215) Ибо каждый, кто изменяет знаку святого союза, который запечатлен на нем, он словно изменяет имени Царя, поскольку Имя Царя запечатлено в человеке в союзе обрезания. И другое высказывание указывает на это высказывание, как сказано: «Разве забыли мы имя Бога нашего? Разве простерли руки наши к богу чужому?»[200] «Разве забыли мы имя Бога нашего?» – как сказано: «Но мы не забывали Тебя». И сказано: «Разве простерли руки наши к богу чужому?» – и это соответствует сказанному: «И не изменили союзу Твоему». И всё является единым целым. И в чем здесь заключается измена? В том, что простирает руки к чужому богу, и неверен знаку союза. И поэтому Тора содержится в союзе. И каждый, кто оберегает этот союз, словно оберегает всю Тору. А всякий, попирающий этот союз, словно предает попранию всю Тору.
216) Прежде чем Авраам совершил обрезание, не говорится о нем, как о соблюдающем Тору. После обрезания сказано: «За то, что слушал Авраам голоса Моего, и соблюдал остережение Мое, Мои заповеди, Мои законы и Мои учения»[201]. И поскольку совершил обрезание, остался в нем отпечаток святости, который оберегал его надлежащим образом, поднимая над собой так, словно соблюдал в целости всю Тору. Об Ицхаке тоже сказано: «Союз Мой заключу Я с Ицхаком»[202]. И поэтому Тора называется «союз».
217) Йосеф, поскольку соблюдал союз и не желал изменять ему, удостоился славы в этом мире и славы в мире будущем. И кроме этого, Творец еще поместил Свое Имя в нем, как сказано: «Свидетельство в Йосефе – имя Его»[203]. И имя «йуд-хэй-вав» добавилось в Йосефе. И он удостоился благословений в этом мире и благословений в мире будущем.
218) Сказано: «Первенец быков его – величие ему»[204]. Йосеф, поскольку он соблюдал этот союз, удостоился «быка», который является первым жервоприношением. Почему же он благословился в том, что является левой линией, указывающей на суд – должен был бы благословиться в правой? Ибо сказано: «И лик быка – с левой стороны»[205]. Для того, чтобы он был защищен от греха Яровама, который упрочил левую над правой в служении своем чужим богам.
219) Поскольку Йосеф соблюдал этот союз, относящийся к двум ступеням, Есоду и Малхут, и обе они называются «союз», и эти две ступени наверху называются именами в главе о красной корове. Корова – Малхут, одна ступень из этих двух высших ступеней, содержащихся в союзе. А пара корове называется быком. То есть, поскольку Малхут союза называется «коровой», то Есод, соединенный с ней, зовется по имени «бык». И это то, что сказано: «Первенец его быков – величие ему, а рога дикого буйвола – рога его»204. «Величие ему» – ибо от свечения левой линии, которое называется «бык», исходит красота и величие. И это – не простой бык, как быки по всему миру, но «рога дикого буйвола – рога его», что его рог выше всех других. И поэтому: «Ими он забодает народы вместе до краев земли»204.
Совершением «прия» (подворачивания) в союзе обрезания притягиваются мохин свечения хохма с левой стороны свечения Зеир Анпина, называемые «лик быка». То место, где совершается «прия», это «бык», являющийся формой левой (линии). И также свойство Малхут, относящейся к союзу и получающей от него, называется «корова». И Моше благословляет его (Йосефа): «Первенец быков его – величие ему». Однако, чтобы вызволить его из левой (линии) клипот, добавляет: «А рога дикого буйвола – рога его» – то есть рог (керен) его выше, чем все другие, потому что рога означают свечение, как во фразе: «Светилась кожа лица его»[206]. А все быки, не относящиеся к высшей меркаве святости, притягивают свечение левой (линии) вниз. Тогда как рога Йосефа – высшее свечение (керен), которое он притягивает снизу вверх.
