Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. поток чувств вызывает к существованию сознание




ЕДА И СОН


221


 


поток чувств вызывает к существованию сознание. Во вре­мя сна происходит обратное. Заход солнца соответствует потоку чувств, направленному из верхней части тела в область, которая расположена ниже диафрагмы. Такой взгляд помогает прояснить употребление выражений «по­грузиться в дремоту» или «провалиться в сон». Пробужде­ние часто переживается как восход, восхождение или вы­ныривание из глубины.

Нормальное погружение в сон переживается как чувство тяжести в глазах, в голове и в членах. Засыпаю­щему человеку становится трудно держать глаза открыты­ми, а голову в вертикальном положении. Он чувствует, что ноги не держат его. Он зевает. Зевоту обычно истол­ковывают, как потребность в кислороде, поскольку это дей­ствие сопровождается одним-двумя глубокими вздохами. Но кроме того, это попытка тела высвободить нормаль­ное напряжение нижней челюсти, чтобы фасилитировать расслабление всего тела. Когда человек приходит в дре­мотное состояние, тревожность снижается, поскольку чув­ства отступают с периферии тела, и ощущение органов и мышц слабеет. Если тревожность повышена из-за напря­женной ситуации, погружения не происходит.

Переход от дремоты ко сну происходит как «опус­кание», которое начинается с головы и стекает на тело. В первой стадии засыпания человек сознает свое тело. Он чувствует его тяжесть, то есть его субстанцию и мас­су. Он чувствует ноги и ступни и очень часто ощущает болезненные места. Его дыхание углубляется и становится более целостным. Оно все больше напоминает дыхание ребенка или животного.

Во второй стадии сознавание тела более или ме­нее постепенно сходит на нет. Этот процесс начинается с поверхности и затем распространяется вглубь, постепен­но охватывая все тело. Образ тела бледнеет. Если сон не наступает быстро, то человек может сознавать внутрен­ние органы, особенно сердце, и ощущать пульс в разных частях тела. Эти ощущения могут становиться яркими, когда чувства уходят от поверхности и внимание обраща-


ется вглубь. В какой-то момент свет сознания гаснет и всякое восприятие прекращается.

Не позволяющая уснуть тревожность, как прави­ло, возникает на второй стадии. Она, с одной стороны, связана с тускнеющим сознанием и ощущением погруже­ния, а с другой — с восприятием внутренних органов. Ощущение погружения и сознавание биения сердца или пульса служит сигналом опасности для многих людей, вы­зывая у них тревогу, которая фокусирует внимание на глубинных телесных ощущениях, усиливающихся в ноч­ной тиши так, что они начинают казаться очень громки­ми. Человек не может заснуть, пока этот «шум» не пре­кратится.

Тот, кто страдает бессонницей, переживает подоб­ные ощущения не всякий раз. Пытаясь избежать тревоги, которую он испытал в определенных случаях, он начина­ет бессознательно бороться против погружения в свое тело. Сам того не сознавая, он сохраняет сознание яс­ным, и его тревожность трансформируется в страх, что он не сможет заснуть. Поскольку каждый случай тревож­ности является сигналом опасности, у человека, конечно, будет возрастать напряжение и усиливаться тревожность.

Сознание, в процессе развития, по словам Э.Ной-мана15 создает категории дня и ночи, света и темноты, ума и тела. Эго, которое возникает из сознания, ассоции­руется с днем, со светом. Сознание противопоставляется ночи, темноте, то есть бессознательному и телу. Если эго диссоциировано с телом, оно отступает от идентифика­ции с ним и помещает себя выше, как представителя Я (self). Тело с его атрибутами ночи и тьмы становится «не Я» (nonself) или смертью. Погружение в бессознательное во время сна символизирует опускание в гробницу. Угаса­ние сознания пробуждает страх смерти и активирует одер­жимость смертью, которая лежит в сердцевине шизоидно­го отклонения.

Одна моя пациентка рассказала мне свой сон: «Я отчетливо переживала реальность смерти — что такое быть в земле и находиться там, пока не исчезнешь.


