Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Искусство выравнивания текста



Рассмотрим более подробно при­мер с различными формами букв. Допустим, стоит задача визуально вы­ровнять правый край строки текста по некоей вертикали — например, по габаритной вертикали прямоугольника, под или над которым расположен текст. Если используется шрифт без засечек и текст кончается, напри­мер, буквой «н», никаких проблем не возникает: мы просто выравниваем правый край последней буквы по требуемой вертикали. Если же послед­ней буквой является, скажем, «т», буква с закруглением типа «ь» или же «н» из шрифта с засечками, то выступающие горизонтальные штрихи или закругления обязательно должны немного свешиваться за вертикаль вы­равнивания. Если же в конце стоит точка или запятая, ее нередко выносят

(а)

(б)

Рис. 4

Засечки у заглавных «Н» в гарнитурах Бодони (а) и Тайме (б); засечки типа (а), хотя они и чуть короче, долж­ны сильнее свешиваться за вер­тикаль при выравнивании

за линию выравнивания целиком (так называемая «висячая пунктуация», пример которой показан на рис. 39 на стр. 145).

Засечки, впрочем, бывают разные. У шрифтов типа новой антиквы (рис. 4, а; о классификации шрифтов см. стр. 126) тонкие засечки соединяются с прямолинейным и вертикальным основным штрихом под прямым углом. Напротив, в большинстве шрифтов классической и переходной антиквы (рис. 4, (?) более толстые засечки соединяются с основным штрихом с по­мощью широких плавных закруглений, а основной штрих имеет иногда сложную, вогнутую в центре форму. Очевидно, что засечки второго типа гораздо больше добавляют к видимой ширине буквы и выносить их за линию выравнивания нужно в меньшей степени. Кроме того, как я уже упоминал, величина этой поправки зависит от размера букв; сильнее всего видимая ширина букв отличается от фактической для надписей мелким кеглем (это одна из причин, по которым для них следует отдавать пред­почтение шрифтам без засечек), а при достаточно большом кегле шрифта, когда засечки хорошо различимы, такая коррекция размера может оказать­ся ненужной и даже вредной.

Цвет и размер

Поскольку понятие «воспринимаемого размера» тесно граничит с понятием «заметности» элемента, вполне естественно, что цвет может существенно влиять на эту характеристику. Чем контрастнее цвет элемента на фоне его окружения, тем он заметнее и тем кажется больше. У этого правила, однако, есть и обратная сторона: если контраст между объектом и фоном слишком мал, границы его становятся трудноразличимыми и субъективно он может восприниматься большим, чем на самом деле (особенно если общий спектр композиции достаточно темен — «у страха глаза велики» отчасти и потому, что страх может вызываться темнотой).

Кроме того, в одних и тех же условиях по-разному действуют теплые и холодные цвета (стр. 105). Теплый цвет привлекает внимание к элементу, делает его более активным, более близким и, следовательно, большим по субъективному размеру; холодные цвета, наоборот, отдаляют и уменьшают объект.

Текстура и размер

Текстура поверхности (в том ее, достаточно общем, определении, которое дается на стр. 116) также не может не влиять на воспринимаемый размер объекта. Поскольку ярко выраженная текстура обыч­но применяется лишь к нескольким центральным элементам композиции, служа для их акцентирования, очевидно, что такая текстура, как и контрастный цвет, должна вызывать увеличение субъективного размера. Кроме того, любая тек­стура усложняет облик предмета, делает его неоднородным, что также подталкивает наше подсознание к «растягиванию»

(а)

(б)

Рис. 5

В (а) левый прямо­угольник кажется уже, чем правый, хотя в (б), наоборот, левый квадрат выглядит шире правого. На самом деле ширина всех четырех фигур одинакова

воспринимаемого образа объекта, чтобы «дать место» всем его прожилкам, морщинам и пупырышкам.

