178) Сказано: «Десять, десять – каждая ложка, в шекелях священных»[151]. «Десять, десять» – дважды. Ибо есть десять речений в акте Творения – десять раз: «И сказал»; сам отрывок «Берешит» считается тоже речением. И десять речений, десять заповедей, при вручении Торы. Это учит тому, что мир создан ни для чего иного, как для Торы. И всё время, пока Исраэль занимаются Торой, мир существует, а всё то время, когда Исраэль отстраняется от Торы, сказано: «Если не союз Мой дня и ночи, законов неба и земли не установил бы Я»[152]. То есть если бы не Тора, о которой сказано: «Размышляй о ней днем и ночью»[153], то «законов неба и земли не установил бы Я». Ибо ложка (каф) – это Малхут, включающая два раза по «десять»: создания мира и вручения Торы, зависящих друг от друга.
179) Десять речений в акте Творения – ибо десятью речениями создан мир. Десять речений при вручении Торы – это десять заповедей. И одни соответствуют другим. Что если бы не те, что были при вручении Торы, не могли бы существовать те, что относятся к акту Творения. Сказано: «Я Господь, Бог твой»[154] при вручении Торы. И сказано в акте Творения: «Да будет свет! И был свет»[155]. Ибо вера Творца, Малхут, раскрывается в виде: «Я (анохи) называюсь свет».
180) Сказано: «Да не будет у тебя божеств чужих пред лицом Моим»[156]. Это равносильно сказанному: «Да будет небосвод посреди вод». Ибо: «Да будет небосвод» означает: Исраэль, часть Творца, будут объединены в «небесах», Зеир Анпине. Ибо остальные народы Творец отдал правителям, поставленным у власти, а Исраэль, как сказано: «И установил их Творец на своде небесном»[157] – ибо Исраэль объединяется в «небесах», Зеир Анпине.
181) «Посреди вод» – посреди речений Торы, ибо Тора называется «воды». «И будет он отделять воды от вод» – (разделять) между Творцом, который называется «Кладезь живой воды»[158], и идолопоклонством, называемым «колодцы разрушенные, которые не держат воды»158. И это – горькая вода, мутная вода, вобранная, зловонная и зараженная. И поэтому праведные Исраэль «отделяют воды от вод» – разделяют между Творцом и идолопоклонством. И это равносильно сказанному: «Да не будет у тебя божеств чужих пред лицом Моим».
182) Сказано: «Не произноси имя Господа Бога своего всуе»[159]. И сказано в акте Творения: «Да стекутся воды под небесами в одно место»[160]. Каждый, клянущийся именем Творца во лжи, словно отделяет «мать», Малхут, от ее места наверху, и святые сфирот не находятся на своих местах, как сказано: «Ропчущий отторгает господина»[161]. «Господин» – это Творец. И сказано: «И стекутся воды под небесами в одно место» – чтобы не делать разделения между ступенями, называемыми «вода», вследствие принесения ложной клятвы, но «в одно место», как и полагается, – в место истины. И не распространятся (воды) в место лжи – когда «вода» уходит в «ситра ахра» (иную сторону), не являющуюся стороной Творца. Таким образом, эти фразы соответствуют друг другу.
183) Сказано: «Помни день субботний, чтобы освятить его»[162]. И сказано в акте Творения: «Произрастит земля поросль, траву…»[163] Когда раскрылась земля святости, Малхут, и увенчалась своими украшениями? В день субботний, ибо тогда соединилась невеста, Малхут, с Царем, Зеир Анпином, чтобы произвести поросль и благословения в мире. Таким образом, эти фразы соответствуют друг другу.
184) Сказано: «Оказывай почтение отцу своему и матери своей»[164]. И сказано в акте Творения: «Да будут светила на своде небесном»[165]. И эти светила, это «отец твой» – солнце, Зеир Анпин, а «мать твоя» – это луна, Малхут. Нет иного солнца, кроме Творца, как сказано: «Ибо солнце и защита – Господь Бог»[166]. И нет иной луны, кроме Кнесет Исраэль, Малхут. И поэтому обе фразы – одно целое.
