Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЧЕЛОВЕКА



Экстремальными называют такие ситуации, в которых опасность столь велика, что человек нередко оказывается неспособен действовать правильно, с учетом реальной обстановки.

Основным признаком такой ситуации является наличие опасности для здоровья и жизни человека. В условиях угрозы для жизни не каждый человек способен действовать (работать) устойчиво и продуктивно. Проявляется воздействие экстремальной ситуации на человека в форме резкого понижения организованности поведения, торможения действий и движений. Существует и другая форма проявления воздействия опасной (чрезвычайной) ситуации, которая выражается в повышении эффективности деятельности человека. Последняя форма поведения выражается в целесообразной активности, четком восприятии и осмысливании появившихся осложнений, правильной их оценке, повышении самоконтроля, совершении действий, адекватных ситуации.

Психические расстройства наблюдаются достаточно часто у пострадавших в зоне ЧС. Практически все лица с психическими расстройствами, независимо от степени тяжести клинической картины, нуждаются в доврачебной помощи; врачебная помощь необходима 65-100% пострадавших. Сроки лечения пострадавших колеблются от 10 суток (при легких заболеваниях) до двух месяцев и более для лиц с реактивными психозами.

Одной из основных причин отрицательного проявления воздействия опасности на человека является неподготовленность к действиям в непредвиденных ситуациях. Однако, одна и та же ситуация при равной неподготовленности у одного человека вызывает аффект, у другого не нарушает психической деятельности.

При чрезвычайных ситуациях человек мгновенно оценивает ее как жизнеопасную. В это время поведение людей во многом определяется страхом. Человек, поддающийся сильному воздействию страха, нередко теряет контроль над собой, не принимает мер самозащиты, плохо ориентируется в обстановке и может подвергнуться панике, если страх переходит в стресс. Когда человек начинает чего-то бояться, то именно это с ним, как правило, и происходит.

Страх до определенного времени и предела может считаться физиологически нормальным явлением и даже полезным, ибо способствует экстренной мобилизации физического и психического напряжения, необходимого для самосохранения. Он выступает в роли защитного механизма, спасающего нас от преждевременной смерти. Страх - нормальная защитная реакция на ненормальные, чрезвычайные обстоятельства. Все дело во времени, которое требуется для преодоления чувства страха, сопровождающегося растерянностью и неорганизованностью поведения. У человека, подготовленного к действиям в чрезвычайной ситуации, это происходит значительно быстрее, чем у неподготовленного, у которого сохраняется длительное бездействие, суетливость, что стимулирует развитие психических расстройств. Если человек контролирует свой страх, он осознает опасность и пытается избежать ее.

Бесконтрольный страх - это паника. Она психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного «заражения» людей и блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противостояния возникшей обстановке.

В ситуациях угрозы и опасности у людей может эмоциональный .стресс, который приводит к изменениям психологических процессов, трансформации мотивационной структуры деятельности вплоть до ее полной дезорганизации.

Различают три психофизиологических механизма влияния опасности на психику человека. Первый - безусловно-рефлекторный - заключается в том, что внешние раздражители (вид убитых и раненых) являются безусловными сигналами, на которые психика реагирует эмоцией испуга, страха. Второй механизм реагирования на факторы опасности - условно-рефлекторный. Он основан на отрицательном опыте человека. На этой основе страх может быть вызван практически любыми факторами, если только он раньше был связан с действительной опасностью. Третий механизм - интеллектуальный - чувство страха может быть следствием мысленного воссоздания опасности, воображения опасной ситуации.

Опасность может стать постоянной, способной оказывать на человека угнетающее действие. Чрезвычайной ситуации всегда свойственна непосредственная (реальная или мнимая) опасность, сочетание кратковременного и длительного воздействия неблагоприятных факторов (ранение, гибель окружающих, массовые разрушения и т.д.). Поведение людей в такой обстановке определяется характером выполняемых задач, общей ситуацией, силой воли, устойчивостью психики, а в коечном счете - их морально-психологическим состоянием. Психологический склад конкретной группы людей определяется характерами каждого из ее членов, которые в свою очередь зависят от ряда прирожденных качеств.

