Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИНЦИПЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ УСЛОВИЙ ТРУДА



Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового про-цесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Производственная среда – пространство, в котором осуществляется трудовая дея-тельность человека.

Оценка условий труда на производстве (аттестация рабочих мест) осуществляется в соответствии с Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудо-вого процесса. Руководство устанавливает гигиенические критерии оценки факторов ра-бочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническую классифика-цию условий труда по показателям вредности и опасности.

По виду выполняемой работы труд может быть – физический и умственный. Физичес-кий труд по характеру мышечных сокращений работника делится на статический и дина-мический, а также характеризуется тяжестью и напряженностью. Умственный труд глав-ным образом связан с высшей нервной деятельностью.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимуществен-ную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и пе-ремещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статичес-кой нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемеще-ниями в пространстве.

Напряженность труда– характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сфе-ру работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллек-туальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Оценка условий труда работника производится по определенным критериям (классам) с учетом обеспечения гигиенических нормативов условий труда.

Гигиенические нормативы условий труда – уровни вредных факторов рабочей сре-ды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или откло-нений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.

Гигиенические критерии - это показатели, характеризующие степень отклонений пара-метров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов. Классификация условий труда основана на принципе дифференциации ука-занных отклонений за исключением работ с возбудителями инфекционных заболеваний, с веществами, для которых должно быть исключено вдыхание или попадание на кожу (про-тивоопухолевые лекарственные средства, гормоны-эстрогены, наркотические анальгети-ки), которые дают право отнесения условий труда к определенному классу вредности за потенциальную опасность.

Исходя из степени отклонения фактических уровней этих факторов от гигиенических нормативов условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособно-сти. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклимати-ческих параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют ли-бо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) – условия, при которых уровни факторов сре-ды и трудового процесса не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанав-ливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не ока-зывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здо-ровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопас-ным.

Вредные условия труда (3 класс) – условия, при которых уровни вредных факторов превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на орга-низм работника и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выра-женности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1) – условия труда, при которых отклонение уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, вызывают функциональные изменения, восста-навливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2 степень 3 класса (3.2) – условия труда, при которых уровни вредных факторов, вы-зывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм професси-ональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

3 степень 3 класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями фак-торов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессио-нальных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной тру-доспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;

4 степень 3 класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые фор-мы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается зна-чительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с вре-менной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) – условия труда, при которых факторы рабочей среды характеризуются такими уровнями, что их воздействие в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. и тяжелых форм.

Установление гигиенических критериев и классификации условий труда позволяет осуществлять:

контроль состояния условий труда работника на соответствие действующим санитар-ным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиоло-гического заключения;

создавать банк данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и др.;

устанавливать приоритетность проведения профилактических мероприятий и оценку их эффективности;

обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном ТК РФ порядке;

аттестацию рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда в организации;

анализ связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, специального обследования для уточ-нения диагноза);

расследование случаев профессиональных заболеваний, отравлений и иных наруше-ний здоровья, связанных с работой;

обоснование скидок и надбавок к страховому тарифу организации на обязательное со-циальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных забо-леваний.

 

3.4. ОЦЕНКА ТЯЖЕСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.