Взглянем на изречение, приписываемое Пифагору и приводимое Порфирием: «Звук, издаваемый звенящей медью, есть голос духа, живущего в ней». Эти слова можно принять за изречение какого-нибудь дикарского анимистического философа. Однако, хоть и с иным значением, изменение вызвано столетиями философствования. Окен употребляет выражение, почти тождественное по форме: «То, что звучит, обнаруживает тем свой дух». Мысль дикаря и Порфирия состояла в том, что металл был действительно одушевлен духом металла, отдельным от вещества последнего, но когда современный философ повторяет старую фразу, он имеет в виду только качество металла.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура:
Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989.
С. 353.
По представлению шумерийцев, боги были не только любителями музыки, но и музыкантами. В честь музыкальных инструментов совершались даже жертвоприношения, а в городской иерархии музыканты стояли непосредственно за богами и царями. Именами музыкантов начиналось летоисчисление. В культовой музыке «использовались различные колокольчики - амулеты против зла и бедствий. В обрядах, посвященных культу Луны и звезде Иштар (планета Венера), участвовал медный барабан, а вообще в храме часто звучали тамбурины.
Данисевич Н. Музыка // Популярная энциклопедия
искусств музыка, танцы, балет, кинематограф. Сост:
Музыка - Н. Данисевич; танцы и балет – П.Каменец-
Подольский; кинематограф – Д.Шевченко. СПБ.:
Диля, 2001. С.14.
В древности считалось, что музыкальные инструменты - дар богов. В карело-финских рунах рассказывается, как Вяйнямейнен, демиург, певец и чародей, создал из хребта огромной рыбы музыкальный инструмент - кантеле. Однажды он спустился на гору, где все твари ждали его, чтобы услышать музыку, поучиться «праздничному языку». Волшебные звуки кантеле зачаровали людей, зверей и птиц, хозяйку воды и хозяйку лесов. Но деревья научились только шелестеть, река - журчать, певчие птички переняли прелюдию, одни звери - скрип колков, другие - звон струн, меньше всего переняли рыбы, высунувшие голову только по уши, - они научились шевелить ртом и остались безгласыми. Человек же усвоил все, поэтому его песня доходит до глубины души и жилища богов. Музыкальные инструменты, которые использовались в различных ритуалах, были священны… В древних культурах каждый музыкальный инструмент воплощал многозначную символику. По своему назначению условно делились и группы инструментов. Так, струнные (арфа, лира, псалтериум, кифара и т.п.) олицетворяли надзвездные сферы; это инструменты богов, муз, пророков, царей, жрецов. Инструменты, сделанные из металла, — символ горных вершин, музыки высшего сословия и рыцарства. Деревянные духовые инструменты - символ долин, музыки простонародья (пастухов, ремесленников и пр.). История музыкальных инструментов - это не столько история технических усовершенствований, сколько отражение развития человеческой души, развития человеческого духа. Знакомство с символикой, рожденной мифологическим сознанием, небесполезно и сегодня. Очевидно, что композиторы разных эпох творчески использовали и продолжают использовать музыкальные инструменты в их древнем, символическом значении.
Гудимова С.А. Символы культур: Сб. статей /
РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч. информ. исслед.;
Отв. ред. Галинская И.Л. – М., 2002. С. 110-111.
Китайская музыкальная культура располагала большим набором инструментов, которые в традиции подразделяются на четыре вида: из камня (каменные барабаны), металла (колокола, отличающиеся от европейского колокола отсутствием языка и являющиеся по сути ударными музыкальными инструментами), из бамбука и из шелка (соответственно духовые и струнные музыкальные инструменты). Многие из них, как, например, флейты, свирели, гусли-цин, лютня-пипа, имеют аналоги среди музыкальных инструментов других народов мира. К числу наиболее своеобразных китайских музыкальных инструментов относятся: литофон — набор определенным образом настроенных каменных плит, а затем — бронзовых колоколов, губной органчик (шэн), состоящий из тыквенного сосуда (в качестве воздушного резервуара) и вставленного в него набора (13, 24, 26) бамбуковых трубок. Высшее место в иерархии местных музыкальных инструментов (124) занимают инструменты из камня и металла, звук которых отождествлялся китайцами со звуком грома, а сами инструменты ассоциировались с Центром. Изобретение барабана приписывается традицией Желтому императору. (125)
Кравцова М.Е. История культуры Китая.