185) Сказано: «Не убий»[167]. И сказано в акте Творения: «Да наполнятся воды кишащими существами живыми»[168]. То есть нельзя убивать человека, который называется существом живым, и не будьте подобны рыбам, у которых большие проглатывают маленьких. Таким образом, обе фразы – одно целое.
186) Сказано: «Не прелюбодействуй»167. И сказано в акте Творения: «Да произведет Земля существа живые по роду их»[169]. Это учит нас тому, что не должен человек изменять с другой женщиной, не являющейся его супругой. И поэтому сказано: «Да произведет Земля существа живые по роду их» – чтобы женщина не производила потомства, если это не является продолжением рода. А кто является родом ее – это супруг ее.
187) Сказано: «Не укради»167. И сказано в акте Творения: «И сказал Бог: "Вот, дал Я вам всякую траву семяносную"»[170]. То, что дал Я вам, и то, что поручил Я вам, – вашим будет, и даже самой малости не украдите у другого.
188) Сказано: «Не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством»167. И сказано в акте Творения: «И сказал Бог: "Создадим человека по образу Нашему"»[171]. О том, кто (создан) по образу Царя, не отзывайся ложью; а тот, кто свидетельствует ложью на товарища своего, – словно свидетельствует ложью о высшем.
189) Сказано: «Не возжелай жены ближнего своего»[172]. И сказано в акте Творения: «Нехорошо человеку быть одному»[173] – ведь супруга твоя чета тебе. То есть дана ему супруга его – Хав́а. И поэтому: «Не возжелай жены ближнего своего».
190) Десять речений, (о которых говорится в п.178), то есть десять речений акта творения и десять речений вручения Торы, о которых сказано: «Десять, десять – каждая ложка, в шекелях священных», – эти два вида «десяти» взвешиваются, как одно целое на одних весах. И потому мир держится на мире и пребывает в мире. Поэтому: «А если жертва мирная – приношение его»[174] – это для того, чтобы мир пребывал в мире. И кроме того, она еще отменяет исполнительные заповеди и запретительные заповеди, возлагая мир на всё.
191) Сказано: «Держава и страх при Нем, Он творит мир в высях Своих»[175]. «Держава» – это Авраам, о котором сказано: «Правитель Всесильного ты среди нас», как сказано: «Благословлю Я тебя и возвеличу имя твоё». «И страх» – это Ицхак, о котором сказано: «Если бы не было со мной страха Ицхака». «Он творит мир в высях Своих» – это Яаков, как сказано: «Ты дашь истину Яакову». И сказано: «Истину и мир люб́ите» – ибо истина и мир, Тиферет и Есод, связаны между собой; поэтому Яаков – это совершенство всего. Пояснение: Авраам и Ицхак – две линии, правая и левая, а Яаков – средняя линия, согласующая, и объединяющая, и вносящая мир между ними.
Мирные приношения
192) А мирные приношения – это совершенство и мир всего. И совершающий мирное приношение преумножает мир в мире. Ибо мирные приношения – это средняя линия, Яаков. Яаков несет мир, поскольку объединяются в нем правая линия и левая, Авраам и Ицхак. И мирные приношения принадлежат как к исполнительным заповедям, правой линии, так и к запретительнам заповедям, левой линии, как Яаков, поскольку они – средняя линия. И поэтому они называются «мирные приношения», как сказано: «А Яаков – человек беспорочный»[176] – человек совершенный, ибо всё совершенство находится в средней линии, которая совершенна наверху, в Зеир Анпине, и совершенна внизу, в Малхут.
