146) «И сказал Бог: "Да будет небосвод посреди вод, и будет отделять он воды от вод"»130. Если бы не небосвод, отделяющий высшие воды от нижних, правую и левую (стороны), содержащиеся в разладе, оставался бы разлад между ними в мире. Но этот небосвод, средняя линия, привел к миру между ними. И мир не может существовать иначе как на основе мира: Творец называется миром, Он – мир, и Имя Его – мир, и всё связано миром. «Он – мир» – Зеир Анпин. «И Имя Его – мир» – Малхут, которая называется «Имя». «И всё связано миром» – Есодом, связывающим всё. Это высшее святое Имя – полностью мир, все ступени его (Имени) и всё оно – едино; и пути его расходятся в одну сторону и в другую сторону, вправо и влево.
147) «Йуд» святого Имени связывается тремя видами соединения. Поэтому есть (в этой букве) один кончик наверху, и один кончик внизу, и один – посередине, поскольку три связи распространились в ней. Верхний кончик – высший Кетер, выше всех высших, рош всех рош, стоящий надо всеми.
148) Тот кончик, который находится в середине «йуд», – это другой рош. Ибо три рош в «йуд», и каждый является рош сам по себе. Поэтому кончик, находящийся в середине, – это другой рош, который выходит из кончика, находящегося наверху, и тот – рош всем остальным рош, чтобы выстраивать из него святое имя. И рош этот скрыт от всего. И называется Хохма, исходящая из первого рош, высшего Кетера.
149) Нижний кончик – это другой, нижний рош. Это Бина – рош для «орошения сада»[138], Малхут. И это – источник воды, и все саженцы орошаются им, ибо все мохин ЗОН и БЕА проистекают из Бины.
И это символизирует буква «йуд», в которой имеются три вида связи: Кетер, Хохма, Бина. И поэтому она называется «цепочка», будучи подобной цепочке, состоящей из трех звеньев, связанных между собой.
150) Сказано в книге Ханоха: «В час, когда раскрыли ему мудрость высших тайн, и постиг образ Дерева райского сада» – Зеир Анпина, Древа жизни внутри этого сада, «раскрыли ему нижнюю мудрость» – Малхут, «в высшем ее проявлении» – в единстве Зеир Анпина, являющимся высшим по отношению к ней. «Увидел он, что все миры связаны между собой и все они сто́ят на "йуд"» – мудрости (хохма), «и от нее они были выстроены и произошли». Как сказано: «Все их в мудрости Ты сотворил»136. «И увидел, что все они сотрясаются в трепете пред Господином своим. И Его Именем называются все они».
151) И в книге царя Шломо сказано: «Распространение "йуд" происходит по цепочке трех (последовательных) звеньев, включенных в следующие связи гуфа (тела)»:
а) «страх всего» – Кетер, и все сотрясаются в трепете перед ним;
б) «скрытие тропок» – скрытая Хохма;
в) «одна глубокая река» – Бина.
152) А затем детально выясняются буквы имени АВАЯ. Дом в самом совершенном его виде – это «йуд», являющаяся первой. Как сказано: «Мудростью возводится дом»[139] – это строение всего. Совершенство святого Имени – это «йуд», начало всего, родоначальник всего, хохма (мудрость). «Вав» наполнения «йуд» – это сын, которого она породила, и он вышел из нее, Зеир Анпин, а от нее образуется «далет» наполнения «йуд», и она – дочь и госпожа (Матронита), Малхут, в руках которой находятся все суды. И это – ЗОН, содержащиеся в Хохма. И они пребывают в скрытии во всех мирах, и высшие ЗОН Ацилута выходят из нее, и высшие и нижние, вместе, питаются от них. Ибо ЗОН де-Хохма – это ИШСУТ, то есть Бина, от которой происходят и питаются все миры, высшие – ЗОН Ацилута, и нижние – БЕА. Таким образом, «йуд» – это совершенство всего. И святое имя АВАЯ установилось в совершенстве в ней и пребывает в скрытии внутри нее.
153) Эта «йуд» произвела всё и передала всё по цепочке в единой взаимосвязи между собой. «Йуд», Хохма, вывела из себя эту реку, Бину, поскольку ЗОН де-Хохма стали Биной. Как сказано: «И река выходит из Эдена для орошения сада»138 – первая «хэй» де-АВАЯ, поскольку «вав-далет» наполнения «йуд» (יו"ד), ЗОН де-Хохма, приобрели форму «ה» (хэй) – в виде «далет» над «вав», (то есть форму) Бины. И это – высшая Има, ИШСУТ.
