Язычники делали жертвоприношения во всех случаях, когда необходимо было поклониться мистической силе. Для этого использовались несколько капель масла, горсть пшена, кусочек сыра, внутренности животного на худой конец – камушек.
Общественная жизнь казалась им очень опасным, если не самым опасным явлением мира. Они чувствовали, что в ее недрах действуют силы вселенского масштаба. И опасаясь их, были особо требовательны к поведению человека. Например, считали нравственным все, что способствует выживанию рода, а безнравственным — все, что разрушает жизнь рода; они испытывали страх перед ссорой, навлекавшей гнев родовых тотемов, и принимали жесткие меры в отношении к людям, разжигающим конфликты.
айны: Сборник. Хабаровск, 1933. С. 93-94; Дробницкий О.Г.
Понятие морали... С. 368.; Семенова М. Мы — славяне...
С. 76-77, 239-279.
Поклоняясь богам человеческого рода, язычники в особо важных случаях приносили в жертву и человека.
В одном из мифов Древней Японии герой во время похода попадает в шторм. Когда становится ясно, что всем грозит гибель, без приношения местному богу не обойтись, его супруга, полная сознания высшего предназначения миссии мужа, добровольно принесла себя в жертву, бросившись в волны со словами: «Ты должен завершить свои дела и доложить о них». Муж и не думает ее останавливать. Он одержим идеей выполнения поручения, только эта идея и оправдывает жизнь богатыря, делает его личность цельной.
Этнограф В.И.Иохельсон описал случай, имевший место в 1898 г. В голодную зиму один юкагир, кормилец семьи, сильно разболелся и был близок к смерти. Жена обратилась к местным духам, и те подтвердили, что дело со здоровьем мужа плохо, что для его спасения нужна человеческая жертва, причем не из соседней, а из своей семьи. Обдумав все, жена убила собственного ребенка и стала кормить мужа грудью. Когда муж пришел в себя, он спросил о ребенке. И тогда жена ему все рассказала. На вопрос мужа о том, зачем она это сделала, ответила: «Если ты помрешь, мы все помрем. Если выживешь, промышлять станешь, а детей еще нарожаем». Опрашивая соседей, этнограф при этом убедился в том, что они оценивают поступок женщины-детоубийцы как высоконравственный акт, направленный на спасение семьи и рода.
Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители
японской старины. М.: Наука, 1988. С. 15.
В число жертв иногда попадали и престолонаследники. Один японский царь, объезжая свое государство, увидел двух красавиц и решил их взять в наложницы. Но обычаи требовали, чтобы он вернулся домой и послал за ними лучшего представителя двора, а лучшим, как правило, был старший сын — престолонаследник. Так он и сделал. Старший сын с готовностью взялся за порученное дело. Когда же он прибыл на место и увидел красавиц, сам влюбился в них. И перед ним возникла нравственная дилемма: либо отцу отвезти девиц и навсегда распрощаться с ними, либо — обмануть его, самому взять первых, во двор же доставить других, из соседней деревни, тоже хороших. Изрядно помучившись, он предпочел второй вариант. Однако царь оказался опытным, раскусил обман сына и стал девушек жестоко мучить: «смотрел на них, а в жены не брал». Оказался в немилости и сын. Старший при этом оскорбился, перестал соблюдать правила сыновней почтительности, приходить на утренние и вечерние трапезы, что было делом политическим и являлось предвестником будущей междоусобной борьбы. Тогда-то царь и пригласил младшего сына, чтобы образумить престолонаследника. В рассказе младшего сына процедура наведения порядка выглядела следующим образом. «Когда рано утром брат зашел в отхожее место, я поджидал его. Я напал на него, схватил, убил его, руки-ноги повыдергал, завернул тело в циновку и выкинул». Во всей этой истории страшно было не то, что младший брат убил старшего, а то, что он похоронил его как простолюдина, лишив царского положения не только в среднем, но и в нижнем мирах.
Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители
японской старины. М.: Наука, 1988. С. 9.
Практиковалось приношение в жертву и высших должностных лиц. Например, вождем выбирали самого достойного представителя племени. Но, выбирая, знали, что наступит момент, когда духи, отказав в поддержке, потребуют переизбрать вождя, и чтобы эта процедура оказалась менее зависимой от корыстолюбия людей, должны существовать соответствующие моменту обычаи и обряды. У некоторых народов они предусматривали целую систему передачи правления от одного вождя другому. В одном случае она опиралась на удушение вождя, в другом — на замуровывание вождя с девицей, достигшей половой зрелости, в третьем — на смертельный поединок вождя с претендентом на вождя в ночное время, в четвертом — на умерщвление семьи вождя, самого вождя и его «палача» и т.д. Применяя тот или иной способ, язычники не должны были ошибаться в главном — в определении того, что духи, действительно, отказались от вождя. С этой целью они разрабатывали систему достоверных признаков, среди которых были такие, как неспособность вождя вершить правосудие хотя бы в течение трех дней подряд в неделю, появление знаков его физической неполноценности: потерял зуб, сломал руку или ногу, появились первые морщины или седые волосы, перестал удовлетворять сексуальные потребности своих жен.
Таковы основные обычаи и обряды, связанные с поклонением духам и богам среднего мира.