Компании организованы в соответствии с тем, как в них воспринимается все, что связано со временем. Они посвящают работу целых отделов планированию, анализу рынка на предмет новых трендов, скорейшему перемещению производства, сокращению пути к рынку, т. е. интервала времени между запросом товара клиентом и его проектированием, изготовлением и поставкой. Стратегии, цели и задачи ориенти-
рованы на будущее. Совместные предприятия и деловые партнерства — это соглашения о том, каким образом совместно формировать будущее. «Мотивация» есть то, что мы в состоянии предложить человеку, чтобы он лучше работал в будущем. Прогресс, обучение и развитие — все предполагает расширение полномочий человека с течением времени, как и обычай платить людям с выслугой лет за накопленный ими опыт. Когда ориентация во времени различна у корпораций, представляющих разные культуры, могут возникнуть недоразумения. Давайте вернемся к злоключениям молодого мистера Джонсона из МСС. Хороший обед способен заставить недоразумения даже самого фундаментального свойства стать легкой рябью на водной глади озера. Джонсон попросил, чтобы группа вновь собралась ровно в 14.00, поскольку требуется обсудить еще много вопросов.
В 13.50 большинство участников уже заняли свои места в комнате, где проходило заседание. В 14.05 Джонсон принялся ходить взад вперед в нервном возбуждении. Муноз и Джиалли все еше были внизу — звонили в свои компании. Они вошли в комнату в 14.20. Джонсон сказал: «Теперь, господа, мы, наконец, можем начать наше заседание». Представители из Сингапура и Африки подняли на Джонсона удивленные глаза. Они-то думали, что заседание уже давно началось.
Первым пунктом повестки дня были периоды времени, в течение которых полагалось начислять премии. Все, за исключением американца, нидерландца, а также представителей некоторых других северо-западных
Глава 9. Как мы распоряжаемся временем______________________ 26Г7
европейских стран, с неодобрением отметили, что эти периоды слишком коротки. Для Джонсона же и его нидерландского и скандинавских коллег частота периодов начисления премий была абсолютно правильной. «Премии призваны стимулировать эффективную деятельность, поэтому должны следовать сразу за результатом, иначе можно потерять связь между ними». Вот что возразил на это менеджер из Сингапура:
«Возможно, это и так, но с такой философией „скорей бы заработать лишний бакс", мы начнем терять клиентов. Им не нравится, когда мы к концу квартала пытаемся продать все подряд. Они хотят, чтобы наши компании обслуживали их, а не преследовали собственные скрытые цели. Нам нужно, чтобы наши клиенты были с нами долго».
Американский взгляд на будущее таков, что индивидуум в состоянии направлять его посредством личных достижений и внутреннего стремления к успеху. По этой причине Джонсон, при поддержке голландского и скандинавских менеджеров, отстаивает идею, что награду за хорошую работу следует давать через равные промежутки времени. Вместе с тем, поскольку человек, добивающийся успехов в работе, ничего особенного по поводу отдаленногобудущего сделать не может — слишком много разных событий может произойти, — будущее в глазах американцев является краткосрочным: оно контролируется из настоящего. Отсюда и обвинения в философии «скорейшего бакса», и большое
значение, придаваемое показателям текущего квартала. Если стремиться к лучшему будущему, то необходимо постоянно наращивать объем продаж и увеличивать прибыль. Нет оправдания тому, чтобы не работать лучшее, поскольку из сегодняшнего успеха вытекает еще больший успех в будущем.
Интересно сравнить взгляды наших французских респондентов со взглядами американцев. Во французской культуре прошлое воспринимается гораздо масштабнее и используется в качестве контекста, в котором следует понимать настоящее. Прошлое, настоящее и будущее синхронно пересекаются таким образом, что прошлое служит источником информации для настоящего, и оба, в свою очередь, — для будущего.
Фоне Тромпенаарс однажды посетил футуристический «La Defense» в Париже. Поскольку его французский коллега задерживался, он взял брошюрку со стеллажа неподалеку от стола девушки-администратора. Брошюра была посвящена достижениям компании в 80-е годы девятнадцатого века. Он с интересом прочел ее, а затем, поскольку коллега всё еще не появился, попросил девушку дать ему свежее издание брошюры, повествующее о ее компании. Она вручила Тромпенаарсу экземпляр брошюры, которую он только что прочел, и сказала, что ее напечатали лишь два месяца назад, так что ничего свежее и быть не может. Свои будущие возможности данная компания, очевидно, связывала с успехами, которые остались в прошлом.
L.
Глава 9. Как мы распоряжаемся временем______________________ 269
Человеческие взаимоотношенияи ориентация во времени
Различия во временной ориентации находят отражение как в межличностных отношениях внутри организации, так и между корпорацией и ее партнерами. Любые претендующие на прочность отношения между людьми имеют прошлое, настоящее и будущее, воспринимаемые нами посредством эмоциональных переживаний, воспоминаний и воображения. Как правило, качество отношений определяет их продолжительность во времени. Качественные отношения приносят взаимное удовлетворение, простирающееся во времени как далеко назад, так и далеко вперед. Культуры, «синхронные» в своем подходе ко времени, более ориентированы на местоимение «мы» (коллективистский подход), нежели «я», и обычно проявляют скорее парти-куляристский, нежели универсалистский подход в оценке людей, имеющих высокий статус в обществе.
Культуры, предпочитающие воспринимать время как поток событий, склонны более прагматично смотреть на человеческие отношения. Разделение между периодами времени служит также разделением между причиной и следствием, так что более высокая оплата труда — это средство к повышению производительности и объему продаж. Покупка, сделанная клиентом, является причиной того, что я получу премию. Отношения строят не ради них самих, а ради выгоды, которую каждая из сторон в итоге приобретет, или ради прибыли — в случае деловой орга-
низации. Будущее кажется многообещающим, потому что настоящее есть средство к его достижению. Ближайшее будущее таит в себе результаты. Награду принято откладывать на потом, потому что со временем она лишь возрастает.
Являются ли отношения в бизнесе, не опосредованные расчетом на будущую выгоду, менее эффективными? Интересный вопрос. Принимая во внимание всю сложность современного бизнеса и растущие объемы информации, которые подлежат обмену, надежные «синхронизированные» отношения, в которых прошлое, настоящее и будущее переплетены в процессе совместной эволюции, становятся все более эффективными в сфере менеджмента. Бесспорно, мнение о том, что «синхронные» культуры являются во многом примитивными, поскольку не придерживаются слишком строгих правил, по-прежнему широко распространено. Последовательные культуры, в которых людские ресурсы считаются таким же средством производства, как станки, оборудование или деньги, более склонны ориентироваться на отношения «мы — они» или, как у Мартина Бубера, «я — оно».