мню, что решила, что не хочу ничего и никого. Я прервала отношения с людьми и жила в атмосфере нереальности. Я пыталась прикоснуться к дереву, но не могла почувствовать, что это дерево. Когда я переходила улицу, у меня было чувство, что машины не могут даже коснуться меня. Я была духом.
В семнадцать или восемнадцать лет со мной произошло первое любовное приключение. Оно удовлетворило меня. Я пережила вагинальный оргазм, но разорвала отношения, потому что чувствовала себя очень виноватой. Когда эта связь прервалась, я прореагировала очень тяжело. Я была в состоянии, которое доктора назвали «невротическим истощением». После этого я годами не занималась сексом.
Когда мне исполнилось двадцать два, я уехала из родного города. На протяжении нескольких последующих лет у меня были самые «адские» любовные связи. У меня не возникало никаких сексуальных чувств, и секс был компульсивным. Мое тело изменилось. Оно стало тонким и жестким. Были видны все кости. Бедра обузились. Я теряла вес и худела, потому что прекратила компуль-сивно есть.
Я верила, что отказалась от сексуальных чувств, когда уехала из дома. Бессознательно я объясняла свое распутное сексуальное поведение так: «Все хорошо, пока я этим не наслаждаюсь».
Этот случай демонстрирует тесную связь между сексуальным чувством и телесным восприятием. Вытесненное сексуальное чувство подрывало отождествленность эго с телом. Когда сексуальное чувство не возникало, наступало состояние безнадежности. Эта пациентка предприняла отчаянную попытку восстановить ощущение себя (self), прибегая к компульсивной сексуальной активности без чувств. Но, как можно судить по ее рассказу, сексуальная активность без удовольствия не позволяла сохранить контакт эго с телом. Компульсивный и механистичный секс превращал тело в механизм, в робота, то есть дегумани-зировал его.
Другая форма монстроподобного человеческого существа — «статуя», то есть тело, которое иммобилизовано и сохраняет определенную позу. Качество монстра такому телу придает противоречие между видимым отсутствием жизни и фактом, что эта «статуя» — реальное человеческое существо. Анализ такой личности всегда обнаруживает, что человек, заключенный в статую, — маленький покинутый ребенок. Статуеподобное тело — это его защита против страдания и разочарования, которое он ожидает встретить, если выразит потребность в любви и понимании. Кроме того, это безнадежная попытка получить одобрение, пожертвовав своими чувствами. Статуя сообщает: «Хорошо, я стану таким, как вы хотите, теперь вы будете гордиться мной и любить меня». Но эта иллюзия наталкивается на реальность жизни. Кто сможет полюбить статую? Фрустрация и разочарование, переживаемое в этой позе, усиливает безнадежность и длит иллюзию, что просто необходима более совершенная поза. Кроме того, усиливается внутренняя тревожность, что поза разрушится, и что лежащее за ней отчаяние прорвется и затопит личность.
Время от времени сталкиваешься с людьми, внешний вид которых действительно похож на монстров. На клиническом семинаре, который проходил в моем оффи-се. присутствовал молодой человек, чрезвычайно напоминающий монстра Франкенштейна. Он был такой же негнущийся, с механической походкой, квадратными плечами, глубоко посаженными безжизненными глазами. На его лице застыло выражение монстра из кинофильма ужасов. Сходство просто потрясало, с трудом удавалось диссоциировать этого пациента и кино-монстра.
Совершенно удивительным было то. что сам молодой человек совершенно не соответствовал своему внешнему виду. Он был чувствителен, интеллигентен и артистичен. Глубокий анализ его личности выявил, что внешний вид был своеобразным костюмом и маской, которые скры- вали и защищали крайнюю чувствительность. Он напом- нил мне Хеллоуин и наряд маленького ребенка, который
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
ДЕМОНЫ И МОНСТРЫ
одел его, чтобы остаться неузнанным и испугать кого-то. Фактически, под этой наружностью, пациент был деликатным и испуганным ребенком, который каким-то образом принял такой облик, чтобы защитить себя от нечувствительного мира.
Монстр в форме человека — это застывшее тело, которое приняло такую форму, чтобы отомстить за то, что его отрицают. Я не имею в виду, что это сделано сознательно или по побуждению. У тела нет мотивов для того, чтобы развиваться таким образом. Я только пытаюсь как-то осмыслить феномен, который иначе совершенно нельзя понять. Живое тело, функционирующее без чувств — это монстр, это машина, работающая как живое существо. Монстры, которых мы себе представляем, являются карикатурами на окружающую нас жизнь. Различные телесные экспрессии определены переживанием хода этой жизни. Человек, тело которого функционирует как кукла, ведет себя как во младенчестве.
