Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. мню, что решила, что не хочу ничего и никого




ДЕМОНЫ И МОНСТРЫ


171


 


мню, что решила, что не хочу ничего и никого. Я пре­рвала отношения с людьми и жила в атмосфере нереаль­ности. Я пыталась прикоснуться к дереву, но не могла почувствовать, что это дерево. Когда я переходила ули­цу, у меня было чувство, что машины не могут даже кос­нуться меня. Я была духом.

В семнадцать или восемнадцать лет со мной про­изошло первое любовное приключение. Оно удовлетвори­ло меня. Я пережила вагинальный оргазм, но разорвала отношения, потому что чувствовала себя очень винова­той. Когда эта связь прервалась, я прореагировала очень тяжело. Я была в состоянии, которое доктора назвали «не­вротическим истощением». После этого я годами не зани­малась сексом.

Когда мне исполнилось двадцать два, я уехала из родного города. На протяжении нескольких последующих лет у меня были самые «адские» любовные связи. У меня не возникало никаких сексуальных чувств, и секс был компульсивным. Мое тело изменилось. Оно стало тон­ким и жестким. Были видны все кости. Бедра обузились. Я теряла вес и худела, потому что прекратила компуль-сивно есть.

Я верила, что отказалась от сексуальных чувств, когда уехала из дома. Бессознательно я объясняла свое распутное сексуальное поведение так: «Все хорошо, пока я этим не наслаждаюсь».

Этот случай демонстрирует тесную связь между сексуальным чувством и телесным восприятием. Вытеснен­ное сексуальное чувство подрывало отождествленность эго с телом. Когда сексуальное чувство не возникало, наступа­ло состояние безнадежности. Эта пациентка предприняла отчаянную попытку восстановить ощущение себя (self), прибегая к компульсивной сексуальной активности без чувств. Но, как можно судить по ее рассказу, сексуальная активность без удовольствия не позволяла сохранить кон­такт эго с телом. Компульсивный и механистичный секс превращал тело в механизм, в робота, то есть дегумани-зировал его.


Другая форма монстроподобного человеческого существа — «статуя», то есть тело, которое иммобилизова­но и сохраняет определенную позу. Качество монстра та­кому телу придает противоречие между видимым отсут­ствием жизни и фактом, что эта «статуя» — реальное че­ловеческое существо. Анализ такой личности всегда обна­руживает, что человек, заключенный в статую, — малень­кий покинутый ребенок. Статуеподобное тело — это его защита против страдания и разочарования, которое он ожидает встретить, если выразит потребность в любви и понимании. Кроме того, это безнадежная попытка полу­чить одобрение, пожертвовав своими чувствами. Статуя сообщает: «Хорошо, я стану таким, как вы хотите, теперь вы будете гордиться мной и любить меня». Но эта иллю­зия наталкивается на реальность жизни. Кто сможет по­любить статую? Фрустрация и разочарование, переживае­мое в этой позе, усиливает безнадежность и длит иллю­зию, что просто необходима более совершенная поза. Кроме того, усиливается внутренняя тревожность, что поза разрушится, и что лежащее за ней отчаяние про­рвется и затопит личность.

Время от времени сталкиваешься с людьми, вне­шний вид которых действительно похож на монстров. На клиническом семинаре, который проходил в моем оффи-се. присутствовал молодой человек, чрезвычайно напоми­нающий монстра Франкенштейна. Он был такой же не­гнущийся, с механической походкой, квадратными плеча­ми, глубоко посаженными безжизненными глазами. На его лице застыло выражение монстра из кинофильма ужасов. Сходство просто потрясало, с трудом удавалось диссоции­ровать этого пациента и кино-монстра.

Совершенно удивительным было то. что сам мо­лодой человек совершенно не соответствовал своему внеш­нему виду. Он был чувствителен, интеллигентен и артис­тичен. Глубокий анализ его личности выявил, что внешний вид был своеобразным костюмом и маской, которые скры- вали и защищали крайнюю чувствительность. Он напом- нил мне Хеллоуин и наряд маленького ребенка, который



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


ДЕМОНЫ И МОНСТРЫ



 


одел его, чтобы остаться неузнанным и испугать кого-то. Фактически, под этой наружностью, пациент был деликат­ным и испуганным ребенком, который каким-то образом принял такой облик, чтобы защитить себя от нечувстви­тельного мира.

Монстр в форме человека — это застывшее тело, которое приняло такую форму, чтобы отомстить за то, что его отрицают. Я не имею в виду, что это сделано созна­тельно или по побуждению. У тела нет мотивов для того, чтобы развиваться таким образом. Я только пытаюсь как-то осмыслить феномен, который иначе совершенно нельзя понять. Живое тело, функционирующее без чувств — это монстр, это машина, работающая как живое существо. Мон­стры, которых мы себе представляем, являются карикату­рами на окружающую нас жизнь. Различные телесные экс­прессии определены переживанием хода этой жизни. Че­ловек, тело которого функционирует как кукла, ведет себя как во младенчестве.

