Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разноуровневые элементы



Разнообразие сочета­ний элементов, из которых один занимает более высокое место в иерархии страницы, чем остальные, очень велико, но здесь достаточно рассмотреть самый простой и в то же время самый типичный случай — сочетание заголовка и от­носящегося к нему текста. Задача дизайнера состоит здесь в том, чтобы средствами размещения выразить зависимое положение одного элемента от другого, их связь и иерархию соподчинения. В более общем случае «заголовком» может быть весь заглавный графический блок веб-страницы (с ло­готипом, навигационной панелью и т. п.), а «текстом» — все остальное содержимое этой страницы.

Традиционный подход к оформлению таких пар элемен­тов не пользуется никакими особенностями расположения, если не считать небольшого вертикального отступа меж­ду заголовком (который обычно выделен кеглем и/или шрифтом) и текстом. Оставив в стороне вопросы шриф­тового оформления (о которых мы будем говорить на стр. 122), попробуем придать этой классической схеме больше выразительности исключительно пространственны­ми средствами.

Первый шаг на этом пути — изменение горизонтального вы­равнивания. Подобно тому как в компьютерных программах и многоуровневых книжных оглавлениях (стр. 1) сдвиг стро­ки вправо означает более низкий уровень иерархии вложен­ности, внутритекстовые заголовки в современных бумажных и сетевых изданиях нередко выдвинуты влево относительно вертикали выравнивания текста (этот вариант размещения теперь едва ли не более популярен, чем бывшие некогда стандартными центрированные заголовки). При высокой частоте заголовков такое размещение позволяет быстро просматривать текст по вертикали, останавливаясь взглядом только на выступающих заголовках (ср. маркеры списков при одноуровневых абзацах, стр. 86). Это — один из лучших примеров построения эффективной композиции на основе выравнивания: мы без труда переключаемся с пронизанного линиями выравнивания вертикального направления (бег­лое чтение) на насыщенное информацией горизонтальное (внимательное чтение).

Еще более неординарные варианты размещения заголов­ков не подчеркивают их главенство в паре «заголовок—

текст», а низводят заголовок на роль вспомогательной, пояснительной надписи, примерно аналогичной по своей функции колонтитулам в книге. С этой целью заголовки размещаются, например, вертикально сбоку от текста или даже под текстом.

Конечно, иногда такое необычное расположение мотивируется не ролью заголовка, а вполне естественным желанием страницы выглядеть «не как все» или даже «осадить зрителя», заставив его поискать взглядом непонят­но где прячущийся заголовок или поразмышлять над причинами такого расположения. Нельзя не согласиться, что традиционная парадигма заго­ловка как самой выдающейся, «издалека видной» части композиции не всегда практически оправдана — очень часто прочтение заголовка совсем не необходимо для понимания относящегося к нему текста, так что заго­ловку отводится роль не обязательного введения, а всего лишь комментария к тексту.

Плотность

Нам осталось рассмотреть, чем определяется соотноше­ние заполненного и пустого пространства при различных видах размещения. Вспомним понятие компактности фор­мы, введенное на стр. 79; плотность размещения является аналогом этого понятия для случая двух и более элементов, как-либо скомпонованных на плоскости страницы. Очевид­но, что прежде всего плотность композиции должна быть увязана с компактностью составляющих его элементов — как правило, компактные формы требуют более плотного размещения, чем «дырявые».

Пол И характер

Плотность размещения материала может быть весьма и весьма различной, и в значительной мере от нее зависят общий стиль и настроение, создаваемое композицией. Деловые, энергичные страницы требуют более тесного расположения, чем страницы художественного, развлекательного и вообще «неторопливого» характера. На последних пространство, разделяющее элементы, является полноправным элементом композиции, вносящим свой вклад в общее впечатление, и сравнительно много его (нередко значительно больше, чем несущих информацию элементов) именно потому, что, будучи пустым, оно требует некоторой компенсации количеством за свое отсутствующее качество.

Артистического склада страницы гораздо свободнее исполь­зуют не только увеличенные промежутки между элементами, но и нулевые и даже отрицательные (т. е. сопряжение эле­ментов вплотную и наложение их друг на друга). Часто на одной и той же странице можно видеть вплотную прижатые друг к другу заголовок и текст, с частично подстеленной под них фотографией, отделенные сравнительно большим

пространством от соседних элементов. Такой рваный, син­копический ритм плотности бывает совершенно необходим для свободного и выразительного звучания материала (при­мер 6, см. раздел «Галерея» на стр. 323).

Вообще говоря, чем больше пустого места окружает объект, тем более подчеркнуто, полновесно он участвует в компози­ции. Поэтому даже самая что ни на есть деловая страница, которая, казалось бы, не может себе позволить тратить про­странство впустую, не обходится без вариаций плотности — разрежений и «дырок», необходимых для подчеркивания ключевых элементов (логотипа, заголовков).

Плотность текста

Особо стоит упомянуть об отно­шениях с окружающим пространством такого неизбежного в любой композиции элемента, как колонка текста. Про­граммисты — авторы броузеров и других систем отображе­ния текста на компьютере, по всей видимости, были увере­ны, что в книгах текст снабжается полями исключительно для удобства работы печатных машин и что в компьютере можно прекрасно обойтись без этого атавизма. На самом деле это, конечно, не так, и исследования показали, что пустые поля справа и слева от столбца текста совершенно необходимы для комфортного чтения. Вот почему первым шагом, ведущим в веб-дизайне от «академического» стиля по умолчанию (стр. 150), должно быть помещение текста в колонку с достаточной величины полями вокруг нее.

Плотность — одна из важнейших характеристик любой текстуры, в том числе и текстуры текста (стр. 148), а вы­бор расстояний между буквами — один из интереснейших случаев размещения одноуровневых элементов, о которых мы говорили на стр. 85. Поэтому любая композиция, включающая в себя хотя бы один абзац текста, может устанавливать сложные отношения между внутритексто­вой плотностью и плотностью размещения элементов на странице.

Есть еще одна тонкость, касающаяся использования пустого пространства в веб-дизайне. Поскольку на компьютерах пользователей веб-страница про­является постепенно, возникает из пустоты, сама пустота уже не может ра­ботать столь же активно, как в других визуальных жанрах. Если вы оставите на странице слишком большой пустой интервал, расположенный в непри­вычном месте, многие зрители будут подсознательно ожидать появления в этом месте какого-то элемента, который просто еще не подошел из се­ти, — и когда они поймут, в чем был ваш истинный замысел, впечатление будет уже подпорчено (см. также стр. 170).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.