Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эволюция и хронология наскального искусства



 

Доисторическое искусство… свидетельствует не только о совершенной артистической свободе, но и о наличии развитого эстетического чувства.

…На протяжении периода ориньяк-перигор (30 000 — 25 000 лет до н.э.) выделяется доминирующая роль рисунка в формах, сочетающих контурное изображение животных с наиболее выразительными деталями их характеристики. Это момент наибольшего распространения палеолитического искусства — от самых восточных районов Сибири до Средиземноморья.

В ориньякский период наиболее ранние изображения представляют собой силуэтные рисунки. Некоторые контуры выполнялись одним слитным штрихом при помощи пальца, скользившего по мягкой поверхности глины. Вначале штрихи располагались произвольно, потом — в определенном направлении, в результате образуя меандры либо круги. В одной из галерей пещеры Альтамира (Кантабрия, Испания) можно видеть совокупность очень длинных линий — они достигают шести метров, — еще не складывающихся в какие-либо определенные формы. Остатки таких оттиснутых изображений сохранились во многих пещерах, среди которых можно назвать Гаргас (Французские Пиренеи), Пеш-Мерль (Лот, Франция), а также Ла Пилета (Малага, Испания). Ориньякский человек, должно быть, подметил легкость скольжения руки по податливой глине, из чего вытекала возможность, поставив конкретную цель, повторять эти движения до тех пор, пока не получался (30) узнаваемый силуэт: так возникали первые, контурные изображения животных. Один из самых показательных памятников этого типа находится в Зале Иероглифов пещеры Пеш-Мерль, где сохранилось изображение северного оленя огромных размеров. Художник, изображая его, пренебрег некоторыми подробностями, сделав более лаконичными контуры тела с головой, над которой вздымаются огромные, сравнимые по длине с туловищем, рога. Поверх изображения тянутся вертикальные борозды, группирующиеся в густые скопления линий.

Сочетание изображений животных и линейных штрихов — типичное явление, как это видно на примере изображения в одной из галерей пещеры Альтамира (Кантабрия, Испания), где голова самки оленя пересечена многочисленными извилистыми линиями, наложенными друг на друга. Неизвестно, имеют ли они некое магическое значение, или речь идет о предварительных набросках по сырой глине.

В некоторых случаях свежая глина со стен пещер сама служит материалом для живописи. В пещере Ла Бом-Латронь (юг Франции) находятся нарисованные при помощи этого материала изображения слонов в сочетании с извилистыми линиями. Позднее появляются контуры целиком в технике рельефа, исполненного пока еще грубо и неуклюже. Примером может служить изображение какого-то непонятного животного в Белькоре (Дордонь, Франция), высеченное грубыми, глубокими бороздами на известняковой поверхности. Этот период продолжается и логически завершается периодом перигор, для которого типично подчеркивание наиболее характерных особенностей изображаемых фигур. Его отличительная особенность — использование так называемой «развернутой» перспективы. Яркий пример — стоянка Пеш-Мерль, где можно видеть силуэт быка, чьи рога образуют почти завершенную окружность. Таким образом, их форма оказывается выявленной предельно четко: так, что оба рога видны целиком и полностью. Другой подобный пример можно видеть в пещере Ла Мут (Дордонь, Франция), это маленький рельеф, изображающий бизона и исполненный чрезвычайно (32) точными штрихами, в котором воспроизводится та же схема с развернутыми в профиль телом и головой и фронтально воспроизведенными рогами и глазом. Еще один пример, дающий несколько иной вариант изображения рогов, можно видеть в пещере Ла Клотильда (Кантабрия, Испания). Речь идет о нарисованном на глинистой поверхности быке или бизоне, рога которого показаны фронтально и одновременно в проекции под углом в 45°. Такой способ изображения известен как «косоугольная» или «полуразвернутая» перспектива. Это часто употребляющийся выразительный прием, впоследствии широко распространенный и известный по таким знаменитым памятникам, как пещеры Пеш-Мерль и Ласко.

На этом же этапе начинается использование цвета, служащего для получения красочных отпечатков ладоней, а также тех жирных точек, что отпечатывались на камне штемпельным методом. В пещере Гаргас сохранились красные отпечатки рук, считающиеся одним из древнейших памятников палеолитического искусства. В святилище Ле Комбель в глубине галереи Пеш-Мерль различимы красные точки, нанесенные внутри и вне контуров животных. К технике штемпелевки прибегали u позднее, целиком заполняя таким способом силуэты фигур, как это сделано внутри красного контура самки оленя на стоянке Коваланас (Кантабрия, Испания).

…Самые типичные и выразительные примеры живописи рассматриваемого периода сосредоточены в пещере Ласко, которая находится во французском департаменте Монтиньяк (Дордонь, Франция). Ее по праву можно назвать подлинным храмом палеолитического искусства. Речь идет о совокупности галерей различной величины, на стенах которых представлен огромный репертуар изображений — около пятисот, — (33) составляющий целый мир, где сошлись животные, населявшие Землю в разные эпохи. Здесь сохранились фигуры разных размеров, накладывающиеся друг на друга.

В зале Быков находятся четыре монументальные фигуры — одна из них превышает 5м, — обведенные толстым черным контуром, внутренняя поверхность которого раскрашена пятнами красного, бурого и дымчато-черного цветов. В изображении голов использована «полуразвернутая» перспектива. Передняя часть тела объемно акцентирована, а ноги кажутся коротковатыми по сравнению с телом, что создает впечатление тяжести фигур. Эти колоссальные быки — непревзойденный пример того, чем в целом характеризовалось палеолитическое искусство: каждая фигура в нем чрезвычайно значима сама по себе, вне зависимости от ее связи с общей композицией.

