Способы отправления человека в нижний мир и типы захоронения людей
На нижнем уровне духи и боги обретали вид «мертвяков». Отсюда другие, чем в среднем мире, обряды и обычаи.
Среди уходящих в иную жизнь язычники различали тех, кто умирает символически (при переходе из одного возраста в другой, из незамужнего состояния в замужнее и т.д.), и тех, кто умирает фактически. И в том и в другом случае совершались обряды, соответствующие характеру нижнего мира. Кроме того, проводить умершего необходимо было так, чтобы, с одной стороны, не было обидно духам и богам всех трех уровней мира, а с другой — чтобы умерший попал в разряд «своих», а не «чужих» сил.
Исторически сложилось представление о трех способах фактического отправления человека в нижний мир. Им соответствовало три типа захоронения людей:
1) человека, достигшего глубокой старости, хоронили живым;
2) тело покойника не предавали земле, а оставляли на поверхности для растерзания его хищной птицей или зверем;
3) покойника предавали земле.
Первый тип захоронения по рассказам алданских якутов в изложении этнографа и писателя В.Л.Серошевского (род. 1896г.) выглядит следующим образом. Когда старик-старуха становились чересчур дряхлыми или хворали без надежды на выздоровление, «такой человек просил обыкновенно любимых своих детей или родственников: сына, дочь, брата, чтобы его схоронили. Тогда созывали соседей на прощальный пир. Убивали скот, что получше и пожирнее, и принимались пировать. Пировали три дня, все это время обреченный на смерть, одетый в свое лучшее дорожное платье, сидел на первом месте и принимал от присутствующих чествование и лучшие кусочки пищи; на третий день избранный им родственник уводил его в лес и неожиданно сталкивал в заранее приготовленную яму; потом его закапывали живым с набросанным туда добром, посудой, оружием, пищей, а то и так оставляли живым умирать с голоду». В других случаях старик добровольно спускался в глубокую яму и оттуда даже общался с родственниками и соплеменниками. В истории различных народов известны и такие обычаи, когда человек сам уходил умирать в пещеру. Выдающийся древнегреческий философ Сократ (ок. 470-399 до н.э.) добровольно принял яд...
Второй тип захоронения применялся у многих народов. Одни оставляли тело покойника не зарытым в землю в пещерах, на опушке леса, на полянах, в степи (вспомним кинофильм «Урга», роль водителя играет актер Владимир Гостюхин, где показан фрагмент монгольского захоронения старика, деда молодого монгола). Другие укладывали гроб с телом покойного на телегу или в сани и возили его по степи до тех пор, пока он сам не падал в нужном ему месте, возничий же должен был уезжать домой не оглядываясь. Третьи зарывали покойника в землю на небольшую глубину (например, на полметра или на один метр, как у хакасов). Тибетцы еще в середине ХХ века расчленяли труп и бросали его части орлам на съедение. (Фрагмент этого обряда показан в видеофильме Мартина Скорсезе «Кундун. Последний властитель Тибета», где речь о жизни 14-го Далай Ламы, о захоронении его отца). Древнегреческий философ Диоген (ок. 400 – ок. 325 до н.э.), творивший по легенде в бочке, умирая, просил положить его в поле, на открытом месте...
Формы предания покойника земле многообразны. Среди них нужно отметить:
1) захоронения знатных людей вместе со слугами, женами (впоследствии со статуэтками животных, людей и т.д., вспомним захоронение китайского императора);
2) захоронения в скорченном или вытянутом положении (в первом случае положение покойника напоминает зародыша ребенка, во втором — образ мира абсолютной тишины, темноты и покоя);
3) сжигания покойника и захоронение пепла в горшках из-под хорошей еды;
4) захоронения в курганах (эти сооружения нашли во всех странах, кроме Австралии, высота курганов была различной: от полуметра до 10 метров, погребальные пирамиды Древнего Египта, достигающие 147 метров, можно отнести к классической форме захоронения указанного типа).
Таковы основные обычаи и обряды, связанные с поклонением духам и богам нижнего мира.