Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ



Начинаем с самого главного: первая часть нашей книги называется "Стратегия", а первая глава первого раздела - «Понятие стратегии". В последующих главах части рассматриваются роль руководителя компании как стратега, а также процесс разработки стратегии в двух аспектах: как сознательное формулирование стратегии на основе систематического анализа и спонтанное ее оформление в ходе интерактивных контактов с другими людьми.

Что такое стратегия? Какого-то одного общепризнанного определения стратегии просто не существует. Часть ученых и практиков рассматривают процесс определения целей и задач как неотъемлемую часть стратегии, в то время как другие проводят между ними четкое разделение. Мы не поддерживаем ту или иную позицию, а предоставляем читателю широкий спектр полезных, с нашей точки зрения, мнений по данному вопросу. Как вы увидите из самого текста, мы не пытаемся сузить перспективы рассмотрения вопроса, а, напротив, стремимся к их максимальному расширению, и прежде всего тем, чтобы четко показать все имеющиеся теоретические разногласия. В процессе знакомства с представленными материалами вам, читатель, полезно будет поразмышлять о том, что такое стратегия, попытаться понять, как используют это понятие ученые, и, наконец, определить, в какой степени различные варианты его понимания способствуют успеху деятельности в том или ином конкретном контексте.

Пользуясь, случаем, мы включили в начальную главу статьи двух авторов данной книги. Их взгляды, как вы можете убедиться, во многом сходны - хотя, естественно, совпадают не полностью. Например, они по-разному понимают смысл "тактики". Но в целом, мы надеемся, вы найдете их взаимодополняющими.

Автор первой статьи ("Стратегия перемен: логический инкрементализм") - Джеймс Брайан Куинн (Школа бизнеса Дармутского колледжа) предлагает вашему вниманию общий обзор темы, проясняет значение некоторых используемых в этой сфере терминов и намечает ряд вопросов, которые будут возникать впоследствии по ходу обсуждения. Автор опирается на военную трактовку этого термина и выявляет несколько важных "измерений", или критериев, успешной стратегии. В своих изысканиях он обращается к опыту македонских царей: Филиппа и его сына Александра, а также дает краткий обзор того, в какой степени сходные идеи сказались на развитии военной и дипломатической стратегии.

Обсуждение военных аспектов стратегии, несомненно, составляет древнейший пласт исследований данного вопроса. В самом деле, истоки этого слова следует искать в еще более раннем слое культуры - в опыте древних греков, уступивших впоследствии военное и политическое первенство Александру Македонскому. Развивая идеи Дж. Куинна, Роджер Эверед отмечает:

Первоначально термин strategos относился к роли человека (командующего армией). Впоследствии слово приобрело новый смысл - "искусство военного командования", т. е. говорило о психологических и поведенческих навыках, необходимых для выполнения роли командующего. Ко времени Перикла (450 г. до н. э.) этим словом стали обозначать любые навыки управления (административный талант, ораторское мастерство, силу). А ко времени Александра Македонского (330 г. до н. э.) термин означал умение организовать силы для победы над противником и создавать единую систему всеобъемлющего управления (Evered, 1980: 3).

Вторая статья принадлежит перу Генри Минцберга, сотрудника факультета менеджмента Университета Макгилла (Канада) и школы бизнеса INSEAD (Франция). В этой статье обсуждается понятие стратегии во всем многообразии значений рассматриваемого понятия, многие из которых далеко выходят за рамки традиционных представления в военной сфере и в бизнесе, но определенным образом "стыкуются" с взглядами автора предыдущей статьи. Г. Минцберг фокусирует внимание на различном понимании понятия стратегии: стратегия как план (а также уловка и хитрость), паттерн, позиция и перспектива. Используя первые два определения, он ведет нас за пределы трактовки стратегии как осознанной и намеренной деятельности, за рамки традиционного смысла этого термина, обращая внимание на понятие спонтанно возникающей стратегии. Данный подход наводит на мысль о том, что организация может обладать стратегией, даже не осознавая этого, не говоря уже о намеренном ее формулировании. Такая трактовка, казалось бы, противоречит всей имеющейся по данному вопросу литературе. Однако Г. Минцберг настаивает на том, что многие из нас неявно используют термин "стратегия" именно в этом смысле, хотя и не включают данное значение в формальное определение стратегии.

После прочтения этих работ вы, надеемся, будете осторожнее обращаться со словом "стратегия", а в итоге сможете подойти к овладению стратегическими навыками, с готовностью воспринимая новое, обладая более широкими перспективами. В этой области нет каких-либо пригодных на все случаи жизни ответов - как, впрочем, и в большинстве других сфер деятельности, однако есть интересные и конструктивные ориентации. Мы надеемся, что к тому времени, когда вы усвоите все приведенные в данной книге разнообразные точки зрения и соотнесете их с конкретным опытом различных компаний в примерах, то окажетесь в состоянии выработать собственную "стратегическую" позицию, а также осознаете, что вы имеете возможность повлиять на направление деятельности организации, с которой связали свою судьбу.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.