Простые, геометрические текстуры (стр. 118) обычно в бо­лее сильной степени обладают эффектом «раздувания» форм, что объясняется их большей регулярностью, предска­зуемостью и оттого более высокой визуальной плотностью. Максимума этот эффект достигает у геометрических узо­ров с элементом некоторой средней величины, тогда как у слишком мелких или слишком крупных узоров он не­велик.

Если элементы узора или текстуры вытянуты в каком-то одном направлении, сама фигура также будет выглядеть удлиненной в этом направлении и сплющенной в перпен­дикулярном (рис. 5, а). На этом основан известный совет полным людям носить одежду с продольными, а ни в коем случае не поперечными полосами. Интересно, однако, что именно в случае узора из простых полосок следование этому совету может дать совершенно обратный эффект: так как при движении глаза поперек полос узор выглядит значи­тельно пестрее и потому визуально «тяжелее», чем вдоль, полосатый квадрат всегда кажется шире в направлении, пер­пендикулярном полосам (рис. 5, б).

Пропорции

Рис. 6

Золотое сечение (sectio aurea): b так относится к а, как а к сумме а + b (при этом b = 0,618а).
С древних времен золотое сечение счита­ется самой совершенной, гар­моничной, уравновешенной про­порцией

Пропорцией в дизайне называют соотношение размеров либо разных объектов, либо составных частей или разных измерений (например, ширины и высоты) одного объекта. Здесь мы делаем первый шаг от размеров отдельного, «подвешенного в воздухе» объекта к пространственным отношениям внутри композиции — пока что абстрагируясь от взаимного расположения элементов и рассматривая только соотношения их размеров.

Золото и пластмасса

Архитекторы и художники древности придавали огромное значение выбору пропорций. Некоторые из их открытий, такие как «золотое сечение» (рис. 6), вполне могут пригодиться и сегодняшнему ди­зайнеру, но в целом классический подход к определению пропорций, обычно заключающийся в вычислении разме­ров по формулам, в современном дизайне применяется редко. Субъективность размеров, о которой мы говорили в предыдущем разделе, делает субъективными и пропорции, и нет никакого смысла вычислять габариты прямоуголь­ников с точностью до третьего знака после запятой, если их воспринимаемый размер все равно будет отличаться

от реального из-за факторов, о которых не задумывались художники эпохи Возрождения. Современный дизайнер выбирает пропорции почти исключительно «на глазок», добиваясь нужного ему соотношения активностей элемен­тов не только варьированием размеров, но и с помощью множества других инструментов.

Таким образом, волшебного правила выбора пропорций на все случаи жизни не существует. При выборе раз­меров элементов нужно учитывать множество факторов: вклад элементов в информационное содержание компо­зиции, их положение в контексте данной композиции (веб-страницы) и более крупной информационной единицы (сайта), контрастные отношения между ними, необходи­мость нюансировки и многое другое. Стиль композиции во многом определяется тем, насколько покорно дизайнер сле­дует «натуральным» размерам элементов, соответствующим их относительной важности и традициям оформления, или же, наоборот, насколько свободно он варьирует пропорции, добиваясь необычного звучания страницы.

Пропорций простота

Можно лишь указать на отно­сительную популярность простейших пропорций — в пер­вую очередь равновеликости объектов, а также кратных соотношений их размеров (1:2, 1:3), что является следстви­ем общего принципа единства и экономии средств («не следует усложнять без необходимости», стр. 149). Но точно так же не следует и увлекаться простотой — композиция, где все выровнено со всем, может показаться скучной. Удобно представить себе что-то вроде наложенной на вашу страни­цу координатной сетки, ячейки которой имеют размер того или иного выдающегося элемента, и учитывать стремление других элементов «прилипать» (наподобие функции «snap» в векторных графических редакторах) к линиям этой сет­ки — лишь учитывать, впрочем, а отнюдь не безоговорочно подчиняться этому их стремлению.

