«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством» (Лук.21:34).
«Не прельщайся всякой сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь и от пресыщения многие умерли, а воздержанный прибавит себе жизни» (Прем.Сир.37:30-34).
«Сон здравый от чрева умеренного, – воста заутра, и душа его с ним» (Сирах.32:22)
3.7.3.Средства борьбы со страстью . (Еп. Варнава)
Если бы дело было только в указанных видах чревоугодия, тогда спасение было бы очень просто – завел себе определенный час, определил известный род пищи, простой и неблазнительной, назначил меру для нее и успокоился. Но в том-то и дело, что если человек положил себе таковой порядок ради Христа (а не ради сбережения здоровья, хорошего пищеварения и тому подобного), то демоны ни за что не дадут ему его выполнить сразу. Нужно много слез пролить, Бога просить, подвизаться, всегда быть начеку, контролировать каждый помысл свой, прежде чем сесть за стол, – тогда только будешь в состоянии победить сию страсть. Необходимо содержать в памяти следующие козни врагов, которыми они тщатся обманным образом вовлечь спасающегося в ров этой пагубы.
1. Видя боязнь твою, что сочтут тебя постником и воздержником, бесы подогревают это, нашептывая не выделяться и кушать как все, тем более, если оказываешь гостеприимство, в том числе не отказываться и от вина.
2. Однако часто тщеславие враждует против объедения. Объедение понуждает разрешать, а тщеславие внушает показывать свою добродетель. Если человек юн, то Иоанн Лествичник советует лучше допустить беса тщеславия, чем покориться бесу объедения.
3. К праздникам после постов следует готовиться не мечтая, какими снедями почтить праздник, а какими духовными дарованиями обогатиться.
4. Осторожно относиться к благословению священнослужителей к ослаблению (разрешению) поста, употреблению вина, вспоминая свои борения с плотской похотью.
5. Воздерживаясь от яств и питий, следует остерегаться раздражительности, оказывая «всякую кротость ко всем человекам» (Тит.3:2), но не следовать пословице – «чего поститься, еще злей будешь», то есть не путать цель и средство. Пост средство, в том числе и для борьбы с раздражительностью. Так как и бес чревоугодия и бес раздражительности могут между собой сговариваться и передавать человека один другому.
6. Бес чревоугодия на время может отойти, для того, чтобы человек впал в прелесть, взял на себя неподъемные труды отшельников, а потом, расстроив здоровье, перестанет и вовсе поститься.
«Всякому надлежит как бы на весах взвешивать житие свое». (Исаак. Сирин.)
«Буде же Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения. Итак, пусть будут болезни не от нас самих, но от Бога». (Серафим. Саровский.)
Ответы Архимандрита Фотия:
Вопрос. Что мне творить, дабы вкушал я умеренно брашно и питие?
Ответ. 1) При вкушении брашна и пития изображай на себе креста знамение, с молитвой: «Господи, благослови!»
2) Вкушая снеди, трезвися умом своим, поминай всегда Господа Иисуса и внимай чтению, да не отяготишися.
3) Рассуждай, что тебе, яко человеку, непристойно вкушать пищу безсловесно до пресыщения, что и душе и телу есть вредно, но хранить умеренность должно.
4) Охуждения снедей блюдися, воспоминая Сына Божия, желчь и оцет на Кресте вкусившего.
5) Лучших снедей против желания своего оставляй всегда часть, от Отец реченную – Христу.
Вопрос. Всякое ли воздержание душеполезно?
Ответ. Нет! Со тщеславием пост безполезен, и во гневе также Богопротивен. Одно только это воздержание душеполезно, которое по благому намерению со смиренномудрием бывает, да поработивше плоть духу целомудрие и чистоту стяжем и поживем Богоугодно.
Вопрос. Чем более возбуждается человек к воздержанию?
Ответ. 1) Любовью к Богу: «Любяй Бога Ангельское житие на земли живет, постяся и бдя, поя и моляся»(св. Максим Сотник).
2) Страхом Божиим: «Бояйся муки, воздерживается от страстей»(св. Максим Сотник).
3) Печалью о грехах, а иногда и мирскою, о коих сказано будет после.
4) Желанием быть безстрастным, и получить будущие блага.
5) Ненавистью против страстей: «Ненавидяй страсти, отъемлет сих вины»(Марк Подвижник).
6) Всех более возбуждает человека на воздержание своя совесть действием Благодати Божия.
Вопрос. Как разделяется употребление пищи?
Ответ. На воздержание, самодоволие и сытность. Воздержание есть, еже алкати ядшу; самодоволие же – ни алкати, ни отягощатися; сытость же, еже отягощатися.
Отцы един предел воздержания положиша, еже не прелъщатися насыщением чрева, ниже привлекаться сластию гортани; но вкушающему каковую-либо пищу, еще желанию в нем сущу, от тоя воздержатися и не ожидати насыщения (Добротолюбие).