222


Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


ЕДА И СОН



 


Затем она добавила: «Я поняла, что это произой­дет со мной, как и со всяким другим человеком. Девоч­кой я не могла заснуть, потому что тревожилась, что умру во сне и проснусь в гробу. Я была бы в ловушке; выхода не было бы. Во сне я так тревожилась, что думала сойду с ума. Потом я проснулась».

Сны о смерти или умирании нередки. Каждое че­ловеческое существо сталкивается с осознанием своей кон­чины. Но это знание о смерти не вызывает тревожности у человека, у которого силен инстинкт или чувство жиз­ни. Когда же, как у шизоида, формирование импульсов редуцировано или ослаблено, тревожность, возникающая из-за подавленных чувств, привязывается к мысли о смер­ти. Это естественно, поскольку смерть означает потерю чувствительности. Шизоид компенсирует свой страх смер­ти чрезмерным акцентом на сознании и эго. Эго-созна-ние или эгоизм заменяет телесное чувствование.

Сон имеет еще одну интерпретацию, которая до­полняет его обычный смысл. Сон — это символическое возвращение в утробу, регрессия в бессознательное состо­яние, которое включает в себя и мысль о смерти, по­скольку гробница и утроба — связанные между собой об­разы. Образ из сновидения моей пациентки о том, что она просыпается в гробу, можно интерпретировать, как попадание в ловушку, которой становится утроба. Из нее нет выхода, в то время как маточный спазм уменьшает приток кислорода к плоду. Недостаток кислорода, как уже отмечалось раньше, составляет физиологическую основу для паники, взрослые изображают это как «попадание в ловушку, из которой нет выхода». Все организмы реагиру­ют на попадание в ловушку паникой, а каждое пережива­ние паники вызывает сбой дыхания. Это взаимоотноше­ние объясняет, почему шизоид, который знаком с ощуще­нием паники, возникшей из-за невозможности глубоко дышать, видит во сне ловушку, почему она ассоциируется с маткой, а та, в свою очередь, с могилой.

Состояние между жизнью и смертью — это суще­ствование в неизвестности. Это типичное шизоидное со-


стояние, когда человек находится «ни там и ни тут». Он ни взрослый, ни ребенок, он не укоренен в реальности, но отчаянно цепляется за сознание. Для шизоида день — это борьба за выживание, а ночь навевает на него бес­сознательный ужас. Он часто видит ночные кошмары, ког­да цензор, стерегущий рассудок, расслабляет свою бдитель­ность, и темные силы тела одерживают верх. Временами пациенты говорят, что боятся заснуть, потому что снови­дения, которые они переживают, ужасны. Но ужас, кото­рый можно визуализировать, то есть опускание в бессоз­нательное и неизвестное в момент засыпания, еще страш­нее, чем ночные кошмары.

Страх неизвестности возникает из страха эго, ко­торое боится тела и происходящих в нем процессов. У животных, эго которых относительно неразвито, страха неизвестности и страха перед засыпанием практически нет. Животные живут телесной жизнью в блаженстве сво­его неведения о смерти. Человеческое существо, которое страдает от самосознания и сознавания смерти, приходит в равное с животным состояние, когда пребывает в бес­сознательном раю. Оно может возвращаться в блаженное состояние по крайней мере во сне, но его страх тела и паника, возникающая из страха потерять контроль эго, преграждают путь. Чем больше отодвинут человек от сво­его тела, тем сильнее его стремление к сладкому забве­нию глубокого сна, но тем страшнее для него путь от пробужденного состояния ко сну.

Каждое действие, которое приводит человека в бо­лее глубокий контакт с его телом, переносит контроль от эго к телу. Удовлетворяющее сексуальное переживание, конечно, наиболее естественное и сильное снотворное. Здоровый человек засыпает немедленно после оргазма, если половое взаимодействие произошло в ночное время. Сон, который следует за сексуальным взаимодействием, обычно бывает глубоким и освежающим переживанием. Приятный секс приносит такой результат, потому что приводит человека к более тесному контакту с собствен­ным телом, принося чувства в его нижнюю часть. Удов-


224


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.