220) Отсюда следует, что каждый, кто оберегает знак этого отпечатка святости, – соединяются в нем эти две высшие ступени, чтобы оберегать его во всем, и украсить его высшей святыней. И поэтому удостоился Йосеф двух Малхут – своей и Яровама, проиходящего от него. Поскольку царь Шломо сочетался браком с женщинами-чужестранками, царство было отдано Яроваму. И поэтому союз (Творца) дороже всего остального.
221) Человек, рождающий сына, соединяет себя со Шхиной. И это – вход, ведущий ко всем высшим входам, вход, который соединен со святым именем АВАЯ таким образом, что каждая сфира является входом в более высокую (сфиру). И кровь, которая выходит у ребенка при совершении обрезания, хранится перед Творцом. И в тот час, когда пробуждаются суды в мире, смотрит Творец на эту кровь и спасает мир. И поэтому сказано: «Восьми дней от роду будет обрезан у вас каждый мужчина»[207]. Ибо восьмой день указывает на Бину, которая является восьмой снизу вверх. И от левой линии Бины исходит свечение «лика быка». Поэтому необходимо дождаться восьмого дня. Как сказано: «А если пребывает в силах – восемьдесят лет»[208], то есть продолжает жизнь свою от Бины, которая является восьмой сфирой.
222) Благодаря крови обрезания, мир удостаивается насладиться милостью (хесед), и наполняются жизнью все миры, как сказано: «Если бы не союз Мой днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я»[209]. «Если бы не союз Мой» – это хорошо, но «днем и ночью» – зачем сказано?
223) Две сфиры, Зеир Анпин и Малхут, соединяются вместе, и они – вход во все остальные сфирот. Одна – суд, Малхут, другая – милосердие, Зеир Анпин. И наслаждают друг друга Захар и Некева. Со стороны Захар, Зеир Анпина, царствует хесед. Со стороны Некевы, Малхут, царствует суд. Один – белый, другой – красный. И чтобы наслаждать друг друга, соединяются между собой, и этот союз пребывает в них днем и ночью, в суде (дин) и в милости (хесед), в Малхут и в Зеир Анпине. Сначала в суде, как сказано: «Левая рука его у меня под головой»[210], а затем воцаряется в нем милость (хесед) и наслаждается хохмой и хасадим. И это – союз, называемый «днем и ночью». Как сказано: «Если бы не союз Мой днем и ночью» – то есть содержащийся в обоих: в Зеир Анпине, называемом «днем», и в Малхут, назывемой «ночью».
224) И тот, кто удостоился соблюдать этот союз надлежащим образом, и не грешил, соблюдая его все дни свои, он является меркавой (строением) для Есода; и он относится ко дню и к ночи, т.е. ЗОН, также как и Есод. И удостаивается двух миров, этого мира и мира будущего. И поэтому называется Авраам совершенным, как сказано: «Ходи передо Мною и будь непорочен». «Непорочен» – то есть он совершенен, когда удостаивается «дня» и «ночи». Как сказано: «Днем явит Творец милость свою, а ночью – песнь Ему со мной»[211]. И обоих удостоился Авраам, и не проявилась в нем милость в полную силу, пока не совершил обрезания. А когда совершил обрезание, проявилась в нем милость, и удостоился их обоих, и называется совершенным.
225) Сказано: «А он сидит у входа в шатер при зное дня»[212]. «Вход в шатер» – десятая сфира Царя (мелех), то есть Малхут, вход в любую Скинию святости остальных сфирот. Царь Давид назвал ее входом, как сказано: «Откройте мне врата праведности»[213], Малхут. И сказано: «Это врата к Творцу»[214]. «При зное дня» – когда светит свет хесед Зеир Анпина, часть удела Авраама, и также, как «сидит он у входа в шатер», Малхут, так же сидит в Зеир Анпине, в его хеседе, что и называется «при зное дня». И наполнился он обоими, когда совершил обрезание, и поэтому называется «союз днем и ночью». Сказано: «И минует Бог этот вход»[215] – то есть над этим входом, Малхут, пребывает хесед (милость), чтобы милость наполнила этот вход, и поэтому «и не впустит ангела-губителя»215.