Вопрос.При воздержании что всего нужнее?
Ответ. Рассуждение. Во-первых, рассуждать должно возраст, воспитание, крепость тела, здравое или немощное состояние, душевное устроение, в трудах или в покое пребывание; во-вторых, испытать, во всякий ли день, в которое время и сколько какой пищи употреблять? «Вся же искушающее, добрая держите» (Солун.5:21). А безмерному посту по своему безрассудному самочинию не должно вдаваться на вред души своей; но по совету и благословению духовного отца хранить должно умеренное воздержание со смиренномудрием.
Вопрос. Как убегать пьянства?
Ответ. Не делай к тому привычки, отвращайся винопийцев, и не внимай совету их. А если кто привык к пьянству, немедленно отставать должен как от пагубной заразы, да не сведет душу безвременно во ад.
Вопрос. Употреблять ли иноку хотя бы немного вина?
Ответ. Монаху более должно убегать пьянства. Ибо жизнь постническая трезвости и воздержания во всем требует. Однако от святых отцов позволено и подвижникам употреблять мало вина, но вина лозного, водой растворенного, по уставу церковному во дни праздничные.
Вопрос. Как об этом рассуждают другие отцы?
Ответ. Преподобный Феодор Едесский: «Вину убо веселити сердце человеку писано есть, ты же,– монах, – плакати и рыдати обещався, такового уклонися веселия и возвеселишися даровании духовными. Веселяся же вином, со страстными поживеши помыслы, и во многи впадеши скорби»(Добротолюбие 4:34).
3.7.4. Средства борьбы со страстью[51]
Главное средство борьбы с чревоугодием –воздержание.
1) Воздерживайся от употребления вина, а особенно крепких спиртных напитков.
Об этом ясно говорит святой Златоуст: “Пьянство, если в ком найдет и целомудрие, и стыд, и разум, и кротость, и смиренномудрие, – все повергает в бездну законопреступления.” Не лишится ли своего спасения и не будет ли отрешен от небесного наследия тот человек, который через пьянство лишился всех добродетелей? Истину говорит Апостол: «Пьяницы... Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:10) (Свт. Димитрий Ростовский.)
2) Старайся употреблять пищу в строго установленное время.
3) Избегай излишеств в употреблении пищи и пития, старайся вставать из-за стола до появления чувства сытости. Преподобный авва Дорофей пишет в своих поучениях по этому поводу следующее: «Ты знаешь, что мы ежедневно нуждаемся в пище, но не должны вкушать ее с услаждением. Когда мы принимаем ее, благодаря Бога, Который дал ее, и осуждая себя, как недостойных; то Бог делает, что она служит нам в освящение и благословение». Еще один прием для обуздания своего чрева приводит прп. Иоанн Лествичник: «Сидя за столом, исполненным снедей, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд; ибо и таким образом едва возможешь хоть немного укротить страсть объедения. Когда пьешь, всегда вспоминай оцет и желчь Владыки твоего; и таким образом или пребудешь в пределах воздержания, или по крайней мере, восстенав, смиришь свой помысел» (Леств.14:31).
4) Довольствуйся простой пищей.
5) Соблюдай все посты, установленные Церковью. Прекрасные слова о том, что такое пост, сказал прп. Иоанн Лествичник: «Пост есть насилие естества. Отвержение всего, что услаждает вкус. Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений. Освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение» (Леств.14:33).
6) При борьбе со страстью употребляй постепенность. Не надо, находясь во младенческом возрасте, одним шагом пытаться взойти на самый верх лестницы. Прп. Иоанн Лествичник по этому поводу советует: «…если душа желает различных снедей, то она ищет свойственного естеству своему; и потому против хитрого нашего чрева должно и нам употребить благоразумную осторожность; и когда нет сильной плотской брани, и не предстоит случая к падению, то отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую» (Леств.14:12).
7) Когда соблюдаешь пост, старайся сделать так, чтобы не выделяться среди других людей. Держи свой пост в тайне.
[52]Аскетическая традиция указывает все же, что род и качество Пищи для каждого являются делом, если не исключительно, то в значительной степени, субъективным, поскольку должны соответствовать индивидуальным особенностям каждой личности.
Равным образом и тот вопрос, свободен ли известный человек от сластолюбия по отношению к пище, или же нет, нормально ли с аскетически-христианской точки зрения совершается его питание,– разрешается правильно только с точки зрения психического отношения человека к этому акту. А это последнее обнимает собою, с одной стороны, его религиозно-нравственное, сопровождающее вкушенье пищи, настроение по отношению к Богу, Верховному Подателю пищи, как и всех благ вообще, славить и молитвенно-созерцательно благодарить Которого вкушение пищи представляет собою совершенно достаточное и вполне достойное побуждение, а с другой – формальной – стороны, в понятие нормального отношения человека к пище входит его самообладание, соразмеряющее с потребностью количество, качество и время вкушения пищи, с целью обеспечить своему телу здоровую бодрость и достаточную крепость, а не с целью получить наслаждение. В этом последнем отношении все дело сводится собственно к тому, владеет или нет человек своим настроением в деле питания, т. е. является ли чувство удовольствия, связанное с этим процессом или представлением его, – в виде второстепенного, привходящего элемента, или же оно выступает на первый план, вполне и решительно завладевает вниманием человека.