154) И эта река, Бина, породила двух детей, Зеир Анпина и Малхут, и от нее они питаются. И затем выходят двое детей, Зеир Анпин и Малхут, и дочь питается от сына, то есть от «вав». Этот сын – это Царь, в руках которого – всё установление мира, Тиферет, Зеир Анпин. А затем следует «хэй», дочь, Малхут, которая питается от «вав». Таким образом, «йуд» является основой, и корнем, и совершенством всего, как сказано: «Мудростью возводится дом».
Есть два состояния в Малхут:
а) когда она была создана из Бины (как одно из) двух великих светил, и была большой, как Зеир Анпин. Зеир Анпин облачал правую линию Бины, а Малхут – левую линию Бины. Тогда Малхут получала питание от Бины, как и Зеир Анпин, и не нуждалась в получении от Зеир Анпина. И об этом состоянии сказано: «И эта река, Бина, породила двух детей, и от нее они питаются» – то есть оба они питались от Бины. А затем уменьшилась Малхут до точки под Есодом, и снова поднялась в Бину, и была выстроена снова, как сказано: «И выстроил Господь Бог эту сторону (ребро)»[140]. И она приходит ко второму состоянию.
б) Становится ступенью ниже Зеир Анпина и не питается больше от Бины, а от Зеир Анпина. И об этом говорится: «И затем выходят двое детей, Зеир Анпин и Малхут, и дочь питается от сына» – то есть не питается больше от Бины, но от сына (Бины), Зеир Анпина, ибо уменьшилась и встала на ступень под Зеир Анпином.
155) Десять имен сформировались и вышли из «йуд», десятой буквы букв алфавита. И эта «йуд», когда забеременела ими, ввела их всех в святую реку, Бину. И все десять имен скрыты в одном высшем Имени. И все они скрыты в «йуд», «йуд» включает их, «йуд» порождает их, она – родоначальник всего, родоначальник праотцев, то есть ХАГАТ.
156) Из «йуд» выходят «вав-далет» – ее наполнение. Это указывает на то, что не входят в число десяти, как «йуд». Буквы в слове «йуд» содержат в себе «вав-далет», которые являются совершенством всего. «Вав-далет» – это захар и нуква, где Зеир Анпин – это «вав», а Малхут – это «далет», и они – ЗОН де-Хохма. «Далет-вав» – «ду» называют их, что означает «двое». И поэтому Адам был создан двухпарцуфным, и этими парцуфами были «захар» и «некева», по подобию тех, что свыше. «Вав-далет» они называются сверху вниз, когда в начале их «вав», Зеир Анпин, а за ним «далет», Малхут. «Далет-вав» они называются снизу вверх, Малхут вначале, а за ней – Зеир Анпин. И всё это – единое целое.
Тринадцать свойств милосердия зависят от «йуд», то есть от верхнего кончика «йуд», Кетера, в котором находятся тринадцать исправлений Дикна. И поэтому «йуд» включает «вав-далет», указывая тем самым на ЗОН внутри нее, от которых образуются ИШСУТ, и Бина снова становится Хохмой. И оттуда выходят все мохин, и они – совершенство всего, ибо наполнение «вав-далет» в гематрии «йуд» – то есть важны, как и она сама.
Десять имен
157) Десять имен соответствуют десяти буквам, то есть соответствуют «йуд», являющейся десятой буквой алфавита. И поэтому она включает десять букв. Восемь имен – от Бины и ниже. И две ступени, Кетер и Хохма, соответствуют двум небосводам, исчезающим и не называемым по имени. Потому что «имя» означает раскрытие, ибо: «Всё, что не постигнуто, невозможно назвать по имени»[141]. И количество имен изменяется: десять, когда отсчет начинается с Кетера; девять – когда начинается с Хохма; восемь – когда начинается с Бины; семь – когда начинается с Хеседа.
158) И начинается отсчет с Хохмы. Первое имя – «йуд-хей», Хохма. Поскольку «йуд», Хохма, содержит в себе «хэй», и милуй «йуд» – это «вав-далет», представляющие собой форму «ה» (хэй), и «хэй» АВАЯ выходит из «йуд», ибо она – это «вав-далет» наполнения «йуд», вышедшая из «йуд», Хохма, и ставшая Биной. Таким образом, две буквы «йуд-хей» содержатся в «йуд», Хохма, и потому называется Хохма «йуд-хей» (ко).
