Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Одноуровневые элементы



Начнем со случая, ко­гда мы имеем ряд близких по размеру элементов, занима­ющих одинаковое положение в информационной иерархии страницы. Типичным примером такого ряда является ряд кнопок на навигационной панели веб-страницы (стр. 205). Самый очевидный и часто употребляемый способ разме­щения таких элементов — линейный, когда все элементы выравниваются по некоторой общей прямой, чаще всего го­ризонтальной или вертикальной. Для такого выравнивания необходимо выбрать какую-либо общую для всех элемен­тов точку (лучше отрезок) их контура, которая и будет совмещаться с прямой выравнивания; так, при выравни­вании по вертикали чаще всего эта точка лежит на левой или правой стороне обнимающего прямоугольника каждого элемента.

Выраженность, заметность линии выравнивания зависит от расстояния между объектами. Если вертикально выстроен­ные объекты прижаты вплотную друг к другу и их при этом не слишком много, вертикаль будет ощущаться слабо; перед нами будет лишь прямоугольный (для элементов

одинаковой ширины) или бесформенный (для элементов разной ширины) сгусток материала. Но достаточно слегка раздвинуть элементы, чтобы объединяющая их вертикаль выступила на первый план восприятия. Если же, однако, переусердствовать и растянуть «гармошку» слишком сильно, элементы начнут терять связь между собой и логика их рас­положения снова исчезнет. (Все эти рассуждения верны для случая, когда абстрактная линия выравнивания элементов не подчеркнута никакими визуальными средствами, напри­мер параллельной ей видимой вертикалью или границей обнимающего элемента.)

Вообще, выравнивание — одно из ключевых понятий композиции на плоскости, применимое далеко не только к одноуровневым элементам. Его можно сравнить с пере­кличками цветов или текстур, подобием форм; выравнива­ние способно установить прочные отношения между эле­ментами, расположенными достаточно далеко друг от друга, придав тем самым устойчивость всей композиции (см. также стр. 173). Пожалуй, можно сказать, что выравнивание (как и кратные пропорции, стр. 83) — естественная тенденция расположения элементов, которую имеет смысл преодоле­вать только с целью оживить композицию, внести в нее некоторый элемент разбросанности и непреднамеренности. Часто, кстати, такое нарушение «всеобщей выравненности» производится не столько перемещениями элементов, сколько приданием им аморфной, не стремящейся к вырав­ниванию формы (стр. 100).

Если однородные элементы достаточно велики по размеру или сложны по конфигурации (например, абзацы текста), может оказаться необходимым снабдить их однотипны­ми, достаточно заметными и даже выступающими по форме точками привяжи, по которым эти элементы будут выравни­ваться и которые сделают более заметной и выразительной их линейную последовательность. В случае абзацев роль таких точек часто выполняют маркеры списка (то, что по-английски называется bullets — адекватного русского термина, видимо, еще не найдено), а в случае кнопок на навигационной панели — одинаковые по размеру и стилю пиктограммы, символизирующие функцию каждой кнопки, или же просто отрезки линий, кружки, треугольники и тому подобные маркеры, объединяющие кнопки в единое целое и одновременно как бы говорящие: «это кнопка, а не просто надпись».

(а)

(б)

(в)

Рис. 8

В (а) расстояния между элементами по горизон­тали и вертикали хотя и не равны, но явно опираются на пропорции самих элементов — такое размещение смотрит­ся привычно и даже несколько скучновато. Более динамично­го размещения можно достичь, сблизив элементы по одной оси и раздвинув по другой — осо­бенно если, как в (б), больший интервал перпендикулярен боль­шему размеру самих элементов

Если элементов столько, что все они не умещаются в один горизонтальный или вертикальный ряд, неизбежен выход в новое измерение — построение двумерной «таблицы» элементов. Здесь можно порекомендовать выделить одно из направлений (горизонтальное или вертикальное), сблизив элементы по этому направлению заметно сильнее, чем по перпендикулярному. Это позволяет достичь группирования на двух уровнях и, как результат, более оживленных и раз­нообразных пространственных отношений в композиции (особенно если такое группирование оправдано содержи­мым элементов). При этом следует учитывать и пропорции самих элементов, как показано на рис. 8. Преимущества од­ного из направлений перед другим можно достичь и другими способами — например, только вертикальной или только горизонтальной разлиновкой, чередованием фонового цвета в строках или столбцах таблицы (стр. 226). Из других типов размещения одноуровневых элементов следует особо вы­делить намеренно случайное, хаотическое расположение — весьма силь­нодействующий композиционный прием, почти всегда выступающий на первый план (а потому применимый только к элементам, которые са­ми по себе достаточно активны в композиции) и обязательно требую­щий поддержки со стороны других элементов. Хотя прием этот популярен в современном дизайне, пользоваться им нужно с большой осторожно­стью; у профессиональных дизайнеров «псевдослучайное» расположение, как правило, прочно зафиксировано множеством малозаметных нюансных координации (стр. 173). Любители же, чувствуя носящуюся в воздухе моду на разбросанность, обычно вытесняют этот прием на задворки компози­ции, применяя хаотическое расположение для элементов заднего плана — так возникают бессчетные фоны со «звездным небом» или «мятой бума­гой», беспорядочность которых только раздражает (еще и потому, что она нередко сочетается с назойливой повторяемостью изразца фонового изо­бражения, стр. 259).

Другие варианты двумерного размещения — более слож­ные, чем простое линейное, но при этом остающиеся закономерными, нехаотическими — включают в себя шах­матный порядок, размещение по окружности и т. д. Эти геометрические мотивы не слишком часто используются в современном дизайне; в большинстве случаев они (как и табличное размещение с равными расстояниями между столбцами и строками) смотрятся старомодно, привносят слишком много нарочитой упорядоченности, симметрии, порождают новые линии и направления выравнивания — не горизонтальные и не вертикальные и потому требующие поддержки со стороны остальных элементов. Одним сло­вом, такие варианты размещения весьма требовательны — вам придется потратить немало усилий, чтобы гармонично

вписать их в композицию, и далеко не всегда эти усилия вознаграждаются по заслугам.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.