364) «Псалом Давида, – когда был он в пустыне Иудейской»[372]. Т.е. Давид произнес эту песнь, когда он сбежал от своего тестя в пустыню. Почему сказал он: «Элоким, Творец мой Ты, Тебя ищу я … в земле пустынной»[373]? «Элоким, Творец мой Ты» – т.е. с именем Элоким, или гвурой, связан я постоянно, – пока пребывает он пустыне. «Тебя ищу я» – неужели Давид мог искать Творца в далекой земле, и он был изгнан из земли, в которой пребывает Шхина, т.е. из Иерусалима?
365) Дело в том, что несмотря на то что Давид был изгнан оттуда, он не оставил своего – искать Творца. «Тебя ищу я»373 – означает: «Но я [нахожусь] вне места, в котором пребывает Шхина, и не могу искать Тебя». «Жаждет Тебя душа моя»373 – ибо душа моя и тело мое стремятся к тебе, чтобы предстать пред Тобой. Но не могу я, ибо «[нахожусь] я в земле пустынной и усталой, без воды»373, – так как вне места, где пребывает Шхина, называется «земля пустынная и усталая», ибо нет тут живой воды. Живая вода – это Шхина, <о которой сказано:> колодец живой воды. И поэтому сказано: «Земля пустынная и усталая, без воды».
Рассветная лань
367) «Руководителю: на рассветную лань; псалом Давида»[374]. Рассветная лань – это Кнесет Исраэль, которая называется «любимая лань и прекрасная серна»[375]. Но разве лань, Малхут, на рассвете, а не весь день? «Лань» – из того места, которое называется «любимая лань и прекрасная серна», и она приходит из места, которое называется «рассвет», как сказано: «Как рассвет, верен исход его»[376], это Хесед. И царь Давид сказал это о Кнесет Исраэль, и это ясно из сказанного о рассветной лани, т.е. Малхут во время ее облачения в Хесед.
368) Когда сгустилась ночь, входы высших и нижних закрыты. И все «внешние» пробуждаются и бродят по всему миру и кружат вокруг тел людей и окружают их места и их ложа. И они видят образ святого царя, который охраняет их, и боятся вредить, ибо люди укрепляются на своих ложах речами святого Творца и оберегаются. И души людей возносятся каждая, как ей подобает. Счастлив удел праведников, души которых возносятся вверх во время их сна и не задерживаются там, где не нужно.
369) Когда разделяется ночь, встает вестник и возглашает, и открываются врата. Тогда пробуждается ветер северной стороны, т.е. свечение хохм́ы левой линии, и ударяет в арфу Давида, т.е. Малхут, и она играет сама собой и воспевает царя, т.е. Зеир Анпин. И Творец забавляется с праведниками в райском саду.
370) Счастлив удел того, кто просыпается ото сна в это время и занимается Торой, и всякий, встающий в это время и усердствующий в Торе, называется «товарищ Творца и Кнесет Исраэль». И мало того, они называются «братья» и «друзья» Его, как сказано: «Ради братьев моих и друзей прошу мира тебе»[377]. И называются товарищами высших ангелов и высших станов, как сказано: «Товарищи прислушались к голосу твоему»[378].
371) Когда приходит день, встает вестник и возглашает, и открываются врата южной стороны, и пробуждаются звезды и созвездия, и открываются врата милосердия, и царь сидит и принимает славословия от товарищей, которые встали ночью. В это время Кнесет Исраэль берет эти славословия и поднимается к царю, т.е. Зеир Анпину. И все товарищи, которые встали ночью, поддерживаются крыльями Малхут, а их славословия входят и пребывают в лоне царя. Тогда приказывает царь записать все эти слова.
372) И в книге записаны все те сыны чертога, которые встают ночью, и нить милости притягивается к ним днем, и от этой нити милости человек увенчивается царской короной, т.е. ГАР, и страшатся его как высшие, так и нижние. Он входит в любые царские ворота, и никто не задержит его. И даже когда обвинители готовы судить мир, они не чинят ему суд, так как он записан в царском списке. Т.е. известно, что он принадлежит царскому чертогу, и поэтому они не чинят ему суд. Счастлив удел праведников, занимающихся Торой, и тем более в то время, когда Творец жаждет слов Торы, т.е. в полночь.
373) Кнесет Исраэль предстает перед царем, т.е. Зеир Анпином, только благодаря Торе. И все время, пока [сыны] Исраэля на земле занимаются Торой, Кнесет Исраэль пребывает с ними. Если они пренебрегли словами Торы, Кнесет Исраэль не может находиться с ними ни одного часа. Поэтому, когда Кнесет Исраэль пробуждается [в устремлении] к царю благодаря Торе нижних, сила ее растет, и святой царь рад принять ее.
374) И всякий раз, когда Кнесет Исраэль является перед царем, но Торы нет с ней, сила ее истощается. Горе тем, кто ослабляет высшую силу! Поэтому счастливы занимающиеся Торой, тем более в тот час, когда нужно поддержать Кнесет Исраэль, т.е. в полночь. В это время Творец призывает его, «И говорит: Мне раб ты, Исраэль, в котором прославлюсь»[379].