Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ



Любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень тревоги.

Транспортные аварии могут быть двух видов: а) на производственных объектах, на станциях, портах, аэровокзалах, депо - носят общий характер; б) во время движения транспортных средств. Часто они происходят на трассах, в местах удаленных от населенных пунктов, от аварийно-спасательных служб, от медицинских служб.

Аварии на железнодорожном транспорте. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды па препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно. К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.

Автомобильные аварии и катастрофы.Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это прежде всего нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автомобиля, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих автомобилями, слабая их реакция, низкая эмоциональная устойчивость. Нередко причиной аварий и катастроф становится управление автомобилем лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.

Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

Ежегодно в автомобильных авариях в мире гибнет около 170 тыс. людей. Около 75% всех дорожно-транспортных аварий происходит из-за нарушения водителем ПДД. В нашей стране ежегодно в ДТП гибнет более 35 тысяч человек.

При автокатастрофе главное - своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это сделано не позднее первых 20, от силы 30 мин. Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. К месту происшествия вызываются работники ГАИ, скорая медицинская и техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками. Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.

Основные работы при крупных автомобильных авариях проводят специальные команды, имеющие автокраны, машины техпомощи с приспособлениями для резки металла, реечными домкратами, клиньями, гроссами и другим необходимым инструментом. Для ликвидации последствий аварий с автомобилями, перевозящими химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные формирования ГО, силы противопожарной службы.

Аварии на водном транспорте.Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации.

К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин. К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

Авиационные аварии и катастрофы.Авиационные аварии- это авиапроисшествия, не приведшие к человеческим жертвам, но вызывающие разрушения самолета различной степени. Катастрофа - это авария с человеческими жертвами. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. Наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Перед посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние. Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. К месту посадки прибывают аварийно-спасательная команда, медицинские работники, пожарные, подразделения охраны, которые и проводят основные работы по оказанию помощи людям, ликвидации последствий аварий.

 

ГЛАВА 13

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, объектов народного хозяйства, других объектов государства и общества, объектов природы от пожаров.

Основой обеспечения пожарной безопасности является Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности», принятый 18 ноября 1994 года, и Правила пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденные главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.

Система обеспечения пожарной безопасности включает в себя правовые, организационные, технические, экономические, научно-технические, социальные мероприятия, а также совокупность соответствующих сил и средств. Основные обязанности в обеспечении пожарной безопасности возложены на Министерство внутренних дел, соответствующие МВД и ГУВД субъектов Федерации и административно-территориальных образований (районов, городов и т.д.). МВД образуют в своем составе соответствующие управления, службы, инспекции, части и др. для обеспечения возложенных задач пожарной безопасности.

Законом "О пожарной безопасности" предприятиям предоставлен ряд прав и возложены различные обязанности, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять постановления, предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; незамедлительно сообщить о возникшем пожаре и др.

Ответственность за пожарную безопасность возложена на руководителя предприятия. Руководитель предприятия обязан издать приказ, устанавли­вающий противопожарный режим, ввести соответствующие вопросы пожарной безопасности в правила внутреннего распорядка, инструкции, разделы в коллективном договоре.

Защита от пожаров и взрывов достигается за счет соблюдения противопожарных требований при проектировании и строительстве, включая размещение зданий и сооружений, применения огнестойких материалов и конструкций; соблюдением соответствующих требований СНиП; применения пожаро- и взрывобезопасных технологических процессов и оборудования; замены или, в крайнем случае, сокращения применения горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ; создания и применения эффективных средств предупреждения пожара и пожаротушения; проведения обучения и инструктажей работающих правилам пожарной безопасности; организации соответствующих структур, комиссий, добровольных пожарных дружин.

Понятие о пожаре, процессе горения и пожарных характеристиках веществ.Пожаром называется неконтролируемое горение вне специального очага, сопровождающееся материальными потерями. Горение - это химический процесс соединения горючего вещества с окислителем, сопровождающийся интенсивным выделением теплоты и излучением света. Горение возможно при условии превышения скорости выделения теплоты химической реакцией горения над скоростью отвода теплоты в окружающую среду. Различают несколько видов горения:

-диффузионное горение поверхности твердого тела и кинетическое горение - однородной горючей смеси;

-дефлаграционное горение с малой скоростью перемещения фронта пламени и горение взрывное и детонационное с высокой скоростью перемещения пламени (десятки и тысячи метров в секунду).

Горение газов протекает как в диффузионной, так и кинетической области и может носить характер взрывного или детонационного горения. При горении жидкости происходит ее испарение и сгорание паровоздушной смеси над поверхностью жидкости. Горение твердых веществ диффузионное, оно сопровождается плавлением, разложением и испарением с выделением газа и парообразных продуктов, образующих с воздухом горючую смесь. Повышенную пожарную опасность имеет пыль.

Мероприятия пожарной профилактики зависят от пожарных характеристик веществ, используемых в производстве. Пожарную опасность жидкости определяют: группа горючести; температура вспышки; температура воспламенения, самовоспламенения; скорость выгорания; характер взаимодействия горючего вещества с огнегасящими средствами тушения.

На основании исследований взрывоопасных характеристик веществ и материалов разработаны рекомендации по пожарной профилактике на производстве.