…Солютре (25 000 — 15 000 лет до н.э.) — период господства высокого рельефа, исполненного в технике углубления окружающей поверхности. Рельефы никогда не отделяются полностью от скальной опоры и, таким образом, не обретают полноценной трехмерности круглой скульптуры. Для их выполнения используются естественные выступы скалы и убираются их части, окружающие будущий силуэт животного. Другими словами, очертания тела животного, которые следует выявить, уже как бы заключены в естественных выпуклостях скалы. При этом светотеневые эффекты способствуют тому, что изображение как бы отделяется от стены.

В солютрейский период происходит улучшение качества каменных орудий. Именно тогда появляются те из них, которые дают возможность выявлять объемы рельефов и подчеркивать детали.

Первые произведения искусства, относящиеся к этому периоду, найдены во Франции. Это массивные каменные изваяния коров на стоянке Ле Фурне дю Дьябль, в долине Бом, недалеко от Дордони. Среди прочих выделяется изображение стельной коровы с подчеркнутой моделировкой задних конечностей и самой выпуклой части брюха. Проработкой поверхности акцентированы зоны света и тени, что придает фигуре индивидуальный характер.

…Мадлен (15 000 — 10 000 лет до н.э.) — последний этап развития палеолитического искусства и его кульминационная фаза. В этот период создаются изображения, отличающиеся наивысшим реализмом. Кроме того, увеличивается количество произведений мобильного искусства из кости и бивня, которые украшаются гравировками, чрезвычайно разнообразными по тематике. Хотя образцы мадленского искусства встречаются по всей Европе, наибольшим изобилием находок отличаются юго-запад Франции, северо-запад Испании — Кантабрийская область — и некоторые районы Баскско-наваррских и Центральных Пиренеев. Таким образом, о мадленском искусстве можно говорить как о «франко-кантабрийском». Во Франции наиболее значительная группа пещер расположена в регионе Дордонь-Везер. По числу и качеству изображений, относящихся к различным эпохам, среди них особенно выделяется пещера Ласко. Другая важная стоянка — Кап Бланк, где находятся мадленские рельефы, представляющие собой фризообразно скомпонованные фигуры лошадей. В святилище Лоссель (Дордонь, Франция) находятся наиболее характерные для палеолитического искусства в целом рельефные изображения людей. В Фонт-де-Гом (Дордонь, Франция) также существуют произведения, (34) относящиеся к различным этапам палеолита и представляющие собой наложенные друг на друга изображения различных животных.

Наконец, в Ле Комбарель есть пещера, состоящая из двух узких галерей, где находится один из прекраснейших палеолитических рельефов.

Во Французских Пиренеях таких пещер меньше. Следует отметить пещеру Гаргас, где находится группа отпечатков детских ладоней, и Труа-Фрер (Арьеж, Франция) — лабиринт галерей с многочисленными рельефами животных. Наиболее известные изображения — две антропоморфные фигуры колдунов. В другом святилище, Ле Тук д'Одибер (Арьеж), находятся фигуры бизонов, моделированные в глине, — единственный пример такой техники. В районе Кантабрийской горной цепи (Испания) ансамбль Альтамиры затмевает все, найденное в других пещерах, ибо речь идет о самом значительном на Иберийском полуострове памятнике палеолитического искусства. Здесь сосредоточены изображения, выполненные в разные эпохи, среди которых — полихромные фигуры бизонов; они лучше всего показывают высокую степень жизненной правды, достигнутую в период мадлен.

Фигуры выполнены в цвете с использованием естественных выступов скалы для акцентировки объема. На стоянке в пещере Эль Кастильо (Кантабрия, Испания), помимо абстрактных символов, наиболее примечательны также полихромные фигуры. В Орнос де ла Пенья сосредоточены многочисленные рельефы, датируемые разными эпохами, от ориньяка до мадлена. Список дополняют изображения в других пещерах, в том числе в Ла Пасьега и Ла Клотильде.

Ранний мадлен

 

Первый этап мадленской эпохи считается периодом становления, характеризуемого точностью в передаче движения и замкнутым контуром…

Средний мадлен

…Достигается высший натурализм искусства.

Линия силуэта становится толще, как это видно на изображениях в пещерах Ньё и Ле Портель, где контур фигуры бизона выведен толстой черной линией и усилен врезанными в камень бороздами в области живота и ног. При ведущей (35) роли контурного рисунка здесь присутствуют и детали, усиливающие выразительность. Глаза, шерстный покров, вымя запечатлены со всей возможной скрупулезностью. Не забыты даже ресницы. В Черном Салоне Ньё бизоны нарисованы черной краской без какой-либо примеси. Все детали строения вымени и шерсть изображены так виртуозно, что убедительно передают даже фактуру мохнатых шкур животных.

Цвет, который прежде, в период ориньяк-перигор, лишь заполнял силуэт, ограниченный контуром, теперь служит для внутренней моделировки, причем используется многообразие тонов. Постепенно исчезает искаженная перспектива, уступая место более натуралистическому изображению, более верному воспроизведению реальности, включая детали (например, глаза, показанные в профиль). (36)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.