Против каждой страсти служит врачевством противоположная добродетель (например, против чревоугодия – воздержание, против сребролюбия – нестяжание, гордость смирением побеждается и т. д.), против уныния же нет такой специальной добродетели. Вот почему у святых отцов она называется иногда «всепоражающей смертью», ибо для своего уврачевания требует многих сил и ведет за собою все пороки и тысячи зол, вплоть до отвержения мирянами самой идеи личного спасения, а у монахов – до снятия мантий и возвращения в мир. В борении с этой-то страстью и познается, кто и какслужит Богу – нелицемерно или лукаво и нерадиво; соответственно этому и награждается.
Главные средства борьбы с печалью – трезвение, усердие ко всякому доброму делу.
Собственно, «врачевство же от всего этого одно, – говорит св. Исаак Сирин, – при помощи только оного человек находит скорое утешение в душе своей. Это – Смиренномудрие сердца. Без него никто не возможет разорить преграду этих зол. …По мере смиренномудриядается тебе терпение в бедствиях твоих; а по мере терпения облегчается тяжестьскорбей твоих, и приемлешь утешение...
Щедролюбивый Отец наш у истинных сынов Своих, когда соблаговолит сотворить облегчение их искушений, не отъемлет искушений их, но дает им терпениев искушениях. И все эти блага они [то есть святые] приемлют рукою терпения своего к усовершенствованию душ своих».Но смирение – это общая добродетель, которая раскрывается – и у новоначальных выражается – в ряде других, более простых и определенных. Поэтому, кто хочет победить беса уныния, тот должен соблюдать следующее:
1) воздержание от празднословия,
2) посильное рукоделие,
3) чтение Слова Божия,
4) принудительная, терпеливо - настойчивая молитва, соединенная с надеждой на Бога (Пс.41:6).
5) помышление о смерти и о будущих благах в Царстве Небесном.
6) Иногда единственным средством борьбы с унынием является сон.
Имея в сердце своем страх Божий, в делах благочестия нимало не давай себе послабления, но проси от Бога помощи со слезами и елико сил твоих в творении добродетелей трудися, исполняя заповеди Господни, яко верный Его раб. А праздности и невоздержания в пище и питии убегай доблественно. Во время же злострадания не вдавай себя в печаль, но всякое искушение претерпевай мужественно. В терпении вашем, сказано, стяжите души ваша (Лк.21:19).
Не расслабеешь, если прежде уготовить душу твою ко искушениям по оному: «Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое, и потерпи; и не скор буди во время наведения, прилепися Ему, и не отступи, да возрастеши на последок твой» (Сирах.2:1-3). А буде начнешь ослабевать в терпении, непрестанно молися ко Господу со слезами: «Избави, Господи, от уныния душу мою, и терпение даруй ми, рабу Твоему, Владыко Человеколюбче»! Помни, что Горе сердцу ослаблену! Горе вам, погубившим терпение! «И что сотворите, егда посетит Господь?» (Сирах.2:13,14).
Псалмопение и молитва уныние связуют, размышление же о смерти – враг его, а молитва и упование будущих благих умерщвляет его совсем. «Уныние исцеляет терпение и еже все твориши со многим прилежанием и страхом Божиим» (прп. Иоанн Лествичник). «Устави себе во всяком деле и не отступи первее, донеле же скончаеши та и молися часто о благомощне и дух уныния отбежит от тебе» (св. Нил Синайский). Прп. Амвросий Оптинский дает следующее наставление в отношении уныния: «Скука унынию внука, а лени дочь, чтоб отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих бед себя избавишь».
Страсть тщеславия.
[62]3.13.1. Описание страсти.Тщеславие (χοδοξία) и гордость (υπερηφανία) принадлежат к утонченным порокам. Иногда святые Отцы (напр. Григорий Богослов) объединяли их в одну страсть, так как тщеславие есть начало страсти, а гордость – конец.