226) Пришелец (гер), когда он совершает обрезание и вступает под сень Шхины, называется праведным пришельцем, но не более. Праведный пришелец (гер цедек), поскольку удостоился войти в сфиру, которая называется «праведность» (цедек), Малхут. Но ведь выяснилось, (в союзе) «дня и ночи», что совершивший обрезание удостаивается их обоих, также и Зеир Анпина?
227) Не подобен тот, кто происходит из корня святости и из истинной родословной, тому, кто происходит из плохой родословной и из отвратительно плохого твердого корня. Об Исраэле сказано: «Я насадил тебя лозой благородною, всецело от семени истинного»[216]. О народах-идолопоклонниках сказано: «Чья плоть – плоть ослиная, и семяизлияние жеребцов – излияние их»[217].
228) Поэтому Исраэль святы, «от семени истинного», потомство, наполнившееся благовонием на горе Синай и освободившееся от скверны, и поэтому все они наполняются благовонием и все они приходят к знаку святости «днем и ночью», чтобы быть совершенными во всем. Но от народов-идолопоклонников трудно отвести скверну, даже через три поколения. И поэтому, конечно, называется праведным пришельцем, ибо входит только в сфиру Малхут, называемую «праведность», а не в Зеир Анпин.
229) Народы-идолопоклонники, прежде чем совершили обрезание, находятся в нижних кетерах, не являющихся святыми, и дух скверны пребывает над ними. Поскольку обратились к праведности и совершили обрезание, то пребывают в кетере святости, находящемся над всеми остальными кетерами, – в Малхут, и дух святости устанавливается над ними. Но Исраэль святы в поколения свои по родословной и корню, и они наполнились благовонием на горе Синай, войдя в полную святую веру, – в час, когда они совершают обрезание, находятся во всем: в Зеир Анпине и в Малхут, называемых «днем и ночью». Как сказано: «А вы, верные Господу Богу вашему, живы все сегодня»[218].
Воды Ноаха
230) «Ибо воды Ноаха это (зот) у Меня: как клялся Я, что не пройдут более воды Ноаха на земле»[219]. Сказано: «Воды потопа были на земле»[220]. И сказано: «И не будет вновь истреблена всякая плоть водами потопа»[221]. Ведь говорится: «Воды потопа», а не «воды Ноаха». А здесь сказано: «Ибо воды Ноаха». Кроме того, сказано: «Это (зот) у Меня», надо бы сказать: «Они у Меня».
231) Однако, когда многочислены праведники в мире, Творец радуется и восславляется ими. Когда праведник появляется в мире, и пребывает в нем, он, якобы, несет мир миру, то есть Малхут. И весь мир благословляется благодаря ему, и он приносит мир в высшем объединении. Как сказано: «Если будет он держаться твердыни Моей, установит мир для Меня, мир установит для Меня»[222]. Два вида мира рассматриваются здесь. «Установит мир для Меня» – когда в нем пребывают Захар и Нуква, Зеир Анпин и Малхут. «Мир установит для Меня» – когда благословляются праотцы, ХАГАТ Зеир Анпина.
232) В чем различие между «мир установит для Меня» и «установит мир для Меня»? Когда благословляются праотцы, говорится: «Мир установит для Меня», поскольку мир предваряется всему, то есть он важней всего, и «мир» поэтому произносится вначале: «Мир установит для Меня». «Установит мир для Меня» – здесь не предваряется всему «мир», ибо сначала необходимо устранить змея, находящегося в Нукве, Малхут, а затем придет Зеир Анпин, чтобы пребывать вместо него с Малхут. И поэтому предваряется: «Установит» – чтобы установилось исправление по устранению змея, а затем «мир» между Зеир Анпином и Малхут.
