В египетском искусстве цвета применялись в соответствии с архитектурой, настенными рельефами, скульптурой, саркофагами, папирусами и декоративными дополнениями. Снаружи помещений в цветовой гамме преобладали ясные тона, которые оживлялись солнечным светом, между тем как внутри помещений применялись средние цвета, хотя и без тональных градаций в одном и том же изображении. В обоих случаях роспись наносилась в плоской форме.
Применение цвета отвечало заранее установленной программе. Каждый из цветов обладал конкретной символикой. То есть цвета выступают носителями ценностей, представляющими суть вещей, выходящими за рамки внешней видимости и потом — за рамки своей декоративной функции. Аналогичным образом широкое использование драгоценных камней и таких металлов, как золото, всегда преследовало такую символическую цель, которая не имеет никакого отношения к меновой стоимости. Их применение отвечало, таким образом, способности камня вызывать духов, а также качествам и достоинствам, связанным с его цветом и яркостью отблеска. Феномен ежегодного наводнения в Египте вызывался, как уже говорилось, дождями в Центральной Африке, которые питали оба рукава реки: Белый Нил, бравший свое начало в озере Альберт (на границе Заира и Уганды), Голубой Нил, истоки которого находились в Абиссинии (Эфиопия). Оба рукава сливались на уровне Хартума (Судан) и текли вместе до самого устья.
В середине июля воды выходили из берегов. Этому явлению предшествовал паводок на Белом Ниле, окрашенный в зеленый цвет из-за ила, который увлекала с собою вода, пересекая обширные (112) топкие пространства. На этой стадии за ним следовало другое половодье, в котором вода окрашивалась в красный цвет благодаря железистым наносам. После спада воды земля оказывалась удобренной скоплением отложений иловатой глины.
Вероятно, именно созерцание этих цветовых переливов вод реки позволило установить изначальные значения цвета в египетской живописи.
Так, зеленый цвет был выражением жизненных надежд, цветом нежного папируса, который окрашивал воды реки накануне наводнения. Это был цвет, предвещавший возрождение растительности, молодость. Поэтому Озирис, бог мертвых, в соответствии с данной символикой изображался в зеленых тонах.
Черный цвет символизирует благородный чернозем, несущий в себе питательный ил, он являлся кеми, смертью, отчего это был цвет непреложного сохранения и возвращения к жизни после смерти. Красный был цветом зла, необитаемой и бесплодной земли. Изображенные в этом цвете животные (ослы, собаки) считались вредоносными дьяволами. Кроме того, красной краской писались слова, которые несли недобрые предзнаменования. По этой причине Сет, брат и убийца Озириса, рисовался в красном цвете. Ярко-красный мог символизировать также кровь и жизнь.
Белый цвет является синонимом утренней зари, признаком победы и радости. Этот цвет применялся к короне Верхнего Египта (юг страны) и изображался в виде высокой короны на висках, имеющей форму белого цветка лотоса.
Ярко-желтый цвет был вечностью, нетленной плотью богов; отсюда широкое применение золота во всех видах искусства и ко всевозможным материалам.
Синий и голубой цвета обладали разным значением. Синий, цвета ляпис-лазури, символизировал волосы божеств. Голубой являлся очищающей водой, цветом моря и обещанием новой жизни.
Человеческой фигуре, естественно, тоже назначались некоторые конкретные цвета. Женщина изображалась с бледно-желтым или розовым цветом кожи, в то время как к образу мужчины (113) применялся темно-красный или коричневый цвет.
Нейтральный цвет, применяемый к фону, исключает любую возможность намека на изменения света или тональности в сценах.
В разные времена тон фона был различным. От сероватого, характерного для Древнего Царства, осуществляется переход к бледно-желтому при Новом Царстве и цвету охры впоследствии.
Техника живописи
В египетском искусстве рельефы покрывали поверхность в каменной и деревянной архитектуре. При выполнении рельефов сначала зачищалась стена, с которой предстояло работать (в случае необходимости она покрывалась штукатуркой), чтобы добиться максимально возможной ровности. После покрытия каменной кладки слоем штукатурки поверхность под изображение расширялась. Это пространство делало возможным воспроизведение триумфальной сцены, в которой выделялась фигура фараона. Затем на поверхность красными штрихами наносились силуэты, чтобы потом приступить к тончайшей работе граверным резцом, которая была призвана сделать углубления для контура фигур. Попеременно использовались два типа рельефа (барельеф и углубленный рельеф), которые выполнялись разными техниками и с помощью которых достигались тонкие выразительные оттенки. В барельефе процедура сводилась к удалению материала с каменной или деревянной стены, чтобы выделить фигуру из фона в эластичной форме.
В углубленном рельефе стена обрабатывалась таким образом, чтобы выгравировать рисунок на камне. После наброска контуров лишний материал удалялся посредством его выемки, для чего использовалась техника обработки долотом, которая оставляла борозду под прямым углом. При такой системе силуэты фигур оказываются (114) углубленными в плоскость, которая служит им фоном, а свет падает таким образом, что всегда одна зона освещена, а другая остается в тени. Зона, на которую падает прямой свет, очерчивает светящуюся нить, контрастирующую с черной тенью контура. Тем самым фигура кажется обведенной двойным профилем, белым и черным, который на внешних стенах даже при ослепительном солнце позволяет прекрасно различать силуэты.
Рельефов без росписи не существовало, хотя творения, которые мы созерцаем в настоящее время, полностью утратили свой изначальный колорит.
Картины писались техникой темперы с одинаковым использованием в качестве связующего вещества яичного белка или водного раствора гуммиарабика, аравийской камеди. Пигменты приготовлялись с естественными веществами, такими, как охра, из которой получали красный и желтый цвета, малахит для зеленого цвета, уголь для черного, гипс для белого и соединение меди, кремния и кальция для синего.
В штукатурке использовалась глиняная смесь, в нее добавлялась солома, чтобы придать ей больше вязкости, и которая затем раскрашивалась обычно в желтый, серый или белый цвета. После подготовки стены красным цветом набрасывался контур фигуры, а затем они наполнялись ровными тонами в гамме, содержащей черный, синий, красный, зеленый, желтый и белый цвета.
Хорошей сохранностью рисунки обязаны тому, что внутри гробниц они были защищены от любого вредного внешнего воздействия. Однако красители, покрывавшие внешние рельефы на облицовках храмов, пропали, так как постоянное воздействие атмосферных факторов полностью их погубило.