Св. Иоанн Златоуст говорил некогда с кафедры не монахам, а мирянам, своим духовным детям: «Хочешь ли знать, какое великое зло – гневаться? Но, скажешь, сердце кипит и терзается от обиды. Знаю и я; потому-то высоко уважаю тех, кто побеждает гнев. Действительно, если мы захотим, нам можно удержаться от этой страсти. Почему, в самом деле, когда нас оскорбляют начальники, мы не испытываем ее? Потому, что перед нами стоит равносильный этой страсти страх. Равным образом, почему слуги, которых мы без конца оскорбляем, сносят все молчаливо? Таким образом, ради людей мы и невыносимое сносим, и оскорбляющим нас говорим: “Такой-то оскорбил меня, не ты”, а в отношении к Богу не будем иметь и такого почтения? Скажем же и нашей душе: оскорбляет нас теперь Бог, повелевающий молчать; не станем отвечать бранью, и пусть не будет Бог презреннее людей. Итак, когда кто-нибудь огорчит тебя, подумай о своих прегрешениях против Бога, а также о том, что своим смирением пред Ним ты сделаешь более милостивым суд, когда должен будешь давать ответ за них. Отпущайте, сказано, и отпустят вам (Лк.6:37)».
Во-первых, испытай себя со страхом Божиим, не подал ли ты сам к тому причины делом или словом, или образом неким? Во-вторых, не оскорбил ли ты его прежде чем-нибудь или из ближних его, или другого кого-либо безвинно? И аще оскорбил некогда его или кого другого, то яко возмездие приемляй смирися и уничижи сам себя, а всуе на него не гневайся. А ежели и не оскорбил и не оскорблял его никогда, то ведай, яко иных ради грехов смотрением Божиим искушения на тя приходят. И для того нам грешным и достойным всякого оскорбления никогда не должно гневаться на оскорбляющих нас хотя и безвинно; но с любовью, кротостию и незлобием долготерпеливо да сносим всякое злострадание, благодаряще о всем Бога, Врача душ и телес. Когда начинается движение в тебе гнева, тогда сотвори на себе креста знамение, и непрестанно умом твоим призывай Господа Иисуса в помощь,утолити гневную бурю, – и вскоре души смущение утихнет, и будет тишина благодатная внутри сердца твоего. Сие колико полезно, испытав познаешь своим искусом. Если же молитвою не предваришь гневного возмущения, но яко огнь возгорится ярость твоя; в то время храни твоя уста, и от раздражающих тя уклонися, да не полетят из уст твоих яко из лука стрелы жестокия слова. «Ниже возглаголеши словесе во гневе из уст твоих» (Ис.58:3).
Противоборствует этой страсти тот:
1) кто услышит слово досадное и скорбит в себе, не яко досаждение прият, но яко не претерпе;
2) кто подвизается и труждается терпя скорбная, последи же побеждается от стужения страсти;
3) кто не хощет отвещати зле, от обычая же совосхищается;
4) кто подвизается отнюдь не рещи зла, скорбит же, яко досаждение прият, обаче и зазирает себе, яко скорбит и кается о сем;
5) кто не скорбит, яко досаждение прият, но ниже радуется. Сии все сопротивляются страсти (св. Авва Дорофей).
Но если кто хочет совершенно избавиться от гнева и сопутствующих ему страстей: возношения, вспыльчивости, лукавства, вражды, самооправдания и прочих, – то пусть поступит в монастырь и притом такой, где бы насельники его отличались самым суровым характером. И там, подвергаемый досаждениям, уничижениям и потрясениям от братьев или сестер, ударяемый и ногами попираемый, в прямом и переносном смысле, пусть непрестанно молчит и служит добровольно всем, как купленный раб, безропотно, терпеливо, подавляя в себе всякий малейший помысл самооправдания и обвинения в чем-либо ближнего. Хотя бы с грязью смешали наше доброе имя (кроме обвинения в ереси) – и совершенно неповинно, то и в этом случае пусть он не унывает, но лучше веселится (Мф.5:11; Иак.1:2).
И если после такого тернистого пути, на котором – никто не спорит – сердце, может быть, сотни раз будет истекать кровью, мы встретимся с этим человеком, то несомненно увидим, как он без вреда может брать в руки свирепых гадюк и скорпионов, ходить посреди кровожадных тигров, как среди щенков, и приводить к Богу самые закоренелые в злобе сердца.
Поэтому побеждает сию страсть тот:
1) кто радуется, егда приимет досаду, но за мздовоздаяние. Сей побеждает страсть, но не с правым разумом;
2) кто радуется досажден быв, разумея в себе яко должен есть досажден быти, понеже сам тому подаде вину;
3) кто не токмо радуется досаждаем и сам себе повинна творит, но и скорбит за смущение досадившего ему. Бог да введет нас в таковое благодатное устроение!
«Пусть и в миру возьмет, кто желает, на себя этот подвиг, не боясь гонений и сумасшедшего дома, и получит тот же результат и награду». (Еп. Варнава)
Главные средства борьбы с гневом – кротость, терпение и незлобие.
1) Одним из средств борьбы с гневом является умеренное употребление пищи по слову прп. Иоанна Лествичника (Леств.8:16).
2) Начальное орудие против гнева – молчание уст при смущении сердца (Леств.8:3).
3) Важнейшее оружие против страсти гнева – обязательная просьба о прощении пред тем, кого обидел.