Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. лючая в себе такую взрывоопасную силу, постоянно чув­ствует ужас




ДЕМОНЫ И МОНСТРЫ


163


 


лючая в себе такую взрывоопасную силу, постоянно чув­ствует ужас, боясь, что она выплеснется.. Его защита про­тив внутренней ярости — ригидность и иммобильность, ко­торая также исполняет роль защиты от ужаса. То, что одни и те же защиты используются в обоих случаях, ука­зывает на тесную связь ужаса и ярости. Ужас шизоида — это страх импульсов убийства и разрушения, которые при­сутствуют в его личности. Ярость шизоида — это реакция на ужас.

Ужас и ярость возникают, когда ребенок пережи­вает отверженность. Он реагирует злостью на отрица­ние его прав на уникальность, неприкосновенность, не­зависимость. Но выражение злости часто встречается с родительской реакцией ненависти, усиливающей страх ре­бенка и превращающей злость в иррациональную ярость. К сожалению, такие паттерны действий и реагирования имеют тенденцию становиться хроническими, чего в ре­зультате ребенок чувствует себя все более и более оттор­гнутым, испуганным и явно отрицательным. У него нет путей выхода из конфликта, кроме как подавить свою ярость и поверхностно подчиниться родителям. В зави­симости от тяжести конфликта его личность будет про­являть типичные черты шизоидной структуры: ужас, не­нависть, отчаяние, иллюзии, и, наконец, порочное пове­дение, в котором эти негативные чувства находят свой выход наружу.

Во взрослой жизни подавленная ярость выражает­ся в самодеструктивных действиях, которые могут быть направлены как против себя, так и против собственных детей. Она может выплеснуться на супруга, с которым шизоид идентифицирован, а вот на кого-нибудь еще — довольно редко. Шизоид выплескивает свою ярость на тех. кто от него зависит, переворачивая, таким образом, ис­ходную детскую ситуацию, в которой он, беспомощным зависимым ребенком, пережил материнскую ярость. В сно­видениях, однако, может появляться исходный объект ярости. Так пациентка, рассказывая сон о своем отце, отметила: «Я не могла справиться с кипящей во мне кро-


вью. Я была настолько зла, что чувствовала себя как разъя­ренная кошка. Я могла разодрать его на кусочки, бросить его пенис в мясорубку и размолоть его в кровавую массу».

Существование подавленной и взрывоопасной яро­сти шизоида ограничивает его отклики. Радо полагает, что «отсутствие или скудость 'промежуточных' откликов дела­ет его амбивалентность экстремальной и вынуждает его переключаться с чрезмерного страха на чрезмерную ярость, со слепого повиновения на слепой вызов и обрат­но».30 Суть, конечно, не в том. что бомба расположена «между» откликами. Она, скорее, либо взрывается, либо нет; пути, который мог бы постепенно разрядить это со­стояние, не существует. Отсутствие или недостаточная со­размерность откликов повинна в подавленной ярости боль­ше, чем что бы то ни было. Подавленная ярость с ее убийственными импульсами, отвечает за шизоидную пози­цию, которую можно обозначить так: «все или ничего». Каждое решение — дело жизни и смерти, поскольку на глубоком уровне вопрос о том. делать или не делать, зат­рагивает проблему этой «погребенной» силы. Отворить дверь чувству, даже немного, для шизоида означает риско­вать вызвать внутренний шторм.

Демоническая сила, возникающая в результате ком­бинации вытесненной сексуальности и подавленной ярос­ти, фигурирует в сексуальных убийствах. Сексуальный убийца описывается как изувер. Это душевнобольной че­ловек, его действия выдают сумасшествие. Но убийство, как правило, бывает связано с сексом. Или, если взгля­нуть на это с другой стороны, сексуальные конфликты эмоционально нестабильного человека часто приводят его к убийству.

Демоническая сила шизоида скрыта, она «разыг­рывается» в более тонкой форме. Поскольку эго отрицает ее наличие, поверхностный вид индивидуума вполне бла­гообразен и приятен. Демон скрыт под маской ангела. Но этот «ангел» — человек с ригидным телом и «прикле­енной» улыбкой. Терапия такого типа характера часто тре­бует значительного времени, пока пациент не почувству-



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


ДЕМОНЫ И МОНСТРЫ



 


ет себя достаточно безопасно и не снимет маску, выразив свою негативную позицию. Позже это оборачивается тем, что негативная позиция присутствует все время, пока не появится вера в ценность терапии. Отсутствие доверия может и не быть наполненным демонической силой, но ничто не бывает более деструктивным для взаимоотноше­ний, чем глубоко скрытая негативность, которая замаски­рована видимой кооперативностью.

Деструктивность данной структуры характера со­стоит в ее нечестности. Отношения с шизоидом всегда фрустрируют, потому что, несмотря на кажущуюся коопе-ративность, он отрицает свои чувства. Если возникает конфликт, эффект его улыбки и поверхностной приятнос­ти вынуждает другого человека чувствовать себя винова­тым. Даже если видишь под маской негативное отноше­ние, чувствуется, что изменить его невозможно. В конце концов, партнер по контакту начинает испытывать явно негативные чувства и ненависть, и это не всегда удается предотвратить. Шизоид уходит, прячась и защищая себя, и не сознает, что играет роль, провоцирующую сбой вза­имодействия.

