Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И не изменили союзу Твоему



 

215) Ибо каждый, кто изменяет знаку святого союза, который запечатлен на нем, он словно изменяет имени Царя, поскольку Имя Царя запечатлено в человеке в союзе обрезания. И другое высказывание указывает на это высказывание, как сказано: «Разве забыли мы имя Бога нашего? Разве простерли руки наши к богу чужому?»[200] «Разве забыли мы имя Бога нашего?» – как сказано: «Но мы не забывали Тебя». И сказано: «Разве простерли руки наши к богу чужому?» – и это соответствует сказанному: «И не изменили союзу Твоему». И всё является единым целым. И в чем здесь заключается измена? В том, что простирает руки к чужому богу, и неверен знаку союза. И поэтому Тора содержится в союзе. И каждый, кто оберегает этот союз, словно оберегает всю Тору. А всякий, попирающий этот союз, словно предает попранию всю Тору.

 

216) Прежде чем Авраам совершил обрезание, не говорится о нем, как о соблюдающем Тору. После обрезания сказано: «За то, что слушал Авраам голоса Моего, и соблюдал остережение Мое, Мои заповеди, Мои законы и Мои учения»[201]. И поскольку совершил обрезание, остался в нем отпечаток святости, который оберегал его надлежащим образом, поднимая над собой так, словно соблюдал в целости всю Тору. Об Ицхаке тоже сказано: «Союз Мой заключу Я с Ицхаком»[202]. И поэтому Тора называется «союз».

 

217) Йосеф, поскольку соблюдал союз и не желал изменять ему, удостоился славы в этом мире и славы в мире будущем. И кроме этого, Творец еще поместил Свое Имя в нем, как сказано: «Свидетельство в Йосефе – имя Его»[203]. И имя «йуд-хэй-вав» добавилось в Йосефе. И он удостоился благословений в этом мире и благословений в мире будущем.

 

218) Сказано: «Первенец быков его – величие ему»[204]. Йосеф, поскольку он соблюдал этот союз, удостоился «быка», который является первым жервоприношением. Почему же он благословился в том, что является левой линией, указывающей на суд – должен был бы благословиться в правой? Ибо сказано: «И лик быка – с левой стороны»[205]. Для того, чтобы он был защищен от греха Яровама, который упрочил левую над правой в служении своем чужим богам.

 

219) Поскольку Йосеф соблюдал этот союз, относящийся к двум ступеням, Есоду и Малхут, и обе они называются «союз», и эти две ступени наверху называются именами в главе о красной корове. Корова – Малхут, одна ступень из этих двух высших ступеней, содержащихся в союзе. А пара корове называется быком. То есть, поскольку Малхут союза называется «коровой», то Есод, соединенный с ней, зовется по имени «бык». И это то, что сказано: «Первенец его быков – величие ему, а рога дикого буйвола – рога его»204. «Величие ему» – ибо от свечения левой линии, которое называется «бык», исходит красота и величие. И это – не простой бык, как быки по всему миру, но «рога дикого буйвола – рога его», что его рог выше всех других. И поэтому: «Ими он забодает народы вместе до краев земли»204.

 

Совершением «прия» (подворачивания) в союзе обрезания притягиваются мохин свечения хохма с левой стороны свечения Зеир Анпина, называемые «лик быка». То место, где совершается «прия», это «бык», являющийся формой левой (линии). И также свойство Малхут, относящейся к союзу и получающей от него, называется «корова». И Моше благословляет его (Йосефа): «Первенец быков его – величие ему». Однако, чтобы вызволить его из левой (линии) клипот, добавляет: «А рога дикого буйвола – рога его» – то есть рог (керен) его выше, чем все другие, потому что рога означают свечение, как во фразе: «Светилась кожа лица его»[206]. А все быки, не относящиеся к высшей меркаве святости, притягивают свечение левой (линии) вниз. Тогда как рога Йосефа – высшее свечение (керен), которое он притягивает снизу вверх.