Огнестойкость и взрывопожароопасность зданий.Основной пожарной характеристикой здания служит его огнестойкость, т.е. способность здания сохранять эксплуатационные свойства при воздействии огня. Предел огнестойкости - это время в часах от начала воздействия огня на конструкцию до момента появления признаков потери огнестойкости (потеря несущей способности, образование в конструкции сквозных трещин..

Для установления требований по обеспечению взрывопожарной и пожарной безопасности при решении вопросов планировки и застройки, этажности, площадей, инженерного оборудования помещения и здания подразделяются на категории. По взрывопожарной и пожарной опасности помещения и здания подразделяются на 5 категорий.

А - взрывопожароопасные. Та категория, в которой осуществляются технологические процессы, связанные с выделением горючих газов.

Б - помещения, где осуществляются технологические процессы с температурой вспышки свыше 28 °С, способные образовывать взрывоопасные и пожароопасные смеси, при воспламенении которых образуется избыточное расчетное давление взрыва свыше 5 кПа.

В - помещения и здания, где происходят технологические процессы с использованием горючих и трудногорючих жидкостей, твердых горючих веществ, которые при взаимодействии друг с другом или кислородом воздуха способны только гореть.

Г - помещения и здания, где обращаются технологические процессы с использованием негорючих веществ и материалов в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии (например, стекловаренные печи).

Д - помещения и здания, где обращаются технологические процессы с использованием твердых негорючих веществ и материалов в холодном состоянии (механическая обработка металлов).

Определение категории осуществляется путем последовательной проверки принадлежности помещения к категориям, приведенным в таблице. Для обеспечения взрывопожаробезопасности устройства электроустановок (ЭУ) в производственных помещениях и в наружных технических установках введена классификация взрыво- и пожаробезопасных зон.

Мероприятия по предупреждению пожаров.Для возникновения пожара необходимыми условиями являются: наличие источника загорания и горючей смеси (горючего и окислителя). Предупреждение возникновения пожара означает исключение возможности появления условий для его возникновения.

Электрическая искра, возникающая при замыкании или размыкании электрической сети, может быть импульсом воспламенения. Температура электрической искры достигает 10000°С и значительно превышает температуру воспламенения горючих смесей. Мерами защиты от электрических разрядов являются: использование взрывозащищенного электрооборудования и его правильная эксплуатация.

Разряд статического электричества также является опасным источником воспламенения. Его искры характеризуются напряжением в тысячи вольт и способны воспламенить многие горючие смеси. Для защиты от электростатического электричества используют заземление металлических частей оборудования, уменьшение удельного поверхностного и объемного электрического сопротивления, нейтрализацию электрических зарядов с помощью нейтрализаторов (радиоизотопных, индукционных и др.). Опасным импульсом воспламенения является молния.

Предупреждение распространения огня. Основными мероприятиями предупреждения распространения огня являются соблюдение противопожарных разрывов между зданиями, зонирование размещения зданий с учетом противопожарных, санитарно-гигиенических требований и технологических связей, выбор строительных материалов и конструктивные решения для сооружаемых зданий производится в зависимости категории пожаровзрывоопасности зданий.

В качестве огнетушащих материалов используются:вода, обладающая охлаждающей способностью благодаря высокой теплоемкости и теплоте парообразования, пены воздушно-механическая и химическая, изолирующие очаг загорания, инертные газы для снижения концентрации кислорода в зоне горения, порошковые составы (силикагель, бикарбонат калия, кальцинированная сода и др.) для огнепреграждения и охлаждения, галоидированные углеводороды для торможения реакции горения.

Средства пожаротушения подразделяют: первичные, передвижную пожарную технику и стационарные средства пожаротушения.

Первичные средства пожаротушения служат для ликвидации небольших загораний. В их состав входят пожарные стволы внутреннего пожарного водопровода, огнетушители (пенные, газовые, порошковые), сухой песок, асбестовые одеяла и т.п.

Передвижная пожарная техника находится на вооружении пожарных команд и доставляется к месту возникновения пожара. Пожарная техника подразделяется на основные средства, на спецсредства и на вспомогательные. Основными средствами являются автоцистерны, автонасосы, они служат для доставки к месту пожара личного состава, огнегасительных средств, пожаротехнического оборудования и подачи огнегасящих материалов в очаг пожара.

Стационарные средства бывают водяные, для подачи сплошных и распыленных струй; водохимические, для подачи водных химических растворов; пенные, подающие химическую и воздушно-механическую пену; газовые, для подачи инертных газов; порошковые.

По принципу действия различают стационарные установки:

· тушения по площади (водой, пеной, порошком);

· объемного тушения (инертные газы, пар, пена);

· локального тушения;

· блокирующего действия ("негорючий барьер" воды).

Опасные факторы пожара и взрыва.Поражающими факторами пожараявляются:

· открытый огонь и искры;

· повышение температуры окружающей среды;

· токсичные продукты горения, дым;

· падающие части строительных конструкций и агрегатов.

Опасными факторами взрываявляются:

· воздушная взрывная волна, основным параметром которой является избыточное давление в ее фронте;

· осколочные поля, создаваемые летящими обломками взрывающихся объектов, поражающее действие которых определяется количеством летящих осколков, их кинетической энергией и радиусом разлета.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.