«Отыгрывание» — более осмотрительная тактика. Она включает в себя отрицание собственного доверия или веры и проецирует это на другого человека. Под прикры­тием обвинения в недоверии («Я-то вас люблю, а вот вы меня не любите!», «Я даю, а вы только берете!») могут выдвигаться требования, которые другому человеку выпол­нить невозможно. Вроде бы оправдываясь, шизоид застав­ляет партнера по взаимодействию почувствовать, что тот несет ответственность за все его, шизоида, несчастья. Та­кое поведение можно назвать «отыгрыванием», когда оно рационализировано и приписывается другому человеку или какой-то внешней силе.

Человек, находясь в контакте с телом и сознаю­щий свою собственную ненависть, не проецирует ее на других. Он сознает отсутствие сексуального чувства и не обвиняет партнера в том, что тот кастрирует или ослаб­ляет его. Но если тело отвергнуто, если его отрицают, то


реальное функционирование становится невозможным. Вы­тесненные чувства становятся демонической силой, кото­рая отрицает всякую надежду и стремление.

Тактика, состоящая в обвинении других людей, составляет суть того, что называется паранойяльным по­ведением. В этом случае индивидуум проецирует на друго­го человека свои собственные негативные чувства, осо­бенно вытесненную сексуальность и вытесненную нена­висть. Когда эта тактика сталкивается с сопротивлением, параноик реагирует иррациональной яростью, полностью лишаясь какого бы то ни было чувства ответственности за свои действия.

В приступе ярости параноик — сущий дьявол. Его взгляд становится злобным, брови искривляются, губы перекашивает злобная ухмылка, кажется, что он одновре­менно ухмыляется и рычит. Картины, изображающие дья­вола и ведьм, вероятно, созданы под впечатлением от по­добных экспрессий. В другое время лицо шизоида бывает совершенно ангельским и трудно предположить, что на нем может появиться дьявольское выражение. Уход и ри­гидность шизоида — это проявление «ослабевшего дьяво­ла» или, вернее, испуганного дьявола, что, по-моему, одно и то же.

«Голос» телесного переживания шизоида тоже, к сожалению, демонический. Подвергая сомнению всякую искреннюю интенцию, он упорно цепляется за детскую тактику, которая позволяла выжить. Если он цинично от­вергает всякие позитивные чувства, объявляя их сенти­ментальностью, то вспоминает о детских разочарованиях. Не проработав этого, невозможно преодолеть демоничес­кую силу шизоидной личности.

Чудовище или монстр имеет иной смысл и функ­ционирует по-другому. Я бы дал следующее определение: монстры — это человеческие тела, лишенные человечес­ких чувств. К примеру, одна из моих пациенток-шизоидов назвала свой рисунок человеческого тела (см. рисунок 13) «чудовищным видением». Потом она сказала: «Она нежи­вая. Она странная, жесткая и как будто убегающая прочь.



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


демоны и монстры


167


 


Рисунок 13

У нее невидящий звездный взгляд, какой иногда бывает у меня. Она кажется монстром. Это выражение «шизика». Иногда я вижу себя в зеркале и пугаюсь. Я вижу этот чудовищный взгляд, будто я не знаю, кто я есть или что мне делать. Я не знаю, чего хочу.


Когда я ем, то чувствую себя лучше. Но потом мое тело бывает безобразным, гротескным, несчастным. Когда я худею, мое тело становится томным и любимым. Мне оно нравится. Когда я ем, я становлюсь пассивной и вялой. Я только ем, сплю и торчу в ванной комнате. Ког­да я не ем, то становлюсь напряженной. Я не могу спать, мне не удается опорожнить кишечник. Меня начинает ли­хорадить. Между этими двумя крайностями для меня ни­чего нет.»

В этом описании ясно виден разлом в личности пациентки. Хотя она лучше чувствует себя, когда ест, соб­ственный внешний вид вызывает у нее отвращение. Это противоречит ее образу эго, состоящему в том, что она томная любимая женщина, которая, однако, только мане­кен, неспособный заснуть и опорожниться. Ее определе­ние чудовища было таково: «организм, который живет за счет других людей». Но описание чудовища как организ­ма, который ест, спит и осуществляет дефекацию, натал­кивает на мысль о ребенке. Грудной ребенок, конечно, живет за счет матери, когда та вскармливает его. Могла ли моя пациентка принести чувство, что она чудовище, из инфантильного переживания, произошедшего во вре­мя кормления грудью?

Эта пациентка была одной из двойняшек, кото­рых родила восемнадцатилетняя девушка. Она вспомнила, как мать рассказывала ей о том, что у нее рано исчезло молоко и девочкам «не хватало питания». Пациентка не могла вспомнить своих детских переживаний, связанных с кормлением, но, по-видимому, ей пришлось пережить трудный период. Она была посильнее своей сестренки и мать отталкивала ее, чтобы «не обидеть» ту девочку, что была слабее. Несомненно, что борьба девочки за грудь, вызвала у матери впечатление какого-то монстра, кото­рый не способен увидеть, что она делает то, что лучше. Мать, по-видимому, была склонна воспринимать естествен­ную потребность ребенка, которую не могла удовлетво­рить, как чудовищную.



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.