В отличие от демона, у монстра золотая сердце­вина. Будто все негативные чувства воплотились во внеш­нем аспекте, оставив сердцевину чистой и нетронутой. В каждом случае, когда внешний вид можно было характе­ризовать как монстра, внутри человек был невинным ре­бенком. Демон же, «наряжается» во внешний аспект при­ятности и света. Если за монстром скрыт ребенок, то дьявол прячется под ангельским поведением. В обоих слу­чаях мы имеем дело с разломом личности. Нормальный человек — ни ангел и ни дьявол, ни монстр, ни испуган­ный ребенок, ни доктор Джейкил, ни мистер Хайд. Такая диссоциация возникает только тогда, когда расщеплено единство личности, когда возникли категории добра и зла, цивилизованного ума и животного тела.

Дж. Стейбек в рассказе «Мышь и мужчины» дает проникновенный анализ феномена монстра. Ленни — ге­рой рассказа — был великаном с детскими чувствами. Это несоответствие в его личности чуть не стоило ему жизни. Ребенок не мог контролировать силу великана, а великан не мог выразить детские чувства. Когда Ленни пытался


удержать в руках кролика, он сжал его так сильно, что тот испустил дух. Затем, однажды. Ленни попытался при­коснуться к золотым волосам девочки. Она так испугалась его внешности, что закричала. Он попытался утешить ее, но нечаянно раздавил. Тогда он умер.

Трагедия монстра состоит в том, что его внешний вид побеждает его желания. Защита изолирует его и мо­жет привести к гибели. Я многие годы нахожусь под впечатлением, что классические кино-монстры часто обо­рачивались истинными героями. Горбун Нотр-Дама - за­мечательный пример. Сердце монстра отвечает, когда кто-то откликается на его невысказанную просьбу о люб­ви и понимании и не пугается его внешнего вида. В таких обстоятельствах невероятная сила монстра стано­вится силой добра.


ПСИХОЛОГИЯ ПАНИКИ



 


ПСИХОЛОГИЯ ПАНИКИ

Машина жизни требует энергии. Шизоид, виталь­ное функционирование которого затруднено внутренним ужасом и отчаянием, никогда не бывает свободен от глубо­кого страха: он боится, что ему не хватит энергии. Иногда этот страх выходит в сознание, и пациент впадает в пани­ку, поскольку в эти моменты он не может дышать, с ужасом чувствуя, что именно от этого зависит его жизнь. Когда это происходит, он понимает, насколько жизненные функции зависят от достаточного количества кислорода, и начина­ет сознавать связь между ослабленным дыханием и безжиз-ненностью своего тела.

Множество клинических наблюдений указывает на то, что шизоидному индивидууму бывает трудно мобили­зовать и сохранить адекватный уровень энергии. Психо­моторная активность (работа по «выработке продукции»), эмоциональная отзывчивость и сексуальная активность — своеобразный индикатор производства энергии. Шизоид-ным пациентам, как правило, не хватает энергии. Далее, неспособность адекватно откликаться на определенные стрессовые ситуации (женитьбу, работу, и т.д.), подразуме­вает неспособность мобилизовать «экстраэнергетические» потребности, поскольку новые ситуации требуют увеличе­ния энергетических затрат. П.Фидерн пишет: «Нередко шизофренический эпизод возникает при переходе в выс­шую школу или из школы на работу, или когда возникает необходимость принять на себя ответственность, в связи с женитьбой».31 Если ментальная и психическая усталость, сонливость или эксцессивная неудовлетворяемая сексуаль­ная активность снова и снова вызывает психотические эпизоды, это говорит о том, что истощение энергетичес-


ких резервов организма подорвало способность шизоид­ного эго контактировать с реальностью.

Энергия жизни возникает при окислительной ре­акции, в результате которой электроны кислорода соеди­няются попарно. Этот процесс известен, как oxidative phosphorylation или замедленный, но более направленный механизм переноса. Значение кислорода в ходе продуци­рования энергии при жизненных процессах несомненно. Поэтому очень важно то, что клинический опыт подтвер­ждает явную связь между шизоидным состоянием и нару-шением функции дыхания

------------ ДЫХАНИЕ

Шизоид не дышит нормально. Его дыхание поверх­ностно, ему не удается захватить внутрь достаточное коли­чество воздуха. Все, кто работал с шизофрениками, в том числе и физиологи, отмечают это. Э.Уиттковер, которого ци­тирует Кристиансен, говорит: «Дыхание шизофреника час­то бывает поверхностным».32То же самое подчеркивают В.Райх33, Р.Марло34 и Р.Дж.Хоскинс. Последний отмечает важность поверхностного дыхания так: «...результаты недо­статочной ассимиляции кислорода проявляются практичес­ки во всех основных симптомах шизофрении. Это ограни­ченное поле внимания; персеверация; апатия; угнетенность духа; неуместные аффекты, сопровождаемые глупым смехом; слабая способность рассуждать; непонимание угрожающей опасности; утрата самоконтроля; тревожность; возбуждение без видимых причин, неконтролируемые эмоциональные вспышки; внезапная утрата сил при необходимости принять решение и отсутствие воли при принятии ответственности; поверхностность (tangentiality) ассоциаций; постепенное по­мутнение рассудка и ощущение неуместности окружающего мира».35

Этот список включает в себя многие симптомы, на которые жалуются шизоиды; но пациент не понимает, конечно, что психологические затруднения тесно связаны


 



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.