«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Матф.6:1).
«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:5).
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:16).
«Не бываим тщеславни друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Гал.5:26).
«Не хваляй бо себе, сей искусен есть, но егоже Бог восхвалит» (2Кор.10:18).
«Како вы можете веровати славу друг от друга приемлюще и славы, яже от Единаго Бога не ищите» (Ин.5:44).
Средства борьбы со страстью.
Главное средство борьбы с тщеславием – смирение.
1) Никогда ничего не делать по тщеславию: ни милостыни, ни молитвы, ни поста, (Матф.6:1).
2) Совершать действия, противоположные тщеславию.
3) Недоверие своим добродетелям.
4) Старайся при других никогда не делать того, чего не делают другие.
5) Грех тщеславия побеждается так же смиренномудрием, т.е. поступай так, как должны поступать смиренные. Св. Григорий Синаит пишет по этому поводу следующее: «Есть семь разных деланий и расположений, вводящих и руководящих к этому богоданному смирению, кои взаимно входят в состав друг друга и друг от друга происходят: 1) молчание, 2) смиренное о себе думание, 3) смиренное говорение, 4) смиренное одеяние, 5) самоуничижение, 6) сокрушение, 7) последность – иметь себя во всем последним».
Сотворив доброе дело хотя и будут люди тебя хвалою возносить, и самому так же во ум внидет самохваление, пред людьми хвалитися возбуждающее; но ты творение добродетели не своей силе и тщанию, а силе Божией приписывая, самого себя в разуме укоряй и уничижай, совершенно ведая немощь свою и множество грехов своих. Похвалу же людскую и свое самохваление отражай прилежною ко Христу молитвой вопия мысленно: «Избави мя, Господи, от духа тщеславного»! «Не мал бо есть подвиг тщеславия пременитися»,- говорит святой Максим. Пременяется же кто сокровенным добродетелей деланием и непрестанною молитвой. Знамение же переменения, еже к тому незлопомнити злословившему или злословящему (прп. Иоанн Лествичник).
Если же молитвой не преодолеть духа сего, то
1) приводить во ум слова Христовы: «Горе, егда добре рекут вам вси человецы!» (Лк.6:26).
2) Воспоминать, что Иисус Христос от яслей и до креста не искал славы от человек: «Славы от человек не приемлю» (Ин.5:41). А своим примером и нас тому же он научает.
3) Представлять себе что за тщеславие и правоту любящий Бог прежде будущего воздаяния еще в мире сем смиряет и уничижает, как Навуходоносора, царя Вавилонского, во скота претворенного.
4) Рассуждать, что мирская слава яко суетная, ложная, кратковременная, душевредная и в сравнении с будущей вечной славой ничтоже сущая, недостойна любви, но достойна всякого презрения и отвращения.
5) И, наконец, иметь в сердце своем страх Божий, любить нищету, смирение, простосердечие и часто открывать помыслы свои отцу духовному, и следовать его совету и наставлению.
Ещевесьма нужно незлобивое терпение скорбей и злостраданий. Укоряя сам себя в разуме, терпи незлобиво от ближних всякого рода оскорбления, подражая рекшему: «Плещи моя вдах на раны, ланиты моя на заушение, и лица же моего не отвратил от студа заплевания» (Ис.5:6).
В самом начале не без труда бывает человеку терпеть от ближних оскорбления. По некотором же времени скорби сносит он безболезненно и находит в том духовное услаждение, а наконец, действием благодати Божия, приходит в такое состояние, что во всякой скорби и злостраданию радуется духом своим и оскорбляющих его, яко благодетелей своих любит. И сие есть знак высочайшего совершенства, его же достигнути да сподобит всех нас Иисус Христос Своей всемогущей силой!
Страсть гордости.
После всех страстей полагается гордость, так как начало всех страстей – самолюбие, конец же – гордость, как вещает святой Максим. «Ибо гордость паче всех иных страстей лишает человека Божией помощи и навлекает на него временные и вечные наказания» (св. Максим Сотник).
[63]3.14.1. Описание страсти. По своему филологическому составу гордость – υπερηφανία – означает человека, который „себя" чрезмерно показывает, т. е., который, обладая громадным самомнением, при всяком случае выставляет свою личность на первый план. Таким образом, υπερηφανία очень часто связана с внешнею пышностью, роскошью. Отсюда наречие υπερηφανως употребляется как противоположное по смыслу μετρίως (мера, умеренность, скромность). Равным образом и слово υβρις, без сомнения, связано с υπερ и означает собственно поставление себя выше всяких границ, высокомерие. При этом υβρις может иногда проявляться и в пренебрежении законов священных, божественных.
Все наиболее выдающиеся, характерные черты «тщеславия» являются еще резче, выпуклее, интенсивнее и неприкровеннее выраженными в последней – восьмой страсти – гордости (υπερηφανία), когда человек всей своей личности придает неограниченное значение, поставляя себя в центре бытия, все остальное считая лишь средством для достижения собственных целей самовозвышения. Если „тщеславный" услаждается своими подвигами и достоинствами, видя в них средство достижения известности, славы, почета от людей, то „гордый" уже прямо и неприкровенно усвоят их себе и, вознося свою собственную личность на пьедестал величия, утверждает свою полную независимость от кого бы то ни было, свое самодовлеющее достоинство, способность собственными силами, без Божественной помощи, осуществить свое идеальное, истинно человеческое назначение, – признавая совершенную достаточность своих сил для осуществления добродетелей.