В продолжение своей жизни человек не может не видеть, что он жестоко наказывается тем самым, в чем он видел свое счастье, в чем он полагал самодовлеющую цель своей жизни. Но даже если человек, постигнув обманчивость и гибельность господства в себе страстей, решает оставить прежнюю жизнь и обеспечить себе благо не удовлетворением страстям, а противоположными им добродетелями, то иногда он делает это ради себя самого, имея целью свое собственное благополучие – настоящее и особенно будущее. Присутствие в человеке эгоизма, лежащего в основе такого доброделания, проявляется в страстях тщеславия и гордости. Эти тесно связанные между собой страсти, заканчивающие список главных пороков, представляют наивысшую степень опасности для религиозно-нравственной жизни человека не только по своей сущности, но особенно из-за тонкой, иногда трудно уловимой форме своего присутствия в душе.
Это обуславливается тем, что эти пороки проявляются именно при условии заметных успехов в осуществлении подвижничества, по поводу некоторых достигнутых совершенств.
По словам преп. Иоанна Кассиана, страсть тщеславия "воодушевляется не иным чем, как успехами в добродетелях того, на кого нападает". Специфическая сущность тщеславия состоит в том, что люди, подверженные этой страсти "возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию" (Ин.12:43). Слава человеческая, по сравнению со славой Божией, является, конечно, не истинной, ложной, внешней, пустой, тщетной. По определению свт. Григория Богослова, тщеславие есть стремление к суетной славе. В святоотеческой письменности есть указание на два вида тщеславия. Мирской порок тщеславия обнимает собой превозношение плотскими, видимыми вещами, и не обладает специфическим качеством анализируемой страсти – скрытностью, тонкостью приражения к уму подвижника. Для вставших же на путь подвижничества средством достижения почета, известности, славы избираются именно подвиги, труды доброделания. В этом случае происходит коренное извращение основной цели христианского подвижничества, когда средство поставляется на место цели. Вследствие этого и вся деятельность человека, получив цель ложную, при внешней благовидности не имеет истинно христианского достоинства ни в своей сущности, ни в проявлениях, ни в результатах. Происходит уклонение от истинного пути совершенствования в сторону самочинного доброделания, человек избирает собственную праведность и благочестие, фактически отвергая благодать, божественное водительство, вступает на путь языческой (или иудейской) праведности, где самолюбие не искореняется, а питается.
По христианскому учению, человек имеет религиозно-нравственный долг посвящать не только всю свою жизнь вообще, но и в каждом конкретном ее моменте до мелочей, всецело посвящать Господу. О себе лично, о своих собственных трудах и подвигах человек и думать не должен, устремляясь к бесконечной цели богоуподобления, о полном достижении которой в какой-либо данный момент не может быть и речи. Поэтому человек в себе самом видит только немощи и недостатки, а все доброе с искренним чувством благодарности относит к Господу Богу, действующему в нем своею всесильной благодатию (Фил.2:13; Евр.13:21).
Истинный подвижник, по словам блаж. Диадоха, "не думает о своем достоинстве", но "непрестанно пребывает в таком горячем желании, чтобы Бог славился в нем, сам же остается как бы несуществующим". Между тем у подвижника, увлеченного духом тщеславия, принципом аскетического делания является искание собственной славы. В сущности все его подвиги проистекают из себялюбия (φιλαυτία), постоянно сопровождаясь памятованием о своем собственном достоинстве. Человек все свое внимание обращает на показную, внешнюю сторону подвижничества, с несомненным, громадным ущербом для стороны внутренней. Между внешней благовидностью показного благочестия и внутренним религиозно-нравственным настроением человека, в таком случае, не оказывается необходимой гармонии. Показная пышность доброделания в сущности является пустоцветом, так как прикрывает собою внутреннее бесплодие эгоистического самодовольства, греховного самоуслаждения.
