В основании китайских астрономо-астрологических построений и календарных измерений лежит пятичленная пространственно-временная модель. «Каждой пространственно-временной зоне соответствовала одна из пяти планет, определяемых как «пять звезд» (у син): Сатурн — Центр, Юпитер — Восток, Марс — юг, Венера — запад и Меркурий — север. Все звездное небо делилось на четыре части, по семь основных созвездий. Календарный сезон (время года) подразделялся на три месяца, для каждого из которых выделялось по два самостоятельных подпериода. Таким образом, китайский год состоял в общей сложности из 24 сезонов, а дневной цикл — из 12 часовых периодов с сохранением всех космологических коррелятов.
Космологические регламентации распространялись даже на такие внешне предельно удаленные от собственно религиозно-ритуальной деятельности сферы общественной жизни Китая, как законодательство и уголовное право. Считалось, что обнародование августейших указов и декретов, не соответствующих по содержанию синхронному времени года, вызывает природные и социально-политические коллизии. Если, например, зимой издавались «осенние» указы, то это вело к нашествию насекомых (саранчи), вражеским набегам на приграничные города. В случаях издания «весенних» указов наступало преждевременное таяние снегов, начинались разливы рек, а у беременных женщин происходили выкидыши или рождались болезненные младенцы. В уголовно-процессуальном кодексе уже классического (танского) Китая присутствуют статьи, предусматривающие весной снятие с узников кандалов и приостановление расследований уголовных дел, а вынесение и исполнение смертных приговоров — только осенью. (122)
Одновременно рассмотренная пятичленная космологическая модель играет роль универсальной классификационной схемы для всех сфер жизнедеятельности китайцев.
Выделенные ментальные константы и мировоззренческие модели оказали также непосредственное воздействие на формирование художественной (музыкальные виды искусства, художественная словесность) и материальной (строительство) культуры Китая». (123)
Кравцова М.Е. История культуры Китая.
– СПб.: Лань, 1999. 416 с.
Наиболее существенной особенностью древнекитайской музыки, сохранившейся и до наших дней, выступает ее интонационный строй — пентатоника (т. е. звукоряд из пяти основных нот, кит. «пять звуков» — у шэн)... Приведенные числовые характеристики китайской музыки однозначно указывают на ее генетическое родство с рассмотренными ранее космологическими представлениями. Понятно, что каждая из пяти нот пентатонического лада соотносилась с определенной пространственно-временной зоной, наделялась соответствующей символикой и семантическими связями (цвет, стихия, природные сущности, астральные объекты, человеческие качества и пр.).
Кравцова М.Е. История культуры Китая.
– СПб.: Лань, 1999. С. 124.
Кроме того, звуки распределялись по уровням и стихиям мира. В древнекитайском оркестре барабаны почитались как символы Неба, духовые инструменты — небесных светил (светлый, серебряный звук флейты соответствует Луне), колокола и гонги — Земли, литофоны (каменные пластины) олицетворяли собой воду, струнные инструменты (гусли и цитра) — лето и т.п.
При этом противопоставление низких и высоких тонов выражало идею раздела пространства между небом и землей (соответственно между долиной и горой). Интервалфа–си, известный музыковедам как тритон (или увеличенная кварта), с помощью диссонанса, указывал на болезненный конфликт между стихиями огня и воды — конфликт, представляющий саму смерть. Наоборот, квартаккорд, состоящий из нот до, ре, ми, фа, соответствующих льву (доблесть и сила), быку (жертва и долг), человеку (вера и воплощение) и орлу (возвышенность и молитва), выступал, по мнению Шнайдера, связующим звеном между небом и землей. А квартаккорд, построенный из нот соль, ля, си, до, представлял вид божественного удвоения этого единства и т.д.
Языческая музыка прочно увязывала себя с идеей первоначал мира. Так, в Древней Греции выделялось четыре первоэлемента мира (огонь, воздух, вода, земля), а в Древнем Китае и Древней Японии – пять (земля, дерево, огонь, металл, вода), астрологическая же символика этих стран концентрировалась вокруг идеи семи планет, являющихся источниками жизни и порядка внутри космоса.
От автора.
В культуре Древнего Двуречья пятиступенный звукоряд связывался с основными элементами мироздания и звучанием основных планет (Сатурн, Юпитер, Марс, Меркурий и Венера), а семиступенный звукоряд «включал» еще музыку Солнца и Луны. Число 7 в аккадо-шумеро-вавилонской традиции считалось священным, «очистительным», символом совершенства. В Вавилонии было 7 храмовых музыкантов, в придворной капелле в Сузах - 7 арфистов. (98)
Согласно Пифагору, Солнце, Луна и планеты, располагаясь на небосклоне, соединяются в музыкальные созвучия. Так рождается чудесная музыка - musica mundana, без которой мир распался бы на части. Земная же музыка - первое из искусств, дарующих людям радость, — это, по мнению пифагорейцев, лишь отражение мировой музыки, царящей среди небесных сфер. (99)
…По учению пифагорейцев, каждая планета солнечной системы имеет свой собственный тон, ее расстояние от Земли соответствует определенным музыкальным интервалам; «вечное кружение» планет и есть гармония, или музыка сфер. Пифагорейцы придавали музыке универсальное значение. Распространяя законы отношения музыкальных тонов на всю Вселенную, они создали учение о космологическом значении музыки. Вселенная, которую пифагорейцы представляли в виде гармонически настроенного космоса, наполнена музыкой. Все мироздание, природа, человек, согласно пифагорейцам, построены по законам музыкальной гармонии, и эта гармония образует единство мира. У пифагорейцев, Гераклита и позднее у Платона Вселенная — это гармонически настроенный и издающий божественную музыку космос. Душа мира, говорил Платон, была слажена музыкальным согласием.
Пифагорейское учение о гармонии сфер Платон развивает в «Тимее». По расчетам Платона, небесный звукоряд, начиная от Луны и кончая Сатурном, охватывает четыре октавы и большую сексту (см. 1, с. 44). Примечательно, что мировое пространство у Платона неоднородно, оно имеет разную напряженность, «натянутость», т.е. похоже на единый и универсальный музыкальный инструмент. (100)
Гудимова С.А. Символы культур: Сб. статей / РАН.
ИНИОН. Центр гуманит. науч. информ. исслед.; Отв.
ред. Галинская И.Л. – М., 2002. С. 98-100.
В соответствии с этим в Древней Греции наибольшее распространение получила 4-х струнная форминга и 7-ми струнная кифара, а в Китае и Японии – 5-ти и 7-и струнные инструменты, что указывает на связь количества струн с идеей первоначал мира и космологической семантикой, складывающейся вокруг идеи семи планет, определяющих порядок внутри космоса.
О том же говорят диатоническая и ладовая гаммы. Каждая из них имеет по семь нот. Французский оккультист Фабр д'Оливе сделал предположение, что нота мисоответствует Солнцу; фа — Меркурию; соль — Венере; ля — Луне; си — Сатурну; до — Юпитеру; ре — Марсу.
Исследователи установили также связь, существующую между семью планетами и музыкальными тональностями. Согласно этому подходу, ми-тональность (дорическая) соответствует Марсу (строгая или патетическая), ре-тональность (фригийская) — Юпитеру (экстатическая); до-тональность (мидийская) — Сатурну (болезненная и печальная); си-тональность (гиподорическая) — Солнцу (восторженная); ля-тональность (гипофригийская) — Меркурию (энергичная); соль-тональность (гиполидийская) — Венере (эротическая); фа-тональность (смешанная лидийская) — Луна (меланхолическая).