Миф о творении и творчестве ………………………………………………………………….94
Символика архитектуры Древнего Китая …………………………………………………………………….95
Архитектура Древнего Египта …………………………………………………………………97
Архитектура языческого дома России ……………………………………………………….110
Символическая интерпретация востока и запада в языческой архитектуре …..…………………113
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ….………….115
УЧЕНИЕ О МИСТИЧЕСКОЙ СИЛЕ
Понятие языческой культуры
Исторически сформировались три разновидности языческой культуры: первая — в Древнем Мире, вторая — в Средневековом, третья — в Новом Мире. Лишь в Древнем Мире она занимала господствующее положение (такое место она сохраняет и в жизни некоторых современных народов, что, однако, не делает ее ведущей культурой мира).
Каждая из этих культур осмысливает мир по-своему, строит свою картину мира, но взятые вместе языческие культуры объясняют мир через действие некоей мистической силы.
Удачно или неудачно закончилась охота; уродился хороший или плохой урожай; появился на свет здоровый или больной ребенок; достался хороший (плохой) муж или жена; — во всех этих и других случаях язычник обязательно находит поведения таинственной силы, управляющей всеми процессами мира. При этом человека, соблюдающего нормы жизни, она поощряет, а нарушителя — наказывает.
Указанная идея заняла центральное место и в духовной культуре. Языческая культура воссоздает образ этой силы, а потому является идеей мистической силы, развернутой в науке, литературе, искусстве и философии.
Языческая культура эпохи восходящего развития Древнего Мира
Классификация мистической силы
Каждая из языческих культур создает свой образ мистической силы.
В культуре Древнего Мира она приобрела вид совокупности духов, богов и главных богов, различающихся между собой могуществом и численностью.
Духи менее могущественны, чем боги, а главные боги более могущественны, чем духи и боги вместе взятые. С другой стороны, духов бесконечно много, они имеются практически во всех предметах мира; богов значительно меньше, в зависимости от времен и народов их насчитывается от нескольких десятков до трех тысяч, как в Индии, — боги ветра, растительности, огня, грозы, плодородия, земледелия, света, темноты, утренней или вечерней зари и т.д.; главных же богов, как правило, три.
Идея главных богов родилась из особого взгляда на мир. Язычник делил его на три горизонтальных уровня (См. символику цифры «три» в: Керлот Х.Э. Словарь символов... С. 577.) — Верхний Мир, Средний Мир и Нижний Мир (в обыденном сознании Верхний Мир ассоциировался с Небом, Средний Мир — с Землей, а Нижний Мир — с Подземельем). В каждом из этих миров имелись свои духи и боги, а их взаимоотношения регулировались главными богами. Отсюда главный бог ВМ, главный бог СМ и главный бог НМ.
Кроме того, язычник делил мир по вертикали на левую и правую стороны. Соответственно этому делились духи и боги — на чужих и своих. Свои духи помогали человеку, чужие — мешали. По правую сторону, например, у славянских народов, располагались свои духи (домовые, дворовые, овинники, банники и т.д.), а по левую — чужие (вампиры, упыри, навии, злыдни, бесы, огняны, ветряны, моряны, кикиморы, лешии, оборотни, русалки, богинки и т.д.). По такому же принципу разделялись и боги, но главные боги оставались едиными.
Таким образом, мистические силы, разделенные на своих и чужих, на верхних, средних и нижних, составляют основу самодвижения мира, развития его через борьбу противоположных сторон. Духи и боги ведут междоусобную борьбу за господство, но смысл этой борьбы состоит в том, чтобы поддерживать равновесие мировых сил как условие сохранения жизни.