248) Со стороны Има выходят клипот, исследующие суд и закон, и удерживаются в постановлениях Гвуры, в левой линии, суде (дин), властвуя над милосердием (рахамим). Как сказано: «Объединившиеся против Творца»[242] – Бины, которая находится над Зеир Анпином, называемым АВАЯ. И тогда миры ущербны, то есть несовершенны, и разлад пробуждается во всех них.
249) А когда жители мира улучшают деяния свои внизу, и суды, смягчаясь, исчезают, то пробуждается милосердие, властвуя над тем злом, которое пробудилось вследствие сурового суда. И когда пробуждается милосердие, наступает радость и утешение, поскольку властвует оно над этим злом. Как сказано: «И передумал Творец о зле»[243]. «И передумал», поскольку утих суровый суд и правит милорсердие.
250) В час, когда смягчаются суды и властвует милосердие, то каждая сфира снова оживает, и все они вместе благословляются. И когда возвращается каждая на свое место, и благословляются все вместе, то Има смягчается в соединении законов, вернувшихся к свойству ее, и тогда называется полным возвращением и происходит искупление мира. Ибо Има (мать) восседает в совершенной радости, как сказано: «Дети – радость матери»[244]. И называется она тогда Днем Искупления, как сказано: «Чтобы очистить вас от всех ваших грехов»[245]. И раскрываются пятьдесят ворот сторон законодательства.
В час, когда грешат сыны мира, они приводят к подъему Малхут в Бину. И тогда уменьшается Бина с ГАР, вследствие того, что три ее сфиры, Бина и ТУМ, падают на ступень, находящуюся под ней, и она становится ВАК без рош. И тогда пребывают все миры в диним (судах) и катнуте (малом состоянии). Со стороны Има выходят клипот, исследующие суд и закон, которые властвуют над милосердием, и когда жители мира улучшают свои деяния и поднимают МАН, происходит зивуг АБ-САГ де-АК, и свечение этого зивуга приходит к Има и опускает Малхут из нее, возвращая ее на свое место. И тогда снова поднимаются к ней три сфиры Бина и ТУМ, упавшие у нее, соединяясь с ее ступенью, и восполняются ее ГАР. И так происходит на всех ступенях, сократившихся вследствие уменьшения Бины, ибо Бина и ТУМ возвращаются на них и достигают ГАР.
«В час, когда смягчаются суды и властвует милосердие, то каждая сфира снова оживает» – то есть Бина и ТУМ, упавшие со ступени, возвращаются к существованию на своих ступенях. «И Има смягчается в соединении законов» – то есть Бина и ТУМ, которые были отрезаны и упали с нее, снова соединились с Има, т.е. вернулись к свойству Има. Поскольку до этого они упали на ступень Зеир Анпина, а сейчас вернулись к свойству Има.
251) Сказано: «И если согрешил и признает вину»[246]. «Если согрешил» – теми нарушениями, которые называются «прегрешения», как сказано: «Из всех грехов человеческих»[247]. «И признает вину» означает: и исправит. «И если согрешил» и исправит свои действия, «и вернет все награбленное им»246. «И вернет» – означает, что вернет сам, то есть сам желает исправить свои действия.
Четыре времени года
252) По истечении четырех времен года смолкает голос, и пробуждаются суды, и возвращение задерживается до времени исправления. И когда пробуждаются суды, раздается голос, и четыре угла мира поднимаются и опускаются. Исходит воззвание, и нет внимающего и пробуждающегося. А Творец готов: если вернутся они, то будут возвращены суды на свое место, а если нет, то голос прекратится, и суды свершатся. И тогда называется: «И печалится во внешних жилищах».
Год – это Малхут, в которой четыре сфиры, ХУГ ТУМ, в каждой из которых четыре линии, и вместе – двенадцать. И если только левая линия властвует в каждой из четырех сфирот ХУГ ТУМ, тогда они называются четырьмя сроками, в силу судов, исходящих от власти левой (линии). Как сказано: «По истечении четырех времен года смолкает голос». Ибо голос – средняя линия, соединяющая две линии, правую и левую, в одну. И поскольку голос прекратился, вернулась власть к левой линии, без правой, ибо нет того, кто бы соединил ее с правой. И поэтому «пробуждаются суды» – когда все суровые суды, происходящие от власти левой (линии), пробуждаются в мире. И если совершают возвращение, возвращение задерживается и не принимается, пока не установится голос, снова соединив две линии, правую и левую, вместе.
«И возвращение задерживается до тех пор, пока он не установится» – и поэтому предваряет это исправление возвращению. И свойственно судам левой линии, что в конце их пробуждаются суды (диним) Нуквы. Как сказано: «У входа грех возлежит»[248] – то есть, вследствие этих судов, установился экран де-хирик средней линии, называемый голос, снова объединяющий две линии. «И когда пробуждаются суды, выходит голос» – то есть в конце их раскрывается масах де-хирик, из которого выходит голос, снова соединяющий две линии. «И тогда четыре угла мира» – ХУГ ТУМ де-Малхут, «поднимаются и опускаются» – светят свечением хохма снизу вверх и свечением хасадим сверху вниз, по закону средней линии. И тогда «исходит воззвание» – под воздействием судов, содержащихся в левой линии, и предупреждает о соединении в средней линии. «И если нет того, кто внимает и пробуждается» – чтобы соединиться в средней линии, «Творец ожидает и готов принять возвращение их» – если они возвратятся, то возвратятся и суды на свое место, то есть принимает их и светит им милосердием от средней линии. И если они не совершают возвращение, то голос, средняя линия, снова умолкает, и левая снова приходит к власти, и вершатся суды в мире. «И печалится», якобы, «во внешних жилищах» – о судах, свершившихся в мире.
253) Со времени разрушения Храма нет дня, в который не проявился бы злобный гнев, ибо поклялся Творец, что не войдет в высший Иерусалим, Малхут, пока не войдут Исраэль в нижний Иерусалим. И поэтому гнев раскрывается в мире. И клятва была дана о постоянстве, ибо для того, что не в постоянстве, есть зивуг Зеир Анпина и Малхут также и в дни изгнания: в час молитвы, в субботы и праздники.