В отличие от демона, у монстра золотая сердцевина. Будто все негативные чувства воплотились во внешнем аспекте, оставив сердцевину чистой и нетронутой. В каждом случае, когда внешний вид можно было характеризовать как монстра, внутри человек был невинным ребенком. Демон же, «наряжается» во внешний аспект приятности и света. Если за монстром скрыт ребенок, то дьявол прячется под ангельским поведением. В обоих случаях мы имеем дело с разломом личности. Нормальный человек — ни ангел и ни дьявол, ни монстр, ни испуганный ребенок, ни доктор Джейкил, ни мистер Хайд. Такая диссоциация возникает только тогда, когда расщеплено единство личности, когда возникли категории добра и зла, цивилизованного ума и животного тела.
Дж. Стейбек в рассказе «Мышь и мужчины» дает проникновенный анализ феномена монстра. Ленни — герой рассказа — был великаном с детскими чувствами. Это несоответствие в его личности чуть не стоило ему жизни. Ребенок не мог контролировать силу великана, а великан не мог выразить детские чувства. Когда Ленни пытался
удержать в руках кролика, он сжал его так сильно, что тот испустил дух. Затем, однажды. Ленни попытался прикоснуться к золотым волосам девочки. Она так испугалась его внешности, что закричала. Он попытался утешить ее, но нечаянно раздавил. Тогда он умер.
Трагедия монстра состоит в том, что его внешний вид побеждает его желания. Защита изолирует его и может привести к гибели. Я многие годы нахожусь под впечатлением, что классические кино-монстры часто оборачивались истинными героями. Горбун Нотр-Дама - замечательный пример. Сердце монстра отвечает, когда кто-то откликается на его невысказанную просьбу о любви и понимании и не пугается его внешнего вида. В таких обстоятельствах невероятная сила монстра становится силой добра.
ПСИХОЛОГИЯ ПАНИКИ
ПСИХОЛОГИЯ ПАНИКИ
Машина жизни требует энергии. Шизоид, витальное функционирование которого затруднено внутренним ужасом и отчаянием, никогда не бывает свободен от глубокого страха: он боится, что ему не хватит энергии. Иногда этот страх выходит в сознание, и пациент впадает в панику, поскольку в эти моменты он не может дышать, с ужасом чувствуя, что именно от этого зависит его жизнь. Когда это происходит, он понимает, насколько жизненные функции зависят от достаточного количества кислорода, и начинает сознавать связь между ослабленным дыханием и безжиз-ненностью своего тела.
Множество клинических наблюдений указывает на то, что шизоидному индивидууму бывает трудно мобилизовать и сохранить адекватный уровень энергии. Психомоторная активность (работа по «выработке продукции»), эмоциональная отзывчивость и сексуальная активность — своеобразный индикатор производства энергии. Шизоид-ным пациентам, как правило, не хватает энергии. Далее, неспособность адекватно откликаться на определенные стрессовые ситуации (женитьбу, работу, и т.д.), подразумевает неспособность мобилизовать «экстраэнергетические» потребности, поскольку новые ситуации требуют увеличения энергетических затрат. П.Фидерн пишет: «Нередко шизофренический эпизод возникает при переходе в высшую школу или из школы на работу, или когда возникает необходимость принять на себя ответственность, в связи с женитьбой».31 Если ментальная и психическая усталость, сонливость или эксцессивная неудовлетворяемая сексуальная активность снова и снова вызывает психотические эпизоды, это говорит о том, что истощение энергетичес-
ких резервов организма подорвало способность шизоидного эго контактировать с реальностью.
Энергия жизни возникает при окислительной реакции, в результате которой электроны кислорода соединяются попарно. Этот процесс известен, как oxidative phosphorylation или замедленный, но более направленный механизм переноса. Значение кислорода в ходе продуцирования энергии при жизненных процессах несомненно. Поэтому очень важно то, что клинический опыт подтверждает явную связь между шизоидным состоянием и нару-шением функции дыхания
------------ ДЫХАНИЕ
Шизоид не дышит нормально. Его дыхание поверхностно, ему не удается захватить внутрь достаточное количество воздуха. Все, кто работал с шизофрениками, в том числе и физиологи, отмечают это. Э.Уиттковер, которого цитирует Кристиансен, говорит: «Дыхание шизофреника часто бывает поверхностным».32То же самое подчеркивают В.Райх33, Р.Марло34 и Р.Дж.Хоскинс. Последний отмечает важность поверхностного дыхания так: «...результаты недостаточной ассимиляции кислорода проявляются практически во всех основных симптомах шизофрении. Это ограниченное поле внимания; персеверация; апатия; угнетенность духа; неуместные аффекты, сопровождаемые глупым смехом; слабая способность рассуждать; непонимание угрожающей опасности; утрата самоконтроля; тревожность; возбуждение без видимых причин, неконтролируемые эмоциональные вспышки; внезапная утрата сил при необходимости принять решение и отсутствие воли при принятии ответственности; поверхностность (tangentiality) ассоциаций; постепенное помутнение рассудка и ощущение неуместности окружающего мира».35
Этот список включает в себя многие симптомы, на которые жалуются шизоиды; но пациент не понимает, конечно, что психологические затруднения тесно связаны