99)«Вот как хорошо и как приятно сидеть братьям также вместе»[83]. Счастливы Исраэль, которых не отдал Творец управителю или посланнику, – а напротив, держатся Исраэль за Него, а Он держится за них. Благодаря их любви назвал их Творец рабами, как сказано: «Мне сыновья Исраэля рабы, Мои рабы они»[84]. А затем назвал Он их сыновьями, как сказано: «Сыновья вы Творцу вашему»[85]. А затем назвал Он их братьями, как сказано: «Братья Мои и ближние Мои»[86]. И поскольку назвал их братьями, пожелал водворить в них Свою Шхину, и не оставит Он их. И потому сказано: «Вот как хорошо и как приятно сидеть братьям также вместе».
100/1) «Вот как хорошо и как приятно сидеть братьям также вместе». Сказано: «Если кто возьмет сестру свою… и увидит наготу ее, и она увидит наготу его – это хесед»[87]. «Если кто» – то есть Творец. «Возьмет сестру свою» – то есть собрание (Кнесет) Исраэля. Почему? Ибо это – хесед, милость. Поэтому «вот как хорошо и как приятно сидеть братьям также вместе» – то есть Творцу и собранию Исраэля. «Также» – то есть включая Исраэль внизу. Когда собрание Исраэля находится в единстве, то есть в зивуге лицом к лицу с Творцом, – Исраэль внизу с радостью пребывают в Творце. И потому сказано: «также вместе». Словá также вместе означают присоединение праведника, то есть Есода, к собранию Исраэля. Они представляют единый зивуг, и потому сказано: «также вместе». Вместе (́яхад – יחד) – значит, едины (эхáд – אחד).
В Малхут есть два состояния:
1. Когда Зеир Анпин поднимает ее от своего хазэ и выше, она облачает левую линию Бины и привлекает хохму. А сам Зеир Анпин облачает правую линию Бины и привлекает хасадим. В этом состоянии Малхут находилась в четвертый день акта сотворения. Тогда Зеир Анпин и Малхут назывались двумя великими светилами, поскольку она была велика, как Зеир Анпин. А также считались они братом и сестрой, поскольку находились на одной ступени: один справа, другой слева. В этом отношении они считались также слитыми друг с другом, так как все категории, находящиеся на одной ступени, определяются как слитые между собой; а слияние означает подобие. Однако Малхут пребывала тогда во тьме и обратной стороне, потому что левая линия без правой дает хохму без хасадим, а без хасадим хохма не может светить.
2. Первое состояние продолжалось, пока Творец, то есть средняя линия, не сказал ей: «Иди и уменьши себя»[88]. Зеир Анпин, то есть средняя линия, пробудил зивуг света хасадим на свой экран де-хирик, уменьшающий левую линию, – и Малхут, которой больше не за что было держаться, спустилась оттуда, и вернулась, и выстроилась заново с помощью Аба ве-Има и Зеир Анпина, от хазэ и ниже, – пока не стала достойной второго состояния, то есть зивуга Зеир Анпина и Малхут лицом к лицу. Этот спуск Малхут от хазэ и выше, то есть с уровня Зеир Анпина, на ступень Нуквы, отделенной от него, вниз под хазэ, называется отделением (нэсирá), так как слияние, которое было у Малхут в Зеир Анпине, вызванное их нахождением на одной ступени, уже распалось, так как она отделилась от Зеир Анпина, став сама по себе отдельной ступенью.
У первого состояния есть преимущество перед вторым состоянием, так как в первом состоянии (Малхут) получала хохму из левой линии Бины, и хотя хохма не могла светить в ней из-за недостатка хасадим, – все равно это очень высокая ступень. И у второго состояния есть преимущество: хотя (Малхут) уменьшилась и больше не может получать хохму из левой линии Бины, а получает ВАК де-хохма, облаченные в хасадим от Зеир Анпина, – однако они светят в ней лицом к лицу, тогда как в первом состоянии она пребывала во тьме, потому что большой свет хохма в ней был лишен хасадим и не мог светить.