 

220) Отсюда следует, что каждый, кто оберегает знак этого отпечатка святости, – соединяются в нем эти две высшие ступени, чтобы оберегать его во всем, и украсить его высшей святыней. И поэтому удостоился Йосеф двух Малхут – своей и Яровама, проиходящего от него. Поскольку царь Шломо сочетался браком с женщинами-чужестранками, царство было отдано Яроваму. И поэтому союз (Творца) дороже всего остального.

 

221) Человек, рождающий сына, соединяет себя со Шхиной. И это – вход, ведущий ко всем высшим входам, вход, который соединен со святым именем АВАЯ таким образом, что каждая сфира является входом в более высокую (сфиру). И кровь, которая выходит у ребенка при совершении обрезания, хранится перед Творцом. И в тот час, когда пробуждаются суды в мире, смотрит Творец на эту кровь и спасает мир. И поэтому сказано: «Восьми дней от роду будет обрезан у вас каждый мужчина»[207]. Ибо восьмой день указывает на Бину, которая является восьмой снизу вверх. И от левой линии Бины исходит свечение «лика быка». Поэтому необходимо дождаться восьмого дня. Как сказано: «А если пребывает в силах – восемьдесят лет»[208], то есть продолжает жизнь свою от Бины, которая является восьмой сфирой.

 

222) Благодаря крови обрезания, мир удостаивается насладиться милостью (хесед), и наполняются жизнью все миры, как сказано: «Если бы не союз Мой днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я»[209]. «Если бы не союз Мой» – это хорошо, но «днем и ночью» – зачем сказано?

 

223) Две сфиры, Зеир Анпин и Малхут, соединяются вместе, и они – вход во все остальные сфирот. Одна – суд, Малхут, другая – милосердие, Зеир Анпин. И наслаждают друг друга Захар и Некева. Со стороны Захар, Зеир Анпина, царствует хесед. Со стороны Некевы, Малхут, царствует суд. Один – белый, другой – красный. И чтобы наслаждать друг друга, соединяются между собой, и этот союз пребывает в них днем и ночью, в суде (дин) и в милости (хесед), в Малхут и в Зеир Анпине. Сначала в суде, как сказано: «Левая рука его у меня под головой»[210], а затем воцаряется в нем милость (хесед) и наслаждается хохмой и хасадим. И это – союз, называемый «днем и ночью». Как сказано: «Если бы не союз Мой днем и ночью» – то есть содержащийся в обоих: в Зеир Анпине, называемом «днем», и в Малхут, назывемой «ночью».

 

224) И тот, кто удостоился соблюдать этот союз надлежащим образом, и не грешил, соблюдая его все дни свои, он является меркавой (строением) для Есода; и он относится ко дню и к ночи, т.е. ЗОН, также как и Есод. И удостаивается двух миров, этого мира и мира будущего. И поэтому называется Авраам совершенным, как сказано: «Ходи передо Мною и будь непорочен». «Непорочен» – то есть он совершенен, когда удостаивается «дня» и «ночи». Как сказано: «Днем явит Творец милость свою, а ночью – песнь Ему со мной»[211]. И обоих удостоился Авраам, и не проявилась в нем милость в полную силу, пока не совершил обрезания. А когда совершил обрезание, проявилась в нем милость, и удостоился их обоих, и называется совершенным.

 

225) Сказано: «А он сидит у входа в шатер при зное дня»[212]. «Вход в шатер» – десятая сфира Царя (мелех), то есть Малхут, вход в любую Скинию святости остальных сфирот. Царь Давид назвал ее входом, как сказано: «Откройте мне врата праведности»[213], Малхут. И сказано: «Это врата к Творцу»[214]. «При зное дня» – когда светит свет хесед Зеир Анпина, часть удела Авраама, и также, как «сидит он у входа в шатер», Малхут, так же сидит в Зеир Анпине, в его хеседе, что и называется «при зное дня». И наполнился он обоими, когда совершил обрезание, и поэтому называется «союз днем и ночью». Сказано: «И минует Бог этот вход»[215] – то есть над этим входом, Малхут, пребывает хесед (милость), чтобы милость наполнила этот вход, и поэтому «и не впустит ангела-губителя»215.

