Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. вания. Они незначительны с точки зрения функциониро­вания




ПСИХОЛОГИЯ ПАНИКИ



 


вания. Они незначительны с точки зрения функциониро­вания. Однако, если сокращение матки отсекает поток обо­гащенной кислородом крови, поступающей в плаценту через определенное время, можно допустить, что такие «предварительные» дыхательные движения становятся ре­альной попыткой задышать. В этой ситуации чувство утоп­ления возникает в результате попадания амниотической жидкости в горло плода. Все это чистое предположение, но возможность такого внутриутробного переживания нельзя не принимать во внимание.

Дыхательные упражнения мало помогают при ле­чении шизоидного отклонения. Когда они выполняются механически, дыхание не вызывает чувств, а его эффект теряется сразу после окончания упражнения. Пациент не будет глубоко дышать спонтанно, пока его напряжения не расслаблены, а чувства не высвобождены. Это печаль, плач, ужас и крик, ненависть и злость. Высвобождение происходит, когда грусть выражается в плаче, страх — в крике ужаса, а ненависть — в экспрессии злости. И плач, и крик, и злость требуют голосовой экспрессии, а она при ущербном дыхании невозможна. Таким образом, ши­зоид оказывается еще в одном порочном круге: сдержи­вая дыхание, он не может выразить свои чувства, а по­давленные чувства вынуждают его сдерживать дыхание. Круг можно разорвать, если пациент осознает, что сдер­живает собственное дыхание, то есть ощутит напряжения, которые удерживают его и сознательно постарается рас­слабить их. Он поможет своему дыханию, если будет из­давать гортанные звуки. Как правило, такая процедура вызывает чувства, которые спонтанно переходят в плач, если, конечно, человеку удается расслабиться.

Когда пациент плачет впервые, он не чувствует печали или грусти. Поскольку его дыхание углублено и охватывает брюшную область, он начинает плакать мягко, происходит примитивное реагирование на прежнее напря­жение. Этот плач представляет собой своеобразный рико­шет, так реагирует младенец, который плачет в ответ на


фрустрацию, не понимая эмоциональной важности этого отклика.

Плач, если рассматривать его примитивно, явля­ется конвульсивным реагированием на напряжение, он мобилизует мускулы, участвующие в процессе дыхания, для высвобождения. Этот процесс связан с издаванием звука. Использование голосовых связок для воспроизве­дения коммуникативных сигналов начинается позже. Луч­ший пример такой примитивной реакции — первый крик младенца в тот момент, когда напряжение рождения ре-лаксируется. Этот плач «запускает» процесс дыхания, в процессе терапии происходит то же самое. Организм за­стывает при любых формах напряжения, а с плачем он оттаивает.

Развитие эго и моторной координации позволяет откликаться на чувство фрустрированности злостью, кото-рая нацелена на то, чтобы устранить фрустрированность, в то время как плач служит только для того, чтобы снять напряжение. Если фрустрация связана с тем, что злость блокирована или неэффективна, заплакать — значит быть неспособным высвободить напряжение. Даже взрослые люди могут заплакать, когда фрустрация существует, не­смотря на все усилия, направленные на то, чтобы пре­одолеть ее с помощью злости. Наличие фрустрации со­здает ощущение утраты и приводит к печали, которая затем связывается с плачем. В этой точке плач обретает эмоциональную значимость. Пациент, который плачет, чув­ствуя при этом печаль, находится в соприкосновении со своими чувствами.