– СПб.: Лань, 1999. С. 124-125.
Арфа в различных культурах символизирует сверхъестественный мир; эмпирей (по космологическим представлениям древних греков, - наиболее высокая часть неба, наполненная светом и огнем); царство небесное; пророчество; небесную благодать; гармонию; радость; любовь; надежду; чистоту...
В Древнем Египте создателем арфы считался бог мудрости, счета и письма Тот, небесным покровителем арфистов - златокрылый бог Света Гор; сам Пта - главное божество Египта - играл на арфе. В древнегреческих легендах изобретение арфы приписывается Меркурию или Амфиону, а древнеиудейская традиция творцом арфы называет Иувала.
…В северной части Центральной Африки, помимо инструментов, которые исторически восходят к арфам Древнего Египта, были (111) обнаружены антропоморфные арфы нгбака. Они олицетворяют духов, вызываемых музыкантом, который зачастую был колдуном, знахарем или прорицателем того или иного племени. (112)
В скандинавской мифологии арфа связана с лебедем и белым конем - проводником душ в мир иной, а также с мистической лестницей, соединяющей гармонию земли и неба. По этой лестнице душа Героя может достичь того света, поэтому героям Эдды арфу клали в гроб или на могилу.
Арфа - символ музыки, поэзии, атрибут музы танца Терпсихоры и богов дождя и урожая. Ангелы, играя на арфе, воплощают в звуках небесную радость и гармонию.
Древнегреческий владыка ветров Эол тоже играет на арфе… (113)
Барабан символизирует Древо мира; тайную силу; вибрацию Космоса, небес, Земли; соглашение; сообщение, связь; восторг, (114) экстаз; радость, веселье; тщеславие; молнию, гром; культ государства; экзекуцию; погребение... Барабаны различных типов появились еще во времена неолита. В Моравии найден барабан, который датируется VI тыс. до н.э., первые барабаны на территории Египта и Месопотамии археологи относят к IV-III тыс. до н.э. С древности барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, в религиозных обрядах. Считалось, что барабан имеет огромную магическую силу, и его изготовление было связано с особыми ритуалами.
Известны барабаны самых различных форм (круглые, цилиндрические, трапециевидные, «тюльпановидные», антропоморфные, зооморфные - в виде фигурок антилоп, буйволов и пр.) и размеров (от крошечных до 2 м. в диаметре). Старейший ударный инструмент - тимпан - …использовался в Греции с V в. до н.э. в государственных и культовых церемониях, на празднествах в честь Диониса и Кибелы… в греческой мифологии - владычица гор, лесов, зверей, дарительница плодоносных сил земли. Позже Кибела стала почитаться как покровительница благосостояния городов и всего государства. – С.Г.) Аналогичные инструменты (часто под другими названиями) были распространены среди шумеров, иудеев, народов Семиречья и в других культурах.
Интересно, что на тимпанах играли преимущественно женщины…
Барабан был одним из посредников между небом и землей…
…В китайской мифологии барабан выступает в качестве демиурга, создавшего колокол и мелодию, а также он символизирует огонь и лето. По другой версии, первый барабан сделал Желтый Предок/Хуанди из шкуры одноногого дракона, похожего на быка, с туловищем изумрудного цвета. Твердость и мужество, ловкость и искусность, необходимые для борьбы со смертью, олицетворялись барабанщиками, бившими во время похоронной процессии в большие барабаны, гром которых устрашал нечисть, возвещая победу жизни.
В ритуальной музыке Тибета барабан воплощает бесконечность жизни и движения, управляемых законом внутреннего ритма, с чередованием циклов творения и разрушения. В одной из притч Будда сравнивает вечный закон Вселенной - Дхарму - с ритмом барабана; а достигнув просветления, Будда говорит о «барабане бессмертия», звучание которого он хочет передать всему миру.
В Африке сложился «алфавит» и «язык» барабанов, служащий своеобразным беспроволочным телеграфом. Знахари и целители предпочитают щелевые барабаны, украшенные искусной резьбой, с помощью которых они вызывают духов-покровителей. Кроме того, деревянные африканские барабаны имеют множество символических значений - это Слово, Логос; ритм души; «эхо человеческой экзистенции»; жертвенный алтарь; первооснова Земли... На Африканском континенте барабаны участвуют во всех магических ритуалах.