Совершая, повидимому, подвиги самоотречения, человек в сущности питает греховное самоугодие, – факт тем более опасный в деле религиозно-нравственного совершенствования, что человек, обманутый внешними успехами на взгляд несомненного прогрессирования по пути добродетели, в действительности все более и более разоряет и губит свое внутреннее сокровенное, сердечное делание. Таким образом, тщеславие препятствует подвижнику предстоять Богу и стяжать венец истинной праведности. Отсюда ясно, что наиболее характерными свойствами тщеславия являются лицемерие и ложь.
Определение страсти.
Тщеславие – пристрастие к тщетной (напрасной, бесполезной) славе, любовь к почестям.
Тщеславиеесть тот душевный недуг или суетное желание, которое всякими способами возбуждает искать мирской пустой славы.
Тщеславие есть страсть тонкая и могущественная, которая никого и ничего не боится; к подвижникам даже сильнее льнет. Там, где все остальные бесы прогнаны и обращены в рабство, дух тщеславия один надеется устоять и низложить мужественного борца. Все остальные бесы, как огня, боятся умножения в человеке добрых дел – демон тщеславия один только веселится, когда видит их умножение.
Там, где прочие бесы ничего не могут поделать и выбиваются из сил, трудясь над соблазнением подвизающегося, приходит этот тонкий, легко вздымающийся дух и в одну минуту уничтожает все долговечные поты, слезы, труды спасающегося и обращает их в ничто, лишая всякой награды. (Леств.22:3)
Существуетдва основных вида тщеславия. Один вид побуждает превозноситься плотскими преимуществами и видимыми вещами: богатством, силой, красотой, хорошей семьей, образованием, голосом, одеждой, а также своими природными душевными дарованиями, достоинствами или талантами: остроумием, твердой памятью, знанием наук и художеств.
Другой вид побуждает превозноситься духовными преимуществами (добродетелями) и делятся еще на две степени: внешняя,к которой относятся более грубые превозношения: в посте, в молитве в церкви, в подаваемой милостыне, в выполнении общих послушаний, в видимых делах милосердия, во внешнем смирении и т.п. Кто спасается на людях, тому бес всячески внушает, чтобы он совершал подвиг напоказ, даже «с блеском».
Безмолвника же бесы искушают тем, что сами тонко нахваливают его и стараются уверить, что высота его добродетелей дает ему возможность легко побеждать их (демонов) – это внутренняя степень.
Тщеславие противно страстиунынию. Ибо уныние человека в творении добродетелей расслабляет, а тщеславие возбуждает исполнять всякую добродетель, однако не для угождения Богу, но с намерением прославиться от человек.
3.13.3. Плоды тщеславия: честолюбие, сребролюбие, вещелюбие, гнев, ярость, памятозлобие, ненависть, хула, мщение, брани, убийства, скорби и печали, уныние, нечувствие, помрачение разума, заблуждение, ереси, отступление от веры, лицемерие, ложь, человекоугодие, многоглаголание, любопоказание, самохвальство, роскошь, ризное (одежды) украшение, притворное смирение и тем подобные многие пороки и беззакония.
Тщеславие все плоды добродетелей поедает. И кто природными дарованиями, как-то: остроумием, высоким учением, чтением, приятным произношением и всеми таковыми без труда получаемыми качествами тщеславится, тот никогда благ выше естественных не снищет.
Главное же тщеславия порождение есть гордость. «Похвалы душу человеческую высят и подымают, коль же скоро она надмится, то обладает ею гордость, возносит ее до неба, и низводит до самой пропасти»(прп. Иоанн Лествичник).
Преподобный Амвросий Оптинский по поводу страсти тщеславия приводил такую поговорку: «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь».
Прп. Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но на самом деле угождает не Богу, а людям» (Леств.22:5).
Чаще всего особым образом поражены страстью тщеславия политики, киноактеры, спортсмены, художники, писатели. На тщеславного человека очень сильное влияние имеет мода.