Всё это относится только к свечению Малхут для нижних, а вовсе не относительно ее самой.
Если кто возьмет сестру свою[89]
100/2) Духовная нагота – это суды. Есть два вида судов:
Мужские суды, привлекающиеся из левой линии без правой, – мужская нагота.
Женские суды, раскрывающиеся с сокращением и экраном в Малхут, – женская нагота.
«Если кто» – это Творец, который «возьмет сестру Свою», то есть собрание (Кнесет) Исраэля. Иными словами, Творец, Зеир Анпин, возьмет Малхут и поднимет ее к свойству Своей сестры, к состоянию обратной стороны и тьмы для Нуквы. Таким образом, Зеир Анпин и Малхут слиты друг с другом, поскольку, находясь на одной ступени, считаются слитыми между собой. И это состояние продолжается, пока «он не увидит ее наготу». Иными словами, он привлекает экран хирик, чтобы совершить на него зивуг и уменьшить левую линию. Эти суды экрана хирик являются наготой Нуквы, женскими судами; а привлечение этих судов является зрением.
И потому сказано: он, то есть Зеир Анпин, увидит, то есть привлечет, наготу ее, то есть женские суды, которые он пробуждает в ней, привлекая экран. И она, то есть Малхут, увидит наготу его, то есть увидит мужские суды, называющиеся его наготой, которые ей не под силу вынести, – и потому пробуждается в ней желание расстаться и отделиться от него.
Таким образом, есть две причины отделения Малхут от Зеир Анпина:
1. Привлечение экрана хирик с целью уменьшить левую линию. Это действие Зеир Анпина подразумевается в словах: «увидит наготу ее».
2. Всё то время, пока (Малхут) облачает левую линию (материнского парцуфа) Има без правой линии, она пребывает в мужских судах, приходящих из левой линии, которые она не может вынести. И она хочет разделиться и расстаться с ним, о чем сказано: «она увидит наготу его».
Два этих действия осуществляются потому, что это хесед, – поскольку они ведут к привлечению хасадим на экран хирик, то есть к третьему действию. И тогда «да будут они истреблены» – то есть они разделяются и расстаются друг с другом, чтобы заново отстроиться в зивуге лицом к лицу и совершать отдачу «пред глазами сыновей народа своего» – пред глазами Исраэля. Ведь главным образом это делается для них, чтобы они получили от них мохин, называющиеся глазами.
Однако же тем самым было сделано замечательное исправление: ведь суды нуквы (женские), которые пробудил Зеир Анпин своим экраном хирик и из-за которых уменьшилась левая линия, прилепились не к Малхут, а к Зеир Анпину. В Малхут остались лишь суды захар (мужские), тогда как суды нуквы прилепились к Зеир Анпину. Вследствие удаления судов нуквы от Малхут, она может давать хохму и хасадим Исраэлю.
И потому завершается этот отрывок словами: «Наготу сестры своей он открыл, грех свой понесет он». Тем самым объясняется, зачем было сделано это исправление, – чтобы суды нуквы прилепились к Зеир Анпину. Поскольку Зеир Анпин раскрыл наготу своей сестры посредством привлеченного им экрана хирик, постольку он, а не Малхут, несет суды и порчу, вызванную этим привлечением.
Как сказано: «Вот как хорошо и как приятно сидеть братьям также вместе»[90]. «Также» – то есть включая Исраэль внизу. Есть большое преимущество в первом состоянии, поскольку Малхут облачала Иму, будучи тогда сестрой Зеир Анпина, равной ему по величине. А во втором состоянии она утратила всё это. Однако там был недостаток, поскольку хохма была темна и не могла светить Исраэлю из-за недостатка хасадим. Поэтому (Малхут) уменьшилась и опустилась со своей ступени, чтобы светить Исраэлю.