159) Второе имя – это АВАЯ, называемая Элоким. АВАЯ с огласовкой Элоким – это Бина. Ибо река, Бина, – это милосердие. А поскольку от нее пробуждаются суды, вследствие подъема Малхут в Бину, но не из-за нее самой, поэтому пишется имя ее буквами милосердия (рахамим), то есть АВАЯ с огласовкой Элоким: «хатаф-сэголь» (э), «холам» (о), «хирик» (и), но не пишется буквами Элоким, означающими «суд» (дин).
160) Третье имя – это «Эль», величие, Хесед, называемый «великий Бог (Эль)». Четвертое имя – это Элоким, в котором пробуждаются суды, и это суровый суд, сфира Гвура. Пятое имя – это АВАЯ, совокупность всего совершенства веры. И это милосердие (рахамим) в совершенстве, и это – сфира Тиферет. Шестое и седьмое имя – это Нецах и Ход, называемые Цваот (воинства).
161) Восьмое имя – это Эль Хай (Бог Жизни), праведник, Есод, и вся жизнь происходит оттуда. И называется АВАЯ, и это – маленькая «вав» святого Имени, и поэтому в «вав» святого Имени есть две «вав», где первая «вав» – это Тиферет, а вторая «вав» – это Есод.
162) Девятое имя – это Адни, Малхут святости, и оттуда исходят суды в мир. И это – последний Кетер, последняя сфира всех имен. А имя ЭКЕ – это совокупность, и оно – скрытие, имеющееся в первой сфире, то есть в высшем Кетере, рош всех рош. Имя его скрыто и не раскрывается, ибо ЭКЕ означает: Я раскроюсь в будущем, но сейчас еще не раскрыт.
163) «Пробудись, север, приди, юг, повей на мой сад»[142]. «Пробудись, север» – те жертвы всесожжения, которых зарезали на севере (цафон), ибо они приносятся за мысли, находящиеся в тайниках (ципуней) сердца и в месте суда. То есть, северная сторона – это левая и суд, ибо эти мысли появляются ночью, в то время, когда преобладает суд. Северный ветер веет в полночь, когда люди просыпаются ото сна, и тогда арфа Давида, Малхут, играющая Творцу, играет сама, пробуждая мысли людей.
164) «Приди, юг» – мирные жертвы, приносимые путем зарезания их на южной стороне, Хесед, правая, поскольку они являются миром высших и нижних. То есть приношение мирных жертв притягивает мир и совершенство. И мирные жертвы (шламим) происходят от слов «мир» (шалом) и совершенство (шлемут). И они являются совершенством сторон света, совершенством всего со стороны веры, Малхут. И поскольку эти мирные жертвы, они – мир всего, то их приносящие едят и наслаждаются от них. Ибо мир его и всего мира – на одной ступени. А грехоочистительные и повинные жертвы едятся только коэнами, а не приносящими жертвы, ибо коэны должны искупить их и устранить их грехи. И, из всех жертв, ни одна не доставляет наслаждения Творцу, подобно мирной жертве, ибо тем самым несут мир высшим и нижним.
165) И выше всех жертвоприношений – воскурение; полностью невинное, не приносимое ни за грех, ни за провинность, ни за проступок, а за радость. Как сказано: «Елей и воскурение радуют сердце»[143]. И поэтому воскурение не совершается иначе как в то время, когда имеется елей. Как сказано: «И воскурит на нем Аарон курение благовонное; по утрам, направляя лампады, будет воскурять его»[144]. И сказано: «И когда возжигает Аарон лампады в межвечерье воскурять его будет»[145] – для того, чтобы находились елей и воскурение вместе. Ибо елей символизирует Хохму, а воскурение – Бину, а ХУБ (Хохма и Бина) – они всегда вместе. Мирные жертвы создают мир во всем, и разлад и обвинения не пробуждаются в мире. А воскурение связывает узами веры – то есть притягивает мохин в Малхут, называемую верой.