Страсть блуда.
Определение страсти.
Блуд (πορνεία) – пристрастие к плотскому, греховному желанию помыслом или самим делом. Эта страсть более всего нарушает необходимое требование и обязательное качество – чистоту (αγνεία), которая приобретается и сохраняется аскетизмом. Это исполнение всякого плотского греховного вожделения. Существует три основных вида блуда: естественный блуд (интимные отношения свободных лиц противоположного пола вне брака) и прелюбодеяние (интимные отношения, когда один или оба связаны с другим человеком узами брака); противоестественный блуд – содомия (интимные отношения лиц одного пола), рукоблудие, кровосмешение и др.; а третий – блуд в помыслах (принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, замедление в них)., в одном помысле и желании:«Яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем» (Мф.5: 28).
К одному из проявлений греха блуда можно отнести: женские украшения и косметику, короткие юбки, вырезы, прозрачную и обтягивающую одежду, употребление духов и одеколонов. Блуд является страстью, которая производит столь глубокое впечатление на человека, что блудника в соответствии с апостольскими правилами необходимо отлучать на многие годы от святых Христовых тайн. Святые отцы налагают за этот грех от 3 до 15 лет отлучения от Причащения. Количество дней в году, когда Церковь предлагает воздержание от супружеского общения, значительно больше, чем даже постных дней (примерно около 300), за счет воздержания накануне воскресных и праздничных дней, а также во время святок и светлой седмицы.
Возникновение страсти[53]
1) От естественной на соитие склонности:«Вижду же ин закон во удех моих, противу воюющь закону ума моего, и пленяющь мя законом греховным, сущим во удех моих»(Рим.7: 23).
2) От искусителя диавола:«Дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся»(2 Кор. 12:7).
3) От пресыщения чрева:«Пресыщение бо есть отец блудодеяния»(прп. Иоанн Лествичник).
4) От пьянства:«Не упивайтеся вином, в нем же блуд есть»(Ефес.6: 18).
5) От обращения и бесед с женами:«Масло питает свет светильника, а сласти распадение разжижает беседа женска» (св. Нил).С мужатницею отнюдь не седи, и не медли с нею в вине, да некогда преклонится душа твоя на ню, и духом твоим поползнешися в пагубу(Сирах.9:10).
6) От нехранения чувств, особливо зрения, слуха и осязания:«Отврати око твое от жены красныя, и не назирай чуждыя доброты. Добротою женскою мнози прельстишася»(Сирах.10:10).
7)«Гордости ради попускается на человека блудная брань, по Божию смотрению, да смиряется чрез нея человек», – говорит святой Дамаскин. Бывает, однако, что некоторые говорят, что не имеют этой страсти, но они вполне могут иметь «в себе страсти более тонкие, горше и хуже блуда, диавол держит их в тех страстях и не борет их блудом: поэтому тщеславие и гордыня, празднословие и клевета, и осуждение, и зависть, и глумление, и смех наполняют меру блудную и место».
3.8.2. Последствия блудной страсти[54]
Вред души и телу и совершенную пагубу человеку. Кто бы то ни был, похотением зараженный, благодатного света лишается, разумом помрачается, волею развращается, стыд и совесть теряет, и по плотскому мудрованию своему все делает, как изумленный: «В злохудожную бо думу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху» (Премудр.1:4). Помраченный же разумом и лишенный благодатной силы в законотворении, злобною хитростию диавола уловляется, в разные роды блужения, во многие пороки и беззакония впадает. Исполнен бывает зависти, злобы, ревнования, лести, производит ссоры, брани, убийства и всякое злодеяние, за что навлекает на себя мщение Божие, временные и вечные казни. Наконец, скверня себя плотскою нечистотою, неисцельными болезнями повреждает тело свое, умирает безвременно, и, если без покаяния, подвергается вечному осуждению в геенне огненной: «Ни блудницы,.. ни сквернители, ни малакии,.. ни пияницы... Царствия Божия не наследят» (1Кор.6:9-10).
Еще и здесь, прежде оного вечного осуждения, казнит Бог, за плотскую нечистоту, как, например, Содома и Гоморра жителей. Аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог(1Кор.3:17). Или не весте, яко телеса ваша Храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Его же имате от Бога, и несте свои, куплен ибо есте ценою.Прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия(1Кор.6:19-20).