Вот почему царь Давид, который был строением для Малхут, тосковал по первому состоянию, в котором Малхут была сестрой Зеир Анпину на одной с ним ступени. И сказал (Давид): «Вот как хорошо и как приятно сидеть братьям» – то есть когда Малхут и Зеир Анпин были братьями друг другу на одной ступени. Однако: «также вместе» – чтобы там было также преимущество второго состояния, когда (Малхут) будет наполнена светами, чтобы совершать отдачу Исраэлю. По объединению между собой двух этих состояний он и тосковал. «Также» – то есть включая Исраэль внизу, чтобы (Малхут) могла также совершать отдачу Исраэлю внизу, как во втором состоянии. Когда собрание Исраэля находится в единстве, то есть когда они находятся в зивуге лицом к лицу, как один, во втором состоянии, тогда Исраэль внизу с радостью пребывают в Творце и тоже получают светá от Малхут. По объединению двух этих состояний тосковал (Давид) и сказал: «Вот как хорошо…»
Слово также причисляет сюда Есод Зеир Анпина, зовущийся праведником, – чтобы он совершал в ней отдачу, чтобы Есод и Малхут находились в едином зивуге, присущем второму состоянию. И потому сказано: «также вместе».
101) Почему слово единый указывает на совершенный зивуг? Сказано: «Слушай, Исраэль, Творец – Бог наш, Творец един»[91]. «Един» – это указывает на собрание Исраэля, объединяющееся с Творцом, то есть Зеир Анпином. Зивуг мужского и женского свойств называется единым, поскольку место, где пребывает Нуква, едино. Ведь мужчина без женщины называется половиной тела, а половина – это не единое целое. Когда же объединяются друг с другом две половины тела, они становятся одним телом и тогда называются единым целым.
102) Но теперь, в изгнании, Творец не называется «единым». Ведь собрание Исраэля, то есть Малхут, находится в изгнании, и Творец, то есть Зеир Анпин, поднялся наверх. И распался зивуг Зеир Анпина с Малхут, и святое имя не является цельным и не называется единым. Оно называется единым, когда царица находится с царем и они объединяются друг с другом. Как сказано: «И будет Творцу царство»[92] – это собрание Исраэля, когда Малхут устанавливает с ним связь. И тогда «в день тот будет Творец един, и имя Его – едино»[93]. Сказано об этом: «Вот как хорошо и как приятно сидеть братьям также вместе». Слово вместе намекает на большой зивуг, называющийся единым и присущий второму состоянию.
103) «Подобно доброму елею на голове»[94]. «Добрый елей» – это «елей священного помазания»[95], происходящий и вытекающий из Атика, то есть Кетера. Этот елей, то есть светá Атика, находится в высшей реке, Бине, которая питает сыновей, то есть ЗОН, чтобы зажигать свечи – сфирот Зеир Анпина и Нуквы. Елей, которым ЗОН питаются от Бины, привлекается на голову царя – ГАР Зеир Анпина, а с головы – на почтение его бороды, и оттуда привлекается он на все одеяния славы, в которые облачается царь, то есть ко всем сфирот Зеир Анпина. Сказано об этом: «стекающий по свойствам его» – именно по свойствам, то есть по царским венцам (кетерам). Это – сфирот, называющиеся свойствами, и в них заключено его святое имя.
104) Всякое привлечение и всякая радость в мирах опускаются, чтобы благословить мир, только с помощью этих святых венцов (кетеров) – сфирот Зеир Анпина, представляющих имя святого царя АВАЯ, то есть ХУБ-ТУМ. И потому сказано: «стекающий по свойствам его». Сказано об этом: «Сообразно Аарону и сыновьям его…»[96] И привлекается изобилие ко всем мирам, и есть благословения для всех.
Елей этот не появлялся до времени работы внизу, при которой была жертва всесожжения и встречались они друг с другом, как сказано: «Елей и воскурение радуют сердце»[97]. Елей – это изобилие наверху, а воскурение – это работа внизу. Когда они встречаются друг с другом, тогда радуются все.