В морально-психологическом факторе неразрывно слиты две стороны - моральная и психологическая. Воздействуя в определенном направлении, моральные элементы способствуют концентрации воли, чувств, мыслей. В этом проявляется взаимодействие и взаимосвязь обеих сторон, выступающих в качестве одного из основных регуляторов поведения человека в экстремальных ситуациях.

В настоящее время морально-психологические основы поведения человека в условиях опасности еще не полностью исследованы. Очевидно, поэтому нет пока и точных методов оценки морально-психологического фактора и определенных, конкретных способов учета его, например, при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

В деятельности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо учитывать психологический аспект. Он связан с психологическими причинами, источниками катастроф и стихийных бедствий, влиянием психологических факторов на процесс развития катастроф, психологическими последствиями катастроф.

В первую очередь психологическая сторона катастрофических явлений зависит от качеств и состояния сознания людей (представления о характере и возможных последствиях катастроф, наличия опыта, степени готовности противостоять бедствиям и т.д.). Во-вторых, она тесно связана с качествами и состоянием группового сознания, поскольку различные психические реакции зависят как от воздействующего раздражителя, так и от внутренней психической устойчивости людей, а также социально-психологических факторов, обеспечивающих устойчивость в группе: сплоченность, лидерство, подражание и т.д.

Морально-психологический фактор - это человеческий фактор в той или иной экстремальной ситуации. Если же опираться на результаты исследований ученых, то морально-психологический фактор включает три составляющие:

· готовность группы людей действовать в необычной ситуации профессионально грамотно, уверенно;

· эмоционально-волевая устойчивость людей к воздействиям экстремальных факторов;

· психологическая надежность срабатывания профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для нахождения быстрого и правильного выхода из любой сложившейся ситуации, будь то бытовая ситуация, землетрясение, пожар и т.п.

Таким образом, готовность к действиям в экстремальной ситуации, эмоционально-волевая стойкость и надежность действий составляют ядро морально-психологического фактора.

Вопрос об эффективности практической деятельности систем по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях непосредственно связан с уровнем морально-психологической подготовки населения, его способности преодолевать в экстремальных условиях панику, организовывать помощь пострадавшим и т.п.

Подготовка в моральном смысле заключается в том, чтобы не дать себя деморализовать, дезорганизовать, чтобы сохранить трезвую оценку обстановки, бодрость и твердость духа. Психологическая подготовка основана на изучении влияния обстановки чрезвычайной ситуации на психику человека и на выполнении функциональных обязанностей, т.е. под психологической подготовкой следует понимать формирование психологической устойчивости, позволяющей проявить различные стороны личности в сложных ситуациях (самообладание, мужество, отвагу и т.п.).

В результате многолетних наблюдений установлено, что реакции людей в условиях катастроф, стихийных бедствий по степени устойчивости и широте охвата делятся на:

· устойчивые, активные, охватывающие 15-20% людей, оказывающихся в зоне поражения;

· кратковременно пассивные с возможным перерастанием в более активные формы - 60-70%.

· неустойчивые, эффективные, возникающие у 15-20% участников события.

Количество случаев болезненного проявления страха зависит и от общего числа погибших, пораженных. Около 5-10% пораженных во время катастрофы становятся жертвами легкой степени болезненного чувства страха. Тяжелая степень встречается у 5% пораженных. Эта проблема становится самой актуальной в случае развязывания ядерной войны. Ученые уже сделали выводы о глубине и необычности морально-психологического воздействия ядерного удара на состояние людей.

Необходимость оценки и учета морально-психологического фактора очевидна. Однако пока такая оценка производится главным образом в качественном отношении. Сегодня возможна только приближенная количественная оценка влияния морально-психологического фактора на трудоспособность (боеспособность) в чрезвычайных ситуациях.