Достаточно общим является также принцип ограничения пропорций «сверху». Несмотря на способность человеческо­го восприятия без труда приспосабливаться к любой шкале размеров, этой способностью не следует злоупотреблять — нельзя требовать от зрителя слишком частых «перенастроек» такого рода и безусловно следует избегать их в пределах одной композиции (страницы). Однажды привыкнув к не­которому среднему размеру элементов, человеческий глаз может комфортно воспринимать только то, что не слишком

Рис. 7

Природа подсказы­вает пропорции для больших и для маленьких

сильно отличается от него в сторону увеличения или уменьшения (иными словами, отношение размеров значи­мых элементов не должно превышать некоторой разумной величины; см. также стр. 160).

Если на одной и той же странице вы заставляете зрителя сначала всматриваться в буквы высотой в несколько пик­селов, а затем ошарашиваете его огромной полуразмытой фотографией через всю страницу, ни о какой цельности речи уже не идет. Из этого правила есть, впрочем, и исключения; так, элементы, выполняющие роль фона для чего-либо, выдерживают гораздо большее растяжение, чем элементы переднего плана, нагруженные информацией.

Микропропорции

После того как пропорции вчерне выбраны, наступает не менее важный этап — тщательная подгонка размеров, координация, нюансировка (стр. 171) и нейтрализация всевозможных «паразитных связей», по­бочных эффектов и оптических иллюзий, влияющих на восприятие пропорций. Изменение кажущегося размера в зависимости от формы, цвета и текстуры мы рассмотрели выше (стр. 79); здесь следует особо остановиться на том, как пропорции зависят от размеров элементов. (Хотя сама пропорция есть не что иное как соотношение размеров, она требует определенной коррекции, если оба сравниваемых элемента увеличить или уменьшить в равное количество раз.)

Взгляните на рис. 7. Известно, что пропорции человеческо­го тела меняются с возрастом (т. е. при увеличении общего размера тела): голова ребенка в отношении к его росту гораздо больше, чем голова взрослого. Этого же принципа следует придерживаться и в пропорционировании любых композиций: при прочих равных условиях, чем меньше размер элементов, тем менее выраженной должна быть разность их размеров. Иными словами, в малых разме­рах меньший член пропорции становится подчас слишком малозаметным, поэтому его следует несколько увеличить; наоборот, в больших размерах можно пользоваться более контрастными, выразительными пропорциями.

Размещение

Чтобы покончить с пространственными отношениями, нам осталось рассмотреть типы и законы размещения эле­ментов друг относительно друга в композиции. Поскольку о влиянии формы, цвета и других факторов на про­странственные отношения уже говорилось выше, здесь мы

постараемся абстрагироваться от этих свойств элементов, рассмотрев идеальный случай размещения прямоугольников на двумерном поле.

В работе над композицией веб-страницы достичь этого уровня абстракции очень легко: достаточно отключить автоматическую загрузку изображений в вашем броузере, и все графические элементы будут представлены со­ответствующего размера прямоугольниками (которые, правда, не всегда совпадают с «логическими» прямоугольниками, на которые распадается композиция). Оценив плотность, координированность и рисунок располо­жения этих прямоугольников, опытный дизайнер очень часто может выне­сти заключение о качестве дизайна страницы, не загрузив с нее ни одного графического файла.

Ключевое понятие в этом разделе — расстояние между элементами, к которому применимо все то, что мы говорили о размерах самих элементов: воспринимаемое расстояние точно так же может зависеть от формы элементов, их цвета и цвета фона между ними, фактуры поверхности и т. п. Кроме того, важно также умело пользоваться выравниванием элементов, к которому в особенности применимы замечания на стр. 79.

Особый, важный для практики случай размещений пред­ставляют собой различные типы расположения элементов текста, т. е. режимы выравнивания и выключки строк, выбор межстрочного расстояния и т. п. Об этом мы будем подробнее говорить на стр. 141.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.