Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Последовательно и синхронно организованная деятельность



Мы видели, что по крайней мере две идеи мож­но вполне определенно выделить из концепции времени. Время можно воспринимать как ряд последовательных событий, пролетающих мимо нас за равные промежутки времени. Его можно также представить как нечто циклическое и повторяющееся, включающее в себя прошлое, настоящее и будущее, которые объединены об­щими сезонами и ритмами. Одной крайностью является человек, который воспринимает вре­мя в виде пунктирной линии с равными интер­валами между штрихами. