков, представляют наивысшую степень опасности для религиозно-нравственной жизни человека не только по своей сущности, но особенно из-за тонкой, иногда трудно уловимой форме своего присутствия в душе.

Это обуславливается тем, что эти пороки проявляются именно при условии заметных успехов в осуществлении подвижничества, по поводу некоторых достигнутых совершенств.

По словам преп. Иоанна Кассиана, страсть тщеславия "воодушевляется не иным чем, как успехами в добродетелях того, на кого нападает". Специфическая сущность тщеславия состоит в том, что люди, подверженные этой страсти "возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию" (Ин.12:43). Слава человеческая, по сравнению со славой Божией, является, конечно, не истинной, ложной, внешней, пустой, тщетной. По определению свт. Григория Богослова, тщеславие есть стремление к суетной славе. В святоотеческой письменности есть указание на два вида тщеславия. Мирской порок тщеславия обнимает собой превозношение плотскими, видимыми вещами, и не обладает специфическим качеством анализируемой страсти – скрытностью, тонкостью приражения к уму подвижника. Для вставших же на путь подвижничества средством достижения почета, известности, славы избираются именно подвиги, труды доброделания. В этом случае происходит коренное извращение основной цели христианского подвижничества, когда средство поставляется на место цели. Вследствие этого и вся деятельность человека, получив цель ложную, при внешней благовидности не имеет истинно христианского достоинства ни в своей сущности, ни в проявлениях, ни в результатах. Происходит уклонение от истинного пути совершенствования в сторону самочинного доброделания, человек избирает собственную праведность и благочестие, фактически отвергая благодать, божественное водительство, вступает на путь языческой (или иудейской) праведности, где самолюбие не искореняется, а питается.

По христианскому учению, человек имеет религиозно-нравственный долг посвящать не только всю свою жизнь вообще, но и в каждом конкретном ее моменте до мелочей, всецело посвящать Господу. О себе лично, о своих собственных трудах и подвигах человек и думать не должен, устремляясь к бесконечной цели богоуподобления, о полном достижении которой в какой-либо данный момент не может быть и речи. Поэтому человек в себе самом видит только немощи и недостатки, а все доброе с искренним чувством благодарности относит к Господу Богу, действующему в нем своею всесильной благодатию (Фил.2:13; Евр.13:21).

Истинный подвижник, по словам блаж. Диадоха, "не думает о своем достоинстве", но "непрестанно пребывает в таком горячем желании, чтобы Бог славился в нем, сам же остается как бы несуществующим". Между тем у подвижника, увлеченного духом тщеславия, принципом аскетического делания является искание собственной славы. В сущности все его подвиги проистекают из себялюбия (φιλαυτία), постоянно сопровождаясь памятованием о своем собственном достоинстве. Человек все свое внимание обращает на показную, внешнюю сторону подвижничества, с несомненным, громадным ущербом для стороны внутренней. Между внешней благовидностью показного благочестия и внутренним религиозно-нравственным настроением человека, в таком случае, не оказывается необходимой гармонии. Показная пышность доброделания в сущности является пустоцветом, так как прикрывает собою внутреннее бесплодие эгоистического самодовольства, греховного самоуслаждения.

Совершая, повидимому, подвиги самоотречения, человек в сущности питает греховное самоугодие, – факт тем более опасный в деле религиозно-нравственного совершенствования, что человек, обманутый внешними успехами на взгляд несомненного прогрессирования по пути добродетели, в действительности все более и более разоряет и губит свое внутреннее сокровенное, сердечное делание. Таким образом, тщеславие препятствует подвижнику предстоять Богу и стяжать венец истинной праведности. Отсюда ясно, что наиболее характерными свойствами тщеславия являются лицемерие и ложь.

Определение страсти.

Тщеславие – пристрастие к тщетной (напрасной, бесполезной) славе, любовь к почестям.

Тщеславиеесть тот душевный недуг или суетное желание, которое всякими способами возбуждает искать мирской пустой славы.

Тщеславие есть страсть тонкая и могущественная, которая никого и ничего не боится; к подвижникам даже сильнее льнет. Там, где все остальные бесы прогнаны и обращены в рабство, дух тщеславия один надеется устоять и низложить мужественного борца. Все остальные бесы, как огня, боятся умножения в человеке добрых дел – демон тщеславия один только веселится, когда видит их умножение.

Там, где прочие бесы ничего не могут поделать и выбиваются из сил, трудясь над соблазнением подвизающегося, приходит этот тонкий, легко вздымающийся дух и в одну минуту уничтожает все долговечные поты, слезы, труды спасающегося и обращает их в ничто, лишая всякой награды. (Леств.22:3)

Существуетдва основных вида тщеславия. Один вид побуждает превозноситься плотскими преимуществами и видимыми вещами: богатством, силой, красотой, хорошей семьей, образованием, голосом, одеждой, а также своими природными душевными дарованиями, достоинствами или талантами: остроумием, твердой памятью, знанием наук и художеств.

Другой вид побуждает превозноситься духовными преимуществами (добродетелями) и делятся еще на две степени: внешняя,к которой относятся более грубые превозношения: в посте, в молитве в церкви, в подаваемой милостыне, в выполнении общих послушаний, в видимых делах милосердия, во внешнем смирении и т.п. Кто спасается на людях, тому бес всячески внушает, чтобы он совершал подвиг напоказ, даже «с блеском».

Безмолвника же бесы искушают тем, что сами тонко нахваливают его и стараются уверить, что высота его добродетелей дает ему возможность легко побеждать их (демонов) – это внутренняя степень.

Тщеславие противно страстиунынию. Ибо уныние человека в творении добродетелей расслабляет, а тщеславие возбуждает исполнять всякую добродетель, однако не для угождения Богу, но с намерением прославиться от человек.

3.13.3. Плоды тщеславия: честолюбие, сребролюбие, вещелюбие, гнев, ярость, памятозлобие, ненависть, хула, мщение, брани, убийства, скорби и печали, уныние, нечувствие, помрачение разума, заблуждение, ереси, отступление от веры, лицемерие, ложь, человекоугодие, многоглаголание, любопоказание, самохвальство, роскошь, ризное (одежды) украшение, притворное смирение и тем подобные многие пороки и беззакония.

Тщеславие все плоды добродетелей поедает. И кто природными дарованиями, как-то: остроумием, высоким учением, чтением, приятным произношением и всеми таковыми без труда получаемыми качествами тщеславится, тот никогда благ выше естественных не снищет.

Главное же тщеславия порождение есть гордость. «Похвалы душу человеческую высят и подымают, коль же скоро она надмится, то обладает ею гордость, возносит ее до неба, и низводит до самой пропасти»(прп. Иоанн Лествичник).

Преподобный Амвросий Оптинский по поводу страсти тщеславия приводил такую поговорку: «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь».

Прп. Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но на самом деле угождает не Богу, а людям» (Леств.22:5).

Чаще всего особым образом поражены страстью тщеславия политики, киноактеры, спортсмены, художники, писатели. На тщеславного человека очень сильное влияние имеет мода.

Происходит эта страсть от самолюбия и безумия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.