254)«Наготы отца своего и наготы матери своей не открывай. Она мать твоя, не открывай наготы ее»[249]. «Мать твоя» – это Малхут, мать Исраэля. А если открыл человек наготу ее, то почему должен вернуть ее, т.е. раскаяться? Чтобы исправить то, что открыл.
255) Когда усиливается в человеке злое начало, то усиливается не иначе как в наготе. Все прегрешения держатся за наготу. Сказано: «не открывай». Когда же человек подвергается исправлению, исправляется сообразно с тем, что открыл, – это называется раскаянием.
256) Все прегрешения мира держатся за открытие наготы, пока мать, т.е. Малхут, не открывается из-за грехов – и открывается ее нагота. Когда открывается она, тогда открываются все сыновья, т.е. Исраэль внизу. Сказано об этом: «Не бери матери вместе с ее сыновьями»[250]. Когда же исправляется мир внизу – исправляется всё, пока не поднимается исправление к святой матери, т.е. Малхут. И она исправляется и укрывает то, что открылось. Поэтому сказано: «Счастлив тот, чье преступление прощено, чей грех укрыт»[251]. И тогда называется (Малхут) раскаянием. И называется тогда Днем искупления, как сказано: «От всех грехов ваших пред Творцом очиститесь»[252].
Две точки имеются в Малхут:
1. Ее собственная точка свойства суда, не подслащенная в Бине. В этом свойстве над ней (царит) сила сокращения и экрана, чтобы она не могла получать высший свет.
2. Ее точка, подслащенная в свойстве милосердия, т.е. в Бине. В этом свойстве она достойна получать все светá, которые есть в Бине. И тогда она дает также мирам БЕА и Исраэлю от своих больших светов.
Таким образом, Малхут использует только вторую точку свойства милосердия, и эта точка раскрыта в ней. Однако точка Малхут свойства суда утаена в ней и не раскрывается. А если раскрывается, то сразу же уходит от нее высший свет из-за заложенного в ней сокращения и экрана.
Сказано: «Древо познания добра и зла»[253]. Если удостоился человек – добро, а если не удостоился – зло. Если человек удостаивается – точка свойства суда сокрыта в Малхут, а раскрыта только точка свойства милосердия. И тогда Малхут дает ему всё благо, которое получает от Бины. Если же человек не удостаивается, а грешит, тогда раскрывается точка свойства суда, кроющаяся в Малхут, и сразу все светá отлетают от нее, а суды берутся за нее, – и пребывает тогда человек полностью во зле.
Об этом и сказано: «Она мать твоя». Если человек открыл ее наготу, то почему должен вернуть ее, когда раскаивается? Чтобы исправить то, что открыл. Если он пришел к прегрешению, тогда раскрывается в Малхут первая точка свойства суда, которая называется наготой, поскольку вызывает уход из нее всех светов. И тогда говорит Писание: «Она мать твоя». Ведь Малхут – это твоя мать, так что «не открывай наготы ее». Если он согрешил и открыл ее наготу, то, разумеется, должен исправить то, что открыл. Иными словами, точку свойства суда, которую он открыл, нужно укрыть снова, и дать власть точке свойства милосердия. Тогда Малхут снова будет получать светá от Бины.
Все грехи, совершаемые человеком, основываются на открытии этой наготы и приводят к тому, что раскрывается в Малхут точка свойства суда, изгоняющая из нее светá и называющаяся наготой. О ней-то и предупреждает Писание: «Не открывай». Когда человек исправляет свой грех, он должен произвести исправление сообразно с тем, что повредил этим открытием, т.е. снова укрыть ее. Это и называется раскаянием, так как посредством укрывания он возвращает Малхут назад – к получению светов от Бины.
На это намекают слова: «Не бери матери вместе с ее сыновьями». Ибо, открыв наготу матери, он наносит вред и ей, поскольку от нее уходят света, и ее сыновьям, т.е. Исраэлю, так как им нечего получать от нее. Когда же исправляется мир внизу – исправляется всё, пока исправление не поднимается к святой Има (матери). Когда человек раскаивается внизу – исправляется открытие наготы, совершенное им в Малхут, и укрывается в ней то, что открылось. Таким образом, нагота, т.е. точка свойства суда, снова укрывается – снова скрывается, а власть переходит к точке свойства милосердия. Поэтому сказано: «Счастлив тот, чье преступление прощено, чей грех укрыт». Иными словами, грех, т.е. открывшаяся нагота, снова укрылся. И тогда называется (Малхут) раскаянием, потому что возвращается к Бине. И называется тогда Днем искупления, ибо когда Малхут возвращается к Бине, она зовется Днем искупления.
257) Когда Малхут называется раскаянием? Когда мать, т.е. Малхут, укрывается – иными словами, когда снова укрывается точка свойства суда, зовущаяся наготой, и (Малхут) стоит в радости над сыновьями, давая им всё благо. Сказано об этом: «Радостная мать сыновей»[254]. И возвращается она к жизни, подобно тому, какой была, прежде чем нанесли ей ущерб. А точка свойства суда, которая раньше была закрыта и утаена, возвратилась на свое место – вернулась в свое укрытие. И все ступени возвращаются одна к другой, т.е. каждая нижняя ступень поднимается к верхней, и каждая из них благословляется. Это и называется раскаянием – раскаянием в общем смысле, включая всё, когда все ступени снова исправлены.
258) Когда мир, т.е. Малхут, исправляется, – весь он исправляется совокупно, единовременно. Сказано об этом: «Ибо выше небес милость Твоя»[255]. «Выше небес» – это значит, что Малхут поднимается выше места, которое называется небесами, – к матери, т.е. к Бине. Зеир Анпин называется небесами, а над Зеир Анпином находится Бина. Когда Малхут поднимается туда, она исправляется единовременно, становясь подобной матери, и называется раскаянием (букв. возвращением), ибо возвращается к Бине.
259) Сказано точно: «выше небес». Если бы было сказано: «над небесами», это означало бы то место, что стоит над небесами, – Бину, и не более. Но поскольку сказано: «выше небес», это означает то место, что стоит над небесами высоко-высоко, – т.е. Атик.
260) В то время, когда действия внизу исправлены и мать пребывает в радости, – раскрывается Атик, т.е. Кетер, и свет возвращается к Зеир Анпину. Тогда всё в радости и всё в совершенстве, и во всем есть благословения, и милосердие готово, и все миры пребывают в радости. Сказано об этом: «Он опять смилуется над нами, скроет прегрешения наши»[256]. Иными словами, Атик опять раскроется в Зеир Анпине, опять раскроется, после того как был прегражден изначально. И всё это называется раскаянием (возвращением) – по примеру Атика, который возвращается к раскрытию.
261) И вернется всё целиком, подобно Атику; всё в целом, без различия. Сказано об этом: «Дабы возвратился Творец от ярости гнева Своего и оказал тебе милость»[257]. Всё – в общем возвращении.