166) Все десять имен упоминаются в Торе. Первое имя – ЭКЕ, высшее скрытие. Как сказано: «Я – тот, кто Я есть» – и неизвестно, кто Он. И это – Кетер. А затем сказано: «Таким, как Я явлюсь»[146] – Хохма, что означает: Я в будущем раскроюсь в этих остальных Кетерах, как и в начале, в Кетере. Ибо вначале, в Кетере, Он скрыт, а затем, в Хохме и Бине, начинает раскрываться, пока не достигает раскрытия святого имени в Тиферет.
167) И также сказано о Моше: «Я явлюсь таким, как Я явлюсь. И сказал Он: "Так скажи сынам Исраэля: "Я явлюсь" послал меня к вам»146. «Я явлюсь (ЭКЕ)» – вначале скрыт от всего, Кетер, и тогда означает: Я – тот, кто Я есть. Затем: «Таким, как Я явлюсь» – Хохма, что означает: Я в будущем раскроюсь. Затем последний ЭКЕ: «"Я явлюсь" (ЭКЕ) послал меня к вам» – Бина. И это – когда Има понесла плод – ЗОН, и пока еще это имя скрыто. И раскрывается в то время, о котором сказано: «Иди и собери старейшин Израиля, и скажи им: "Господь Бог (АВАЯ Элоким) ваших отцов"»[147] – это имя является совершенством всего, и здесь это «раскрытие и единство святого Имени», Тиферет.
168) Поэтому первое имя всего – это ЭКЕ, Кетер. Второе – «йуд-хей» (Ко), Хохма. Поскольку Хохма, «йуд», вывела «хэй», Бину, и она скрыта в ней и не отделяется от «йуд» никогда. Это Бина, содержащаяся в Хохме, и назваются они – высшие Аба ве-Има. Поэтому называется Хохма «йуд-хэй». А «река, вытекающая из рая» означает, что Бина – «река», вытекает из «рая» – Хохма. И это Бина, ИШСУТ, – нижние Хохма и Бина. И они в виде « » (хэй), когда отросток завитка в правой стороне буквы «хэй» – это «йуд», Хохма, нижний Аба, (называемый) Исраэль Саба. А буква «хэй», Бина, нижняя Има, (называемая) Твуна, исходит из него.
169) «Йуд» – Хохма. А затем «йуд-хэй» – то есть Хохма, произвела внутри себя Бину – «вав-далет» наполнения «йуд», высшие Аба ве-Има, которые не расстаются друг с другом никогда. Затем «йуд» произвела «хэй» в таком виде « », где есть оставшаяся форма «йуд», в отростоке завитка этой «хэй». Итак: есть здесь «йуд» – Исраэль Саба, и та «река, которая выходит из него» – Твуна, сама буква «хэй», которая исходит из «йуд», находящегося в отростоке ее завитка, и они – первая «хэй» имени АВАЯ.
170) А то, что нисходит вниз из «хэй», ИШСУТ – это двое детей. Со стороны нижнего Аба – «йуд», находящегося в отростоке завитка «хэй», выходит сын, Зеир Анпин. И он принадлежит Исраэль Саба, называемый Аба (отец), и принадлежит реке, Твуне, (называемой) Има (мать), – самой букве «хэй», исходящей из «йуд». А со стороны Има, самой «хэй», выходит дочь, Малхут, нижняя река. А сын, Зеир Анпин, нисходит затем, выйдя из Исраэль Саба и Твуна; и это – «вав» де-АВАЯ, наследующий Аба ве-Има (отцу и матери), ИШСУТ, получая их мохин, несмотря на то, что те не являются (мохин) его самого, а он лишь наследует их. И завязывается в нем вера, Малхут. И от него питается дочь, от того наследства, которое он получил от ИШСУТ, – то есть светит ей от тех же мохин.
171) И поэтому написание святого имени необходимо начать с «йуд». И надо написать один кончик наверху, над «йуд», и один кончик в середине «йуд», и один кончик в нижней части «йуд». И это указывает на КАХАБ, находящийся в «йуд». А затем необходимо написать «йуд-хэй», которые не разъединяются, в таком виде « »: вначале написать «йуд» в луче угла, затем вывести из нее две линии, одну – наверху, в верхней части (буквы), и одну – внизу, в правой ножке, а прерывистую линию – в левой ножке. Для того, чтобы находились оба они во всем совершенстве – «отец» и «мать», содержащиеся в «йуд», то есть высшие Аба ве-Има. А затем произвела «йуд» из себя наполнение «вав-далет», и образовалась из нее буква «хэй» в виде « », и это – сын и дочь этой «йуд». Ибо «вав-далет» наполнения «йуд» – это Зеир Анпин и Малхут, включенные в Хохма, которые называются «сын и дочь». И, подобно этому, пишется «йуд-хей». И вот перед нами всё совершенство веры, Бины.
172) А затем распространяется вера, Бина, и выходят из нее двое детей, из единого целого, и расходятся по путям своим. Сын, Зеир Анпин, выходит из них обоих, из ИШСУТ, и это «вав» святого имени АВАЯ. Дочь, Малхут, выходит со стороны Има, то есть Твуна, и она – последняя «хэй» святого имени АВАЯ. И не становится законченной иначе, как вместе с «вав», поскольку питается от него. И поэтому форма написания буквы «хэй» должна быть следующей: чтобы вначале в ней была буква «вав», а затем «хэй», в таком виде « ». И это Зеир Анпин и Малхут, включенные в Малхут. Таким образом, «вав» вместе с распространением, выходящим из него и восполняющим форму «хэй», подобны реке, Твуне, выходящей из «йуд» Исраэля Саба. Так же как в форме первой «хэй» де-АВАЯ, ибо от него, от «йуд», питается «хэй», Бина. Так же и здесь, в последней букве «хэй» – требуется вначале написание буквы «вав», а затем выведение из нее формы «хэй». Поскольку «хэй» питается от «вав». «Вав», находящийся в начале формы «хэй» – это сын, внизу выходящий из «вав» де-АВАЯ, в нижней «хэй»: Зеир Анпин, находящийся в Малхут.
173) И настолько человек должен быть осторожен со святым Именем: выполнять написание святого Имени именно таким образом – (только) оно является правильным. А если оно выполнено другим образом, то имя не называется святым, а называется ущербным. А тот, кто наносит ущерб святому Имени – лучше бы ему не родиться.
174) Два первых имени, ЭКЕ и «йуд-хей» (ко), – это Кетер и Хохма. Третье имя, АВАЯ, которое называется Элоким, – это Бина. Сама Бина – это милосердие (рахамим), но выходит из нее суд (дин). И поэтому пишется АВАЯ, милосердие, а читается Элоким, суд, поскольку получает оно огласовку Элоким. И это – «река, вытекающая из Эдена», Бина.
Четвертое имя – великий Бог (Эль), величие, сфира Хесед.
Пятое имя – Элоким, Гвура.
Шестое имя – АВАЯ, милосердие, совершенство всего, основа всего, связь веры, принадлежащая всем окончаниям, включающая все шесть окончаний ХАГАТ НЕХИ. И это – Тиферет (великолепие) Исраэль.
175) Седьмое и восьмое имя вместе называются Цваот (воинства), Нецах и Ход.
Поэтому имя АВАЯ, Тиферет, близко ко всему, относится ко всем окончаниям. Ведь иногда говорится: «АВАЯ Элоким», указывающее, что Тиферет относится к Гвуре, а иногда говорится: «АВАЯ Цваот», указывающее на то, что Тиферет относится к Нецах и Ход, которые называются Цваот (воинства). И известны речения пророков, достоверно переданные из уст их, иногда они говорили: «Так сказал Господь Бог (АВАЯ Элоким)»[148], и иногда: «Так сказал Господь Воинств (АВАЯ Цваот)»[149], ибо знали они – от какого места исходят слова пророчества.
176) Девятое имя – это Шадай, Есод, сказавший миру: «Достаточно! (ше-дай)» – обеспечение всем необходимым, и это обеспечение поступает в мир от праведника, основы (Есод) мира, сказавшему миру: «Достаточно!», который обеспечивает его всем необходимым.
Десятое имя, Адни, Малхут, «алеф-далет-нун-йуд» (адни), буквы суда, чтобы вести войны Царя, Зеир Анпина, в мире. И называется она «нижняя Гвура», и называется «праведность».
177) Это десять имен, которыми называется Творец, связанные между собой в совершенном единстве. И эти десять имен – это святые сфирот Царя КАХАБ ХАГАТ НЕХИМ, в которых познается Он, и они – имя Его, и Он – они. И когда связываются все, как одно целое, с помощью благовония воскурений, тогда называются «кторет» (воскурение) – «связь» на арамейском: связь ступеней, соединенных вместе. Благословен удел праведников, знающих пути Торы, и знающих, как постичь величие Господина своего. О них сказано: «И придут, и увидят величие Мое»[150].