И если в тщеславии выражается только недостаток любви к Богу, забвение о славе Божией,то в гордости проявляется уже прямое, решительное и сознательное пренебрежение к Божественной славе, явное нежелание "воздать славу Богу". Замкнувшись в себе, человек утверждает свое духовное самодавлеющее достоинство, признает себя морально и религиозно самостоятельным, т.е. сознает совершенную достаточность своих сил для осуществления добродетелей, имеющим задатки и необходимые средства для бесконечного самостоятельного развития. Человек стремится жить для себя и по себе. Он считает себя способным осуществить свое высшее назначение помимо религиозно-нравственных отношений к Безусловному. Эти отношения считаются или ненужными для человека, или, вместе с этим, невозможными по тем или иным философским или психологическим основаниям. Гордый не признает глубокого расстройства в своей природе, а если сознает их, то не считает себя виновным в нем, вообще отрицает свою греховную личную и природную испорченность. И по отношению к другим людямчерты, свойственные „тщеславию", являются в „гордости" в виде еще более обостренном и резком. "Тщеславный"хочет пользоваться окружающими людьми, как средствомдля собственного прославления, – следовательно, он все же признает их нужными себе, полезными. „Гордый" же мечтает о своем решительном и несомненном превосходстве над всеми людьми, о своей полной независимости от них. Отсюда он стремится к исключительному самоутверждениюпо отношению к окружающим и, следовательно, к их отрицанию, к полному подчинению их себе во всем, к решительному, ничем не ограничиваемому своему господствунад ними, почему, по словам свт. Иоанна Златоуста,"гордость" является причиною и основанием и других „страстей" – – преимущественно гнева, зависти, клеветы.
Превозносясь своими достоинствами – действительными или мнимыми – внутренне одержимый гордостью на каждом шагу, кстати и некстати, неделикатно и бесцеремонно выставляет их напоказ, всеми путями подчеркивает свои труды и заслуги, имея в виду, в то же время, обесценить в общественном мнении труды и достоинства других людей, так или иначе набрасывая на них тень неблаговидности, неискренности, корыстности и т.д. Гордый, таким образом, замкнут для всякого чужого совершенства, для него невыносимо тяжело, иногда даже прямо невозможно, признание чужого достоинства, нравственной порядочности другой личности. Признавая за собою бесспорное и безапелляционное право суда над нравственною личностью ближнего, "гордый" не допускает и мысли о том, чтобы кто-либо другой осмелился критически относиться к его собственным действиям и поступкам, решился высказать ему какое-либо замечание, а тем более обличение, – он ответит на них не иначе, как явною враждою или же – непременно – затаенною ненавистью. Отсюда пренебрежительное отношение к низшим, презрение к равным. Самонаблюдение, самоиспытание при таком настроении становится невыполнимым. По отношению к окружающим людям гордый стремится к исключительному самоутверждению, следовательно к подчинению всех себе, к неограниченному господству над другими людьми. Поэтому, как видно из описания этой страсти, гордость являет собой высшую степень падения человека и в религиозном, и в нравственном отношениях. Однако, по наблюдениям аскетов, чисто религиозное противление Богу выступает особенно заметно только на высшей ступени развития гордости, на начальной же ступени она касается только людей. Таким образом, именно в гордости себялюбие, эгоизм проявляется интенсивнее, чем в других страстях, достигая сознательного и упорного противления Богу. Поэтому именно гордость, по аскетическому учению, пагубнее и тяжелее всех остальных пороков. Достигая в гордости высшей степени своей очевидности, себялюбие, эгоизм, несомненно, присутствует в качестве общей основы во всех страстях, которые, по выражению преп. Ефрема Сирина "отражаются от самолюбия, как ветви какие".
Определение страсти
Гордость– чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие, зазнайство. Ежели ты, забывая сам себя, осуждаешь, укоряешь и презираешь ближних своих, а себя превозносишь, то сие самое и есть богомерзкая гордость. Иначе страсть эта называется надмением, высокоумием, кичливостью, возношением, превозношением, самомнением, презорством и прочим. Существуетдва основных вида гордости. Один вид побуждает превозноситься над братьями, другой же вид приписывает все добрые дела себе.
Прп. Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божьей, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы. Начало гордости – корень тщеславия; средина – уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец – отвержение Божьей помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав» (Леств.23:1-2).
Владимир Даль приводит в своем словаре интересные русские народные пословицы, связанные с гордостью: «Гордым быть – глупым слыть. Сатана гордился – с неба свалился, фараон гордился – в море утопился, а мы гордимся – куда годимся?».
3.14.3. Происхождение гордости
1) От незнания себя самого: «Аще бы себе познал еси, не бы горделив был еси»(св. Исаак Сирин).
2)От забвения Бога: «Начало гордыни человеку отступление от Господа, и егда от сотворшаго и отвращается сердце его» (Сирах.10:14).
3)Гордость рождается от забвения своих грехопадений.
4)Гордость начинается от крайнего тщеславия.
5) Гордость производит богатство и честь: «Нищета бо мужа смиряет» (прп. Иоанн Лествичник).
6) Гордость возникает и от обращения с гордыми: «Касаяйся смоле очернится, и приобщаяйся гордому точен ему будет» (Сирах.13:1).