193) Сказано: «Если в благодарность приносят ее, то принесет сверх благодарственной жертвы…»[177] Почему сверх нее необходимо принести хлеб́а и опресн́́оки? Это, как сказано: «И признается в совершённом относительно нее грехе»[178] – то есть согрешил, внеся несовершенство в Малхут. Также и здесь благодарственная жертва приносится за то, что внес несовершенство в Малхут. Ибо благодарственная жертва приносится за избавление от страданий – «четыре», за которые необходимо благодарить, – и нет страданий без вины. Таким образом, любая благодарность приходит за провинность. Но эта провинность привносит несовершенство только в Малхут, как при повинной жертве, как сказано там: «Относительно нее». И поэтому необходимо приносить хлеб́а и опресн́́оки, которые приносятся за внесение несовершенства в Малхут. Опресноки (мацот) и хлеба (халот) пишутся без «вав», поскольку согрешил в отношении Малхут, и поэтому «вав», Тиферет, не светит в ней.
194) Сказано: «Сверх жертвы благодарности мирных приношений его»177 – это совершенство всего. «Мирных приношений его» – то есть два. «Жертва благодарности» – Малхут. «Мирные приношения его» – их два, два «вав» – «ו״ו», Тиферет и Есод. «Мирные приношения» – указывает на мир во всём.
195) «Благодарность мирных приношений его» – означает, что несет мир всему и пробуждает милосердие во всех мирах. «Благодарность мирных приношений его» – означает, что Кнесет Исраэль, Малхут, благословляется от этих «двух», Тиферет и Есод, являющихся совершенством всего. Квасной хлеб – ведь известно, что он указывает на удержание внешних. Так же, как был совершен грех, то есть своим грехом он дал возможность удержания внешним, – так же он приносит жертву, именно в том же виде. И поэтому приносит квасной хлеб.
196) Хлеб́́а (халот) и опресн́оки (мацот) написаны без «вав». «Замешанные на оливковом масле и пресные лепешки, смазанные маслом»177 – на что это указывает? Они являются подслащением «лезвия обращающегося меча»[179]. Поскольку все они, являясь свойством «лезвия обращающегося меча», поставлены на путях людей, – тех, кто преступает заповеди Торы. И потому всё это – «пшеничная мука, замешанная на оливковом масле». Чтобы притянуть елей помазания из возвышенного места, высшего Аба, вниз, и тогда благословятся все вместе от святого елея помазания, то есть наполнения со стороны Аба.
197) «И это – вино для возлияния»[180], которое нисходит от Има. «Четвертая часть ина» – в Малхут, которая называется «четвертая часть ина». И одно место – Малхут, называемая жертвенник, – полное вина и елея и воды для возлияния. То есть воды – это хасадим, которые исходят от реки, Бины, для того, чтобы оросить сад, Малхут. И все эти саженцы – это все ее ступени, и поэтому есть воды святости и пагубные воды нечистой силы (ситра ахра), и также вино – есть место, где оно хорошее, а есть место, где оно приходит для наказания, и оно – суд.
198) Поэтому, видевший вино во сне своем, – есть тот, для кого оно хорошо, а есть – для кого оно суд. Если он ученик мудреца, сказано: «Вино, радующее человеческое сердце»[181], и сказано: «Ибо ласки твои прекрасней вина»[182]. И это – вино выдержанное, радующее всех. А если он не ученик мудреца, то сказано о нем: «Хмелем опоите погибающего, и вином – огорченных душою»[183]. Поскольку есть другое вино, являющееся судом. И поэтому хорошо приносить именно это в жертву для того, чтобы отвести суд и пробудить милосердие – отводит вино нечистой стороны, суд, и приносит вино святости, милосердие. И так – в каждой вещи, необходимо отвести суд и пробудить милосердие.
199) И не будет испытывать недостатка масла при жертвоприношении своем никогда, кроме жертвоприношения за ревность, как сказано: «Но елея не взольет на нее»[184]. Ибо здесь она не нуждается в милосердии, поскольку вся она – суд, как сказано: «И вздуется чрево ее, и опавшим станет ее бедро»[185]. И об этом сказано: «Вот учение о мирной жертве»[186], «если в благодарность приносят ее»[187].