 

226) Пришелец (гер), когда он совершает обрезание и вступает под сень Шхины, называется праведным пришельцем, но не более. Праведный пришелец (гер цедек), поскольку удостоился войти в сфиру, которая называется «праведность» (цедек), Малхут. Но ведь выяснилось, (в союзе) «дня и ночи», что совершивший обрезание удостаивается их обоих, также и Зеир Анпина?

 

227) Не подобен тот, кто происходит из корня святости и из истинной родословной, тому, кто происходит из плохой родословной и из отвратительно плохого твердого корня. Об Исраэле сказано: «Я насадил тебя лозой благородною, всецело от семени истинного»[216]. О народах-идолопоклонниках сказано: «Чья плоть – плоть ослиная, и семяизлияние жеребцов – излияние их»[217].

 

228) Поэтому Исраэль святы, «от семени истинного», потомство, наполнившееся благовонием на горе Синай и освободившееся от скверны, и поэтому все они наполняются благовонием и все они приходят к знаку святости «днем и ночью», чтобы быть совершенными во всем. Но от народов-идолопоклонников трудно отвести скверну, даже через три поколения. И поэтому, конечно, называется праведным пришельцем, ибо входит только в сфиру Малхут, называемую «праведность», а не в Зеир Анпин.

 

229) Народы-идолопоклонники, прежде чем совершили обрезание, находятся в нижних кетерах, не являющихся святыми, и дух скверны пребывает над ними. Поскольку обратились к праведности и совершили обрезание, то пребывают в кетере святости, находящемся над всеми остальными кетерами, – в Малхут, и дух святости устанавливается над ними. Но Исраэль святы в поколения свои по родословной и корню, и они наполнились благовонием на горе Синай, войдя в полную святую веру, – в час, когда они совершают обрезание, находятся во всем: в Зеир Анпине и в Малхут, называемых «днем и ночью». Как сказано: «А вы, верные Господу Богу вашему, живы все сегодня»[218].

 

Воды Ноаха

 

230) «Ибо воды Ноаха это (зот) у Меня: как клялся Я, что не пройдут более воды Ноаха на земле»[219]. Сказано: «Воды потопа были на земле»[220]. И сказано: «И не будет вновь истреблена всякая плоть водами потопа»[221]. Ведь говорится: «Воды потопа», а не «воды Ноаха». А здесь сказано: «Ибо воды Ноаха». Кроме того, сказано: «Это (зот) у Меня», надо бы сказать: «Они у Меня».

 

231) Однако, когда многочислены праведники в мире, Творец радуется и восславляется ими. Когда праведник появляется в мире, и пребывает в нем, он, якобы, несет мир миру, то есть Малхут. И весь мир благословляется благодаря ему, и он приносит мир в высшем объединении. Как сказано: «Если будет он держаться твердыни Моей, установит мир для Меня, мир установит для Меня»[222]. Два вида мира рассматриваются здесь. «Установит мир для Меня» – когда в нем пребывают Захар и Нуква, Зеир Анпин и Малхут. «Мир установит для Меня» – когда благословляются праотцы, ХАГАТ Зеир Анпина.

 

232) В чем различие между «мир установит для Меня» и «установит мир для Меня»? Когда благословляются праотцы, говорится: «Мир установит для Меня», поскольку мир предваряется всему, то есть он важней всего, и «мир» поэтому произносится вначале: «Мир установит для Меня». «Установит мир для Меня» – здесь не предваряется всему «мир», ибо сначала необходимо устранить змея, находящегося в Нукве, Малхут, а затем придет Зеир Анпин, чтобы пребывать вместо него с Малхут. И поэтому предваряется: «Установит» – чтобы установилось исправление по устранению змея, а затем «мир» между Зеир Анпином и Малхут.

