(дети обводят в воздухе, а затем пишут в тетрадях)
− Назвать слоги, которые вы записали.
− Почему назвали не все буквосочетание?
ответы детей)
− Образовать из них слово.
− Кто знает, почему медведя называют медведем? (три ученика сообщают о происхождении этого слова).
1 ученик.
Медведь был самым грозным противником древнего человека в лесах. Его опасались больше, чем любого зверя. И поэтому древние люди называли медведя «арктос», что в переводе с греческого языка обозначает «опасность». Потом страшное название «арктос» они заменили очень удачным словом «медоед». А со временем «медоед» превратился в «медведя».
2 ученик.
Можете улыбаться, но даже в наши дни некоторые охотники, выходя на охоту на медведя, стараются даже не произносить слово «медведь», заменяя его чем угодно, например, называя его просто «зверем».
3 ученик.
Кстати, а вы обратили внимание на то, что в сказках нет слова «медведь»? Оно чаще всего заменяется кличками типа «Михаил Иванович», «Топтыгин», «Косолапый» и т.д. Может быть, это тоже попытка скрыть истинное название зверя?
− Вот, оказывается, как все непросто обстоит с медведем.
− Записать в тетради слово «медведь». Сколько слогов в этом слове? (ответы детей). Поставить ударение.
− А вот и перед нами хозяин дома. Кто это? (ответы детей)
− Вини-Пух в школе слышал интересное слово «сенкан», но не знает, что оно обозначает. Что это такое? (ответы детей)
− Сделаем приятно нашему Вини-Пуху – составим со словом «медведь» сенкан в группах. Обратите внимание на схему составления сенкана в помощь. Успехов в работе! (дети пересаживаются по группам и начинают работать).
Работа в группах. Составление сенкана
(лучшее предложение записать на доске и в тетрадях)
− Вини-Пух благодарит вас за помощь. А мы продолжаем путешествовать с Капитошкой. И он приглашает вас в гости к своему лучшему другу.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Мотивация учебной деятельности
− Перед тем, как отправиться к дому друга Капитошки, вспомните и скажите, какой была тема нашего прошлого урока? (ответы детей)
− Сегодня будем закреплять изученное об ударении.
(тема урока записана на доске)
− Для чего нам необходимо знать ударение? (ответы детей)
IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
Словарный диктант
− А вот и домик друга Капитошки. Но и здесь нас ждет задание. Будем писать словарный диктант. (ученик за закрытой доской записывает слова)
− Поставить в словах ударение. (проверить «цепочкой»)
− Друг Капитошки спрятался в словарном диктанте. Кто это? (ответы детей)
− Вот мы и пришли в гости к Волчонку. Он видит, что вы устали и приглашает вас на «Поляну здоровья».
Физкультминутка
(на экране появляются зверюшки, выполняющие определенные движения под музыку)
Работа с учебником
− Волчонок очень любит читать книги. И сейчас он предлагает нам поработать с учебником. Откройте страницу 59, найдите упражнение 132 (задание читает ученик).