Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Жертвоприношения богам человеческого рода



Язычники делали жертвоприношения во всех случаях, когда необходимо было поклониться мистической силе. Для этого использовались несколько капель масла, горсть пшена, кусочек сыра, внутренности животного на худой конец – камушек.

Общественная жизнь казалась им очень опасным, если не самым опасным явлением мира. Они чувствовали, что в ее недрах действуют силы вселенского масштаба. И опасаясь их, были особо требовательны к поведению человека. Например, считали нравственным все, что способствует выживанию рода, а безнравственным — все, что разрушает жизнь рода; они испытывали страх перед ссорой, навлекавшей гнев родовых тотемов, и принимали жесткие меры в отношении к людям, разжигающим конфликты.

Штернберг Л.Я. Гиляки // Гиляки, орочи, гольды, негидальцы,

айны: Сборник. Хабаровск, 1933. С. 93-94; Дробницкий О.Г.

Понятие морали... С. 368.; Семенова М. Мы — славяне...

С. 76-77, 239-279.

 

Поклоняясь богам человеческого рода, язычники в особо важных случаях приносили в жертву и человека.

В одном из мифов Древней Японии герой во время похода попадает в шторм. Когда становится ясно, что всем грозит гибель, без приношения местному богу не обойтись, его супруга, полная сознания высшего предназначения миссии мужа, добровольно принесла себя в жертву, бросившись в волны со словами: «Ты должен завершить свои дела и доложить о них». Муж и не думает ее останавливать. Он одержим идеей выполнения поручения, только эта идея и оправдывает жизнь богатыря, делает его личность цельной.

Этнограф В.И.Иохельсон описал случай, имевший место в 1898 г. В голодную зиму один юкагир, кормилец семьи, сильно разболелся и был близок к смерти. Жена обратилась к местным духам, и те подтвердили, что дело со здоровьем мужа плохо, что для его спасения нужна человеческая жертва, причем не из соседней, а из своей семьи. Обдумав все, жена убила собственного ребенка и стала кормить мужа грудью. Когда муж пришел в себя, он спросил о ребенке. И тогда жена ему все рассказала. На вопрос мужа о том, зачем она это сделала, ответила: «Если ты помрешь, мы все помрем. Если выживешь, промышлять станешь, а детей еще нарожаем». Опрашивая соседей, этнограф при этом убедился в том, что они оценивают поступок женщины-детоубийцы как высоконравственный акт, направленный на спасение семьи и рода.

Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители

японской старины. М.: Наука, 1988. С. 15.

 

В число жертв иногда попадали и престолонаследники. Один японский царь, объезжая свое государство, увидел двух красавиц и решил их взять в наложницы. Но обычаи требовали, чтобы он вернулся домой и послал за ними лучшего представителя двора, а лучшим, как правило, был старший сын — престолонаследник. Так он и сделал. Старший сын с готовностью взялся за порученное дело. Когда же он прибыл на место и увидел красавиц, сам влюбился в них. И перед ним возникла нравственная дилемма: либо отцу отвезти девиц и навсегда распрощаться с ними, либо — обмануть его, самому взять первых, во двор же доставить других, из соседней деревни, тоже хороших. Изрядно помучившись, он предпочел второй вариант. Однако царь оказался опытным, раскусил обман сына и стал девушек жестоко мучить: «смотрел на них, а в жены не брал». Оказался в немилости и сын. Старший при этом оскорбился, перестал соблюдать правила сыновней почтительности, приходить на утренние и вечерние трапезы, что было делом политическим и являлось предвестником будущей междоусобной борьбы. Тогда-то царь и пригласил младшего сына, чтобы образумить престолонаследника. В рассказе младшего сына процедура наведения порядка выглядела следующим образом. «Когда рано утром брат зашел в отхожее место, я поджидал его. Я напал на него, схватил, убил его, руки-ноги повыдергал, завернул тело в циновку и выкинул». Во всей этой истории страшно было не то, что младший брат убил старшего, а то, что он похоронил его как простолюдина, лишив царского положения не только в среднем, но и в нижнем мирах.

Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители

японской старины. М.: Наука, 1988. С. 9.

 

Практиковалось приношение в жертву и высших должностных лиц. Например, вождем выбирали самого достойного представителя племени. Но, выбирая, знали, что наступит момент, когда духи, отказав в поддержке, потребуют переизбрать вождя, и чтобы эта процедура оказалась менее зависимой от корыстолюбия людей, должны существовать соответствующие моменту обычаи и обряды. У некоторых народов они предусматривали целую систему передачи правления от одного вождя другому. В одном случае она опиралась на удушение вождя, в другом — на замуровывание вождя с девицей, достигшей половой зрелости, в третьем — на смертельный поединок вождя с претендентом на вождя в ночное время, в четвертом — на умерщвление семьи вождя, самого вождя и его «палача» и т.д. Применяя тот или иной способ, язычники не должны были ошибаться в главном — в определении того, что духи, действительно, отказались от вождя. С этой целью они разрабатывали систему достоверных признаков, среди которых были такие, как неспособность вождя вершить правосудие хотя бы в течение трех дней подряд в неделю, появление знаков его физической неполноценности: потерял зуб, сломал руку или ногу, появились первые морщины или седые волосы, перестал удовлетворять сексуальные потребности своих жен.

Таковы основные обычаи и обряды, связанные с поклонением духам и богам среднего мира.

От автора

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.