233) В то время, когда праведник находится в мире, суды не пробуждаются и не властвуют в мире, поскольку человек праведный является знаком в мире – Есод, который называется «знак». Творец желает «ненаглядного своего», и мир существует ради него.
234) В то время, когда сыновья Исраэля совершают прегрешение перед Творцом, то с тем праведником, который найдется в мире, говорит Творец, для того, чтобы тот попросил проявить милосердие к миру, и примирить Его с ними. Что делает Творец? Начинает говорить с ним о грешниках мира, обещая доставить благо ему одному, а всех уничтожить. Как поступает этот праведный человек? Отказывается от своего и становится на защиту всего мира, чтобы примирить с ними Творца.
235) Где мы находим пример этому? У Моше, которому сказал Творец: «Согрешил Исраэль»[223], «сделали себе тельца литого, поклонялись ему»[224]. И еще сказал ему: «Отдались от Меня, и Я уничтожу их»[225]. В тот час сказал Моше: «Из-за того, что хорошо мне, Исраэль будут истреблены из мира? Лучше мне умереть, но не скажут, что оставил я из-за этого весь мир – из-за того, что дорого мне»[226]. Сразу же: «И умолял Моше Господа Бога своего»226, и готов был пойти на смерть несколько раз ради Исраэля, как сказано: «И потому – простишь ли Ты их грех? Если нет, прошу, сотри меня из книги Твоей!»[227] И не отступился от этого Моше, пока не простил Творец Исраэлю, как сказано: «И утешил его Творец, отвратив беду, которую хотел совершить с народом Своим»[228]. И сказано: «Простил Я, по слову твоему»[229].
236) А о Ноахе сказано: «И сказал Творец Ноаху: "Конец всякой плоти настал предо Мной"»[230]. Сказал Ему Ноах: «А как Ты поступишь со мной?» Ответил ему: «А с тобою Я установлю Мой союз»[231], «сделай себе ковчег из дерева гофер»[232] – он не просил смилостивиться над миром; и опустились воды, уничтожив населяющих землю. Поэтому говорится о «водах Ноаха», ибо от него они зависели, а он не попросил смилостивиться над миром.
237) Отсюда выясняется сказанное: «И настали будни Ноаха, владельца земли»[233]. «И настали будни (яхаль)» – означает, что (Творец) не отступился от слова Своего, и наступили будни (холь). «Владельца земли», ибо из-за него были уничтожены все жители земли, поскольку он не просил проявить к ним милосердие. Другое объяснение. «Владельца земли» – поскольку, благодаря ему, наполнилась жизнью земля, после того как его предшественники развратили ее, как сказано: «Не буду более проклинать землю из-за человека»[234].
238) Они называются «водами Ноаха», поскольку он был причиной того, чтобы они звались по имени его. За то, что не молился за них. Однако что означает: «Это (зот) у меня»? Но Творец сказал: «Воды Ноаха были у Меня причиной того, что раскрылась "зот", Малхут, в мире» – то есть раскрылась радуга (кешет), чтобы защитить мир. Как сказано: «И Я – вот Мой союз с ним»[235]. И сказано: «Вот знак союза»[236], «Радугу Мою поместил Я в облаке»236 – чтобы защитить мир. То есть радуга указывает, что некому присматривать за миром и молиться за него, но Я это делаю ради «имени Моего», на которое указывает «зот». И кто же был у Меня причиной этому? «Воды Ноаха», который не молился за мир и не защищал его.
239) Это указывает на преданного праведника, в дни которого не раскрылась радуга, в дни которого не нуждался мир в этом знаке, ибо он защищал мир молитвой своей. И кто же тот, просящий явить милосердие миру и достойный защищать его, как не рабби Шимон, в дни которого мир не нуждался в этом знаке. Ибо знак этот в мире является признаком того, что нет защитника, кроме Творца.