Крик тоже может быть оторван от сознательно­го ассоциирования с ужасом. Именно это произошло с молодым человеком в процессе терапии. Его дыхание уг­лубилось и, под моим руководством, он, лежа на кушет­ке, опустил нижнюю челюсть и широко открыл глаза. Это была экспрессия испуга, но он этого не сознавал. Однако, он издал крик, не чувствуя при этом страха. Он перестал кричать, когда опустил глаза, но опять непро­извольно закричал, едва снова широко раскрыл их. В



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


психология паники


189


 


курсе терапии этот пациент осознал, что глубоко в нем присутствовал латентный страх, который проявился, ког­да он широко раскрыл глаза. Он ощутил, что существо­вало нечто, на что было страшно смотреть, некий образ на сетчатке глаза, который оставался туманным и нечет­ким, но пугал его. Затем, однажды, образ сфокусировал­ся. Он увидел глаза своей матери, которые смотрели на него с ненавистью и снова закричал — на сей раз с ужа­сом. У него возникло впечатление, что видение было связано с инцидентом, который произошел, когда ему было около девяти месяцев. Он лежал в коляске и кри­чал, зовя мать. В конце концов она появилась, но иска­женная злостью, которая выражалась в полном ненавис­ти взгляде. После того, как перед пациентом прошло это видение, испуг из его глаз исчез.

Диссоциация между выражением чувства и его вос­приятием указывает на то, что задействован механизм от-рицания._ Плач без печали, крик без испуга или ярость без злости — признак того, что эго не отождествлено с телом.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕТАБОЛИЗМ

Исходящее от тела тепло, теснейшим образом свя­зано с личностью в целом. Мы говорим именно об этом, опи­сывая людей, как «теплых» и «холодных». Теплый — это тот, у кого есть чувства, а холодный — тот, кто лишен их. Тепло­та человека подразумевает еще и гуманность, в отличие от холода машины. С этой точки зрения шизоид «повернут к миру холодной стороной», его чувства минимальны.

Одни эмоциональные состояния усиливают теле­сное тепло, в то время как другие делают тело более хо­лодным. Человеку становится жарко, когда он злится, а когда он боится, ему бывает холодно. Тело тает от любви и застывает от ужаса. Мы все по личному опыту знаем, что «холодный» и «горячий» не просто слова, что они действительно отражают то. что происходит в теле. Ког­да человек возбужден, в момент переживания любви или


злости, метаболизм его тела протекает быстрее. Он начи­нает глубже дышать, быстрее двигаться и производить больше энергии. Телесный жар — это проявление повы-шенного метаболизма. Такие чувства, как страх, отчаяние и ужас оказывают на тело подавляющий эффект. Даже если они вытеснены, метаболизм тела указывает на их присутствие. Холодность шизоида явно связана со стра-хом или ужасом, скрытым в его личности.

Существует ряд объективных наблюдений, которые показывают, что температура тела шизоида ниже нормаль­ной температуры тела. Ф.М.Шатток обнаружил, что у зна­чительного процента психотиков присутствует цианоз ко­нечностей (синюшные и холодные руки и ноги при ком­натной температуре).36 Другой исследователь, Д.ИАбрам-сон, отметил, что шизоидам при понижении температуры свойственна эксцессивная вазоконстрикция артериол. Он утверждает, что после курса лечения их состояние улуч­шилось.37

Есть также подтверждения тому, что для шизоф­рении типично замедление базального метаболизма. Р.Г.Хоскинс, который провел обширное исследование этой особенности шизофрении, утверждает: «Мы убеждены, что одна из характерных особенностей психотиков, которая представлена на метаболическом уровне, состоит в недо­статке поглощаемого кислорода».38

Холодность шизоида и шизофреника отражает нарушение энергетического метаболизма. Низкая темпера­тура, чрезмерная вазоконстрикция и замедление базально­го метаболизма подразумевает инфантильный паттерн от­клика на стрессовые жизненные ситуации. Его отклики столь же холодны, как отклики очень маленького ребен­ка, который не может мобилизовать достаточное количе­ство энергии, чтобы адекватно откликнуться на стресс. Его зависимые потребности тоже напоминают потребнос­ти младенца: ему необходимо, чтобы его охраняли, чтобы о нем заботились, чтобы ему было тепло. Другими слова­ми, шизофреник (и шизоид, правда, в меньшей степени) недостаточно готов к независимому существованию. Его



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.