 

233) В то время, когда праведник находится в мире, суды не пробуждаются и не властвуют в мире, поскольку человек праведный является знаком в мире – Есод, который называется «знак». Творец желает «ненаглядного своего», и мир существует ради него.

 

234) В то время, когда сыновья Исраэля совершают прегрешение перед Творцом, то с тем праведником, который найдется в мире, говорит Творец, для того, чтобы тот попросил проявить милосердие к миру, и примирить Его с ними. Что делает Творец? Начинает говорить с ним о грешниках мира, обещая доставить благо ему одному, а всех уничтожить. Как поступает этот праведный человек? Отказывается от своего и становится на защиту всего мира, чтобы примирить с ними Творца.

 

235) Где мы находим пример этому? У Моше, которому сказал Творец: «Согрешил Исраэль»[223], «сделали себе тельца литого, поклонялись ему»[224]. И еще сказал ему: «Отдались от Меня, и Я уничтожу их»[225]. В тот час сказал Моше: «Из-за того, что хорошо мне, Исраэль будут истреблены из мира? Лучше мне умереть, но не скажут, что оставил я из-за этого весь мир – из-за того, что дорого мне»[226]. Сразу же: «И умолял Моше Господа Бога своего»226, и готов был пойти на смерть несколько раз ради Исраэля, как сказано: «И потому – простишь ли Ты их грех? Если нет, прошу, сотри меня из книги Твоей!»[227] И не отступился от этого Моше, пока не простил Творец Исраэлю, как сказано: «И утешил его Творец, отвратив беду, которую хотел совершить с народом Своим»[228]. И сказано: «Простил Я, по слову твоему»[229].

 

236) А о Ноахе сказано: «И сказал Творец Ноаху: "Конец всякой плоти настал предо Мной"»[230]. Сказал Ему Ноах: «А как Ты поступишь со мной?» Ответил ему: «А с тобою Я установлю Мой союз»[231], «сделай себе ковчег из дерева гофер»[232] – он не просил смилостивиться над миром; и опустились воды, уничтожив населяющих землю. Поэтому говорится о «водах Ноаха», ибо от него они зависели, а он не попросил смилостивиться над миром.

 

237) Отсюда выясняется сказанное: «И настали будни Ноаха, владельца земли»[233]. «И настали будни (яхаль)» – означает, что (Творец) не отступился от слова Своего, и наступили будни (холь). «Владельца земли», ибо из-за него были уничтожены все жители земли, поскольку он не просил проявить к ним милосердие. Другое объяснение. «Владельца земли» – поскольку, благодаря ему, наполнилась жизнью земля, после того как его предшественники развратили ее, как сказано: «Не буду более проклинать землю из-за человека»[234].

 

238) Они называются «водами Ноаха», поскольку он был причиной того, чтобы они звались по имени его. За то, что не молился за них. Однако что означает: «Это (зот) у меня»? Но Творец сказал: «Воды Ноаха были у Меня причиной того, что раскрылась "зот", Малхут, в мире» – то есть раскрылась радуга (кешет), чтобы защитить мир. Как сказано: «И Я – вот Мой союз с ним»[235]. И сказано: «Вот знак союза»[236], «Радугу Мою поместил Я в облаке»236 – чтобы защитить мир. То есть радуга указывает, что некому присматривать за миром и молиться за него, но Я это делаю ради «имени Моего», на которое указывает «зот». И кто же был у Меня причиной этому? «Воды Ноаха», который не молился за мир и не защищал его.

 

239) Это указывает на преданного праведника, в дни которого не раскрылась радуга, в дни которого не нуждался мир в этом знаке, ибо он защищал мир молитвой своей. И кто же тот, просящий явить милосердие миру и достойный защищать его, как не рабби Шимон, в дни которого мир не нуждался в этом знаке. Ибо знак этот в мире является признаком того, что нет защитника, кроме Творца.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.