Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Способы и типы правового регулирования. Правовой режим: понятие и виды



 

Правовое регулирование - воздействие системы специальных юридических средств на общественные отношения в целях их упорядочивания.

 

Тип правового регулирования - это преимущественно используемый в правовой системе, того или иного государства юридический режим регулирования.

 

Выделяется два типа правового регулирования: общедозволительный, который отправляется - от принципа разрешено все, что не запрещено законом; Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля - продажа наркотиков).

 

Разрешительный - отправляется от принципа запрещено все, за исключением того, что разрешено.

 

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. Теория выделяет в основном три способа правового регулирования - дозволение, обязывание, запрет.

 

1. Дозволение - состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

 

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

 

2. Обязывание - заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

 

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

 

3. Запрет - сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

 

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

 

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом - пассивный.

 

Кроме того, можно выделить дополнительные способы это:

 

- поощрение - выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

 

- рекомендации - состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

 

Термином правовой режим обозначается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов.

 

Правовой режим -- это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств устанавливаемых и обеспечиваемых государством в целях урегулирования конкретных общественных отношений путем ограничения одних и стимулирования других сторон деятельности отдельных субъектов права. Правовые режимы «создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

 

Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

 

Так, внутри отрасли административного права правовой режим регулирования управленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и организациях существенно отличается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием. Если в сфере деятельности военизированных организаций господствующим, превалирующим является централизованный, императивный метод, возложение обязанности - превалирующим способом, а разрешительный тип - господствующим, то в сфере государственного управления высшим образованием в современных условиях значительная роль отводится децентрализованному методу, широким предоставлением прав высшим учебным заведениям с широким внедрением общедозволительного типа.

 

Правовые режимы можно классифицировать по различным основаниям:

 

по предмету правового регулирования -- конституционный, административный, трудовой и т. д.;

 

по юридической природе -- материальные и процессуальные;

 

по субъектам -- правовой режим для ветеранов, беженцев, лиц без гражданства, вынужденных переселенцев и тп;

 

по форме выражения -- нормативный и договорной;

 

по содержанию -- валютный, таможенный, пошлинный режимы и т. п.;

 

по функциям права -- режим особого регулирования и особой охраны;

 

по уровню нормативных актов, в которых они установлены, -- общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

 

по сферам использования -- внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций и пр.).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.