В чрезвычайных ситуациях, когда в поведении людей доминируют отрицательные эмоции и неконтролируемые реакции, неточности и ошибки в выполнении функциональных обязанностей находятся в прямой зависимости от морально-психологических характеристик. В таких условиях особо важное значение приобретают возможности человека удерживать свои психологические процессы на требуемом уровне, сохранять познавательную и мыслительную способности.

При угрозе ЧС немаловажное значение имеет оперативное оповещение и информация. Об опасности необходимо предупреждать только тогда, когда она действительно возникает, предупреждать нужно только тех, кому она реально угрожает. Людям нужно точно и ясно указывать, что конкретно они должны делать с целью защиты, чтобы не было никаких неясностей. При недостатке информации и знаний на первый план начинают выходить разного рода домыслы и слухи, которые в последующем сами становятся источниками информации, все сильнее закручивая спираль психологического напряжения. Сбить такое напряжение прямым воздействием, а тем более нажимом очень трудно, поскольку у людей в ситуации неопределенности скорее формируются тенденции к ожиданию худшего, чем лучшего. Поэтому необходимо ненавязчивое, но одновременно исключительно точное информационное обеспечение в целях избежания деструктивных психологических последствий.

В последние годы разрабатывается теория и практика поддержания морального духа и психологической устойчивости к опасностям населения и организаций гражданской защиты. Психике необходима тренировка, чтобы реально воспринимать степень опасности. Необходимо адекватно реагировать на опасность и умело, без страха и паники, оценивать ее, обеспечивать самозащиту и оказывать посильную помощь пострадавшим.

Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях включает в себя разработку, апробацию и тщательный отбор видов подготовки населения к действиям в экстремальной ситуации и методов мобилизации духовных сил как руководителей, так и исполнителей в интересах исключения биологического страха и растерянности.

Практикуется два вида подготовки населения к действиям в экстремальных ситуациях.

1. Долговременная морально-психологическая подготовка, которая включает: вооружение населения сведениями о различных экстремальных факторах и характере их воздействия на население; создание системы тренировок и учений, в ходе которых усваивается первичное умение и навыки действий в экстремальных ситуациях; создание в соответствующих управленческих структурах банка данных об опыте принятия решений и выходов из экстремальных ситуаций в прошлом.

2. Непосредственная морально-психологическая подготовка к действиям в экстренных ситуациях. Она в большей мере относится к структурам, включенным в оперативные действия по предупреждению или действия по локализации экстремальной обстановки. Центральным звеном непосредственной морально-психологической подготовки принято считать тренировки на тренажерах, деловые игры, эксперименты на испытательных полигонах - все те мероприятия, которые обеспечивают оперативную готовность соответствующих спасательных структур.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение

Глава 1. Безопасность жизнедеятельности – наука о выживании

Глава 2. Управление и правовое регулирование

безопасности жизнедеятельности. Международное сотрудничество

в области безопасности жизнедеятельности

Глава 3. Единая государственная система предупреждения и

ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Глава 4. Мониторинг и прогнозирование возникновения

чрезвычайных ситуаций

Глава 5. Система «человек – среда обитания»

Глава 6. Чрезвычайные ситуации природного характера

Глава 7. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Глава 8. Чрезвычайные ситуации социального характера.

Криминогенные факторы ЧС

Глава 9. Чрезвычайные ситуации экологического характера

Глава 10. Защита населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций и ликвидация их последствий

Глава 11. Чрезвычайные ситуации локального характера в природных условиях

Глава 12. Транспорт и его опасности. Дорожно-транспортная безопасность

Глава 13. Пожарная безопасность

Глава 14. Опасности военного времени. Поражающие факторы

оружия массового поражения

Глава 15. Гражданская оборона. Защитные сооружения ГО

Глава 16. Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях

Глава 17. Психологическое воздействие экстремальных ситуаций на человека

 

\БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Учебное пособие

 

Составитель

Фархутдинова Луиза Валеевна

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.