На Алтае издавна считалось, что шаманский бубен - это марал, верхом на котором шаман путешествует по горам. Бубен символизирует лук, отгоняющий злых духов (недаром в инструмент вставляется железная тетива-поперечина); кроме того, бубен еще и посох шамана, и его убежище. Можно сказать, что бубен - это двойник шамана - так тесно связана их жизнь.
По представлению древних, барабанные ритмы подобны движению и музыке звезд и доставляют наслаждение богам и богиням. Под грохот барабанов зазывали грозу, долгожданный «урожайный» дождь. (116)
Барабан в форме буквы «X» - символ горнего и дольнего миров, а круглый барабан в ряде культур символизировал весь мир.
Маленький барабан (дамару) в форме песочных часов - атрибут Шивы - одного из верховных богов индуизма. Согласно легенде, бог-созидатель и бог-разрушитель Шива держит в руках «барабан бессмертия». Барабан - атрибут богов-громовержцев древнеиндийской и греческой мифологии - Индры и Марса.
Первые колокола появились в Китае во II тыс. до н.э. Древние цивилизации Японии, Индии и Среднего Востока использовали различные колокольчики в качестве талисмана и жертвенного предмета. В Юго-Восточной Азии и поныне сохранились символические названия частей колокола. Например, ухо колокола называется «ухо дракона», а дракон - традиционный символ императорской власти и творческой силы. В Юго-Восточной Азии ручные колокола были провозвестниками силы дэ (энергия, потенция) - мироустроительной силы монарха. Звон колоколов предварял чтение императорских указов, и, как гласит японский эпос «Хайке-моногатари», в старину, когда читался высочайший указ, увядшие деревья и травы вновь зеленели, а летящие в небе птицы повиновались августейшему слову. В древних оркестрах Китая колокола всегда звучали с литофонами. Колокол - символ земли, литофоны - воды. Конфуций называл музыку колоколов и литофонов «созвучием великих совершенств». Колокола входили в оркестры, игравшие на службах Небу, Земле, Предкам и Духам-охранителям государства. Придя к власти, каждая новая династия устанавливала новую высоту для исходного тона в двенадцатитоновой системе люй-люй (букв.: 12 люй; люй - мера). Шесть нечетных звуков символизировали светлое, активное мужское начало Неба — ян, а шесть четных — темное пассивное, женское начало Земли — инь. Каждый тон соответствовал определенной фазе Луны, знаку Зодиака, (117) часу суток. Каждый из колоколов издавал один из 12 звуков люй, обозначая первую ноту гимна и первую ноту каждой из строф. Ритуальная музыка осмысливалась как созвучие со Вселенной, может быть, поэтому иероглифы «гимн», «колокол», «музыка», «радость» входили в один синонимический ряд.
Колокол - символ плодородия: его ручка и язык рассматривались как мужское начало, а поверхность - как женское.
Колокол - символ чистоты и невинности: по древним иудейским законам, девственницы должны были носить колокольчики. (118)
Лира - символ искусства, его силы и магии, символ гармонии, поэтического вдохновения, поэзии, лирики, вкуса; мудрости; супружеской верности и любви...
Согласно древнегреческому мифу, первая лира была сделана Гермесом из панциря черепахи и подарена им Аполлону…
Большие лиры шумеров (до 1,5 м. в высоту) относятся к III тыс. до н.э., а лиры Вавилона и Египта - ко II тыс. до н.э.
Лира - инструмент богов, героев и муз: Гермеса, Аполлона, Орфея, Амфиона, музы танца Терпсихоры и музы любовной лирики Эрато.
Лира - символ светлого ума и достоинства. На ней играет мудрый, добрый и великодушный кентавр Хирон - воспитатель героев (Тесея, Ясона и маленького Ахилла) и наставник великого врачевателя Асклепия. (120)
Звуки лиры могли пробудить любовь, изменить течение рек, заставить двигаться леса и горы, усмирять диких зверей... Амфион игрой на лире, подаренной ему Гермесом, приводил в движение камни, которые складывались в крепостные стены города Фивы. Магической силе искусства Орфея покорялись боги, люди и вся природа. Игрой на лире он усмиряет морские волны, спасая аргонавтов. Отправившись за своей супругой Эвридикой в царство мертвых, он очаровывает музыкой и его стража Пса Кербера, и Эриний, и Персефону, и Аида. Смерть Орфея, растерзанного менадами, оплакивали люди, птицы, звери, леса, камни, реки, плененные его искусством…
Боги собрали обломки инструмента и превратили в созвездие Лиры. В некоторых эзотерических школах семь струн лиры Орфея символизируют семь божественных истин, семь ключей к универсальной истине.
По мнению армянского мыслителя Иоанна Ерзынкаци (XIII в.), «четырехструнная лира больше и лучше всех показывает силу всего искусства, ибо она сделана соответственно человеческой природе. Ее четыре струны соответствуют как бы четырем стихиям природы, сконцентрированным в человеке. Первая из этих струн называется зил [звенящая], или сур [высокая], вторая называется туга [вернее, дуга, т.е. второе по-персидски], а третья - сета [третье по-персидски]. Сур - теплая и влажная, как кровь. Вторая - дуга - теплая и сухая, как желтая желчь. Третья - сета, холодная и сухая, как черная желчь. Четвертая - бамб, или тяжелая, - холодна и влажна, как флегма-слизь» (5, с. 364). (121)
Цинь - древнейший китайский струнный инструмент. Согласно мифам и легендам, цинь появился в III тыс. до н.э. В музыкальную культуру Китая цинь широко вошел уже в XI-III вв. до н.э. С времен архаики цинь был символом всеобщего порядка, инструментом, приводившим в гармонию отношения Вселенной, Поднебесной и Человека. Цинь ассоциировался также с образами мифологических существ — драконом (символом благородства, созидательной силы, водной стихии и пр.) и фениксом (символом мира и процветания), а также с темным журавлем - символом долголетия. Создателем циня считался легендарный император Фу-си, творения которого были совершенны и исполнены глубочайшим сакральным смыслом. Так, выгнутая верхняя часть корпуса циня по отношению к нижней, плоской части инструмента, - символ Неба, обнимающего Землю, пять струн древнего циня связывались с пятью элементами мироздания (огонь, вода, дерево, земля, металл), а семь струн циня более поздней конструкции - с семью планетами.
…В Африке с помощью рога охотники передают сообщения на короткие расстояния, а рога из слоновой кости (бивня слона), украшенные искусной резьбой, бережно хранятся вождями племен как сакральные предметы.
Тибетская ритуальная музыка строится на самых низких вибрациях, какие только способны производить инструменты и человеческий голос. Звуки, словно громовые раскаты, выходящие, кажется, из самых недр земли или из глубин космоса, передают мантрическое звучание природы, символизирующее творящие вибрации Вселенной - начало всех вещей. Гигантские двенадцатифутовые радонги служат основой тибетского ритуала. Радонги всегда соединены парами и вступают попеременно, плавно переливаясь друг в друга, создавая непрерывное, постепенно нарастающее и убывающее звучание, словно приливы и отливы океана звуков. Голоса радонгов и человеческий бас олицетворяют первобытный космический звук, звучание беспредельности пространства. (125)
В европейских и Средиземноморских культурах флейта - символ сельской идиллии; атрибут Диониса и Кибелы, символ неистовых, жестоких оргиастических мистерий. Согласно философской символике культур Дальнего Востока, 12 трубок своеобразной флейты Пана олицетворяют ян и инь, небесное и земное, мужское и женское начало, свет и тьму... В Индии звуки флейты ассоциируются с понятием «лила», что означает «божественная игра творения». (126)
Многие духовые инструменты пришли в Древнюю Грецию с Востока вместе с экстатическим, оргиастическим культом Диониса. Трубный звук фригийской флейты, которая нередко изготовлялась из костей осла (по представлениям греков, «самого грубого и бесчувственного животного»), воспринимался как вызов Диониса солнечному богу Аполлону… В Древней Японии духовые инструменты типа флейты, флажолета или гобоя изготовлялись из бамбука, что придавало не только характерную особенность их звучанию, но и определенную символическую нагрузку. Согласно священной книге японцев «Кодзики», молодой побег бамбука почитался как бог роста и проявления скрытых сил природы. (127)
Скрипка сразу заняла трон царицы звуков. Инструмент, способный передать тончайшие оттенки человеческих переживаний, был символом божественного и земного, ангельского и дьявольского, символом души Мира, души Космоса, Земли, Природы, Человека. (128)