Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. — СПб: Символ-Плюс, 1999 — 376 с.: цв. ил.
ISBN 5-93286-003-0
Книга автора бестселлера «Факс-модем: от покупки и подключения до выхода в Интернет» - Дмитрия Кирсанова (www.kirsanov.com )- первый полный курс веб-дизайна на русском языке, написанный профессиональным дизайнером. От теоретических основ визуального дизайна до интернетовских технологий и приемов практической работы над сайтом - все это есть в книге, написанной понятно, подробно и увлекательно. Издание будет полезно не только начинающим создателям сайтов, но и дизайнерам, работающим в более традиционных областях, специалистам по рекламе и маркетингу, художникам, программистам, - и, конечно же, всем творческим и любознательным людям.
Все права на данное издание защищены законодательством Российской Федерации, включая право на полное или частичное воспроизведение в любой форме. Все товарные знаки или зарегистрированные товарные знаки, упоминаемые в настоящем издании, являются собственностью соответствующих фирм.
Издательство Символ-Плюс
193148, Санкт-Петербург, ул.Пинегина, 4. тел. (812) 567-8775 Лицензия ЛП №000054 от 25.12.98
Подписано в печать 24 .02.99. Формат 70X90 '/16. Бумага офсетная
Предисловие(1) Что здесь есть и чего здесь нет (1) Примеры (2) Соглашения (3) Пара слов о словах (4) О вас (5) Сверим часы (6) Как выбрать дизайнера (8) Обо мне(9) Почему эта тема? (10) Сам себе Гутенберг (11) Книга как технология (12)
Техминимум.
1.1 Кодировки Текста (14) ASCII(15) Однобайтовые кодировки(15) Так и срослось (17) Семейство 8859 (17) Двухбайтовые кодировки(18) ISO 10646 и UTF-8 (18)
1.2 HTML(19) История(19) В начале был SGML (19) Прикладная философия (21) Золотой век (22) HTML плюс (23) Идолы рынка (23) Бяки и буки (24) Те же и Microsoft (25) Три, четыре... (26) Синтаксис(27) Подстановки (28) Минимальный документ (29) Текстовая разметка(29) Ссылки и привязки(30) Формы(30) Изображения и объекты(31) Таблицы(32) Фреймы(32) Национальные особенности(32) Согласование кодировок (33) Среды и доступность(34) Доступность: таблицы (35) Как писать alt-тексты (35) Доступность: изображения-карты (37) Мета-данные и поиск(38) Мертвая зона (38) Сухой остаток (39)
1.3 CSS (40) Принципы (41) Возможности (42) Модульный HTML (43) Режем по живому (44) Сборно-панельный сайт (44) Например (46)
1.5 Графика(55) Вектор(56) Вектор в Интернете (57) 3D (59) Растр(59) На все четыре стороны (60) Цвета (60) Палитры (61) Системы представления цвета (62)
1.6 Программирование(63) JavaScript(64) Динамический HTML (65) Модульные технологии (67) Динамические страницы (71)
Основы дизайна.
Как учиться дизайну (75) Дизайн и «чужое творчество» (76) Материалы и инструменты (77)
II.1 Пространственные отношения (78)
Размер (78) Относительность размера (79) Форма и размер (79) Искусство выравнивания текста (80) Цвет и размер (81) Текстура и размер (81) Пропорции(82) Золото и пластмасса (82) Пропорций простота (83) Микропропорции (84) Размещение(84) Одноуровневые элементы (85) Разноуровневые элементы (88) Плотность(89) Пол и характер (89) Плотность текста (90) В нужное время и в нужном месте (90)
II.2 Форма(91) Прямые(92) Дизайн Пизанской башни (94) Прямоугольники(94) Круги и закругления(97) Кривые Безье(99) Бесформенность(100)
ii
II.3 Цвет(101) Как устроен цвет(103) Прогулка по цветовому кругу(105) Ну и что? (108) Главные цвета (108) Восприятие цвета(109) Сочетаемость цветов(ПО) Текст и фон(113)
II.5 Шрифт и текст (122) Элементы шрифта (124) Гарнитура, начертание, шрифт (124) Systema naturae (124) Виды начертаний (125) Шрифты и время(126) Классическая антиква (127) Переходные шрифты (129) Новая антиква (129) Кларендон (130) Новые рубленые (131) Маятник гуманизма (131) Подбор шрифтов(133) Единство противоположностей (134) Слишком декоративные шрифты (134) Развивая тему (135) Шрифты и названия (137) Параметры набора(138) Кегль (138) Прописные и строчные (140) Интервалы (141) Выравнивание и отступы (144) Размещение (145) Чья случайность лучше? (146) Цвет (147) Текст как текстура(148)
II.6 ЕДИНСТВО(149) Content is king (150) Академический стиль (150) В полный рост (153)
II.7 Баланс (155) Центр масс системы (156) Правило рычага (157)
II.8 Контраст (159) Контраст — это продолжение единства другими средствами (160) Одномерный контраст(160) Многомерный контраст(161) Аспекты контраста(163)
II.9 Динамика(167) Динамика явная (168) Ветер по Гауссу (169) Динамика совсем явная (169) Динамика неявная(170)
II.10 Нюансировка (172)
Дизайн веб-сайтов. (175)
Преграды и препоны (176) От общего к частному (178)
III.1 Типы сайтов(179) Первый шаг (179) В мире .org (ISO) Скорей любите нас (181) Бесплатный сыр (182)
III.2 Устройство сайта (184) Неупорядоченный континуум(184) Топология сайта(185) Распределение материала(186) Фреймы и окна (188) Первая страница(190) Всплеск и вскрик (191)
III.3 Формат станицы (192) The frame of reference(193) Заметки о полях (194) Во первых строках (195) У голубого экрана (196) Если тебе дадут линованную бумагу — пиши поперек (196) Ступеньки ригидности(197)
III.5 Навигация (205) Общий обзор(206) Семантика(207) Дизайн(208)
Разновидности одинаковости (209) По ту сторону кнопок (210) Символы и метафоры (210) Особые случаи (212) Динамическая навигация(213)
III.6 Блоки текста (215) Кегль(216) Шрифт(218) Коренные шрифты (220)
Все шрифты ношу с собой (221) Осторожно: кириллица (222) Цвет(223) Ссылки(224) Другие параметры(225) When all else fails(227) Правила набора текстов(228) Расстановка пробелов (228) Неразрываемые пробелы (229) Текстовые выделения (230) Спецсимволы (230)
III.7 Позиционирование (233) Таблицы и распорки(234) Дурная наследственность (235) Двойное дно (236) Белое место (237) Фэйсом об тэйбл (238) Позиционированиев CSS(240)
Веб-графика. (243)
IV.1 Техника(244) Палитра и диффузия(245) Цветовые границы(247)
IV.2 Функции(257) Выставочная графика(257) Фоны(259) Как не надо
делать фон (259) Прогладить с изнанки (261) Одномерные фоны (262) Одним куском (263) Логотипы(264) Диалектика формы (266) На единицу площади (267) Про что картинка? (267) Символ и слово (268) Аспекты логотипа (269) Баннеры(275) Сколько натикало? (275) Форматы (277) В нужное время и в нужном месте (277) Слева при входе (279) Больше жизни (279) Пьеса в трех действиях (280) В начале было что-то (282) Собственная гордость (283) Удар ниже пояса (284) Смена поколений (286) На килограмм живого веса (286) Acknowledgements (287) Визуал(288) Рынок визуалов (288)
IV.3 Приемы(290) Трехмерность(290) Император иллюзий (291) Пластмассовый призрак (292) Скульптура или барельеф (293) Искусство искажений(295) Что упало, то пропало (295) Нетекстурируюшие эффекты (296) Текстурирующие эффекты (299)
Примеры.
V.1www.kirsanov.com(304) Логотип(304) Цветовая схема(307) Входные цвета (307) Информационные цвета (309) Первая страница(310) Карты на стол (310) Навигация(312)
V.2 http://www.quiotix.com(314) Логотип(315) Первая страница(317)
Внутренние страницы(320) Miscellanea(321)
V.3 Галерея (323)
Индекс (337)
Предисловие
Предлагаемая вашему вниманию книга задумывалась не как практическое руководство по веб-дизайну, а скорее как учебник общего дизайна на частном материале веб-сайтов. Иначе говоря, я пишу о том, как сделать что-то (в том числе сайт) красиво, а не о том, как что-то сделать.
Слово «дизайн» в последние годы необычайно девальвировалось. Лишь постепенно интернетовская публика начинает осознавать, что даже с приставкой «веб-» это понятие отнюдь не является синонимом для языка HTML, сетевого программирования на Java или компьютерной верстки. Поэтому в моей книге вы не найдете ни справочника по HTML, ни описаний последних версий Adobe Photoshop или Microsoft FrontPage. Самое трудное в любом деле — не как, а что, и вместо составления инструкций по тем или иным эффектам в той или иной программе я рассказываю о том, какие оформительские эффекты в принципе возможны, где они уместны и как воспринимаются зрителем. Конечно, в чистом виде такой сугубо теоретический подход труднореализуем. Чтобы позволить себе роскошь не учить инструкции, дизайнер должен свободно ориентироваться в существующих дизайнерских технологиях и программах. Кроме того, нужно учитывать, что в веб-дизайне «как» сильно влияет на «что»: компьютер не только великолепно справляется с техникой традиционного дизайна, но и открывает множество новых эффектов, новых возможностей, новых способов комбинирования материала. Поэтому дизайнер, не имеющий представления о специфических возможностях компьютера, вряд ли сможет создать на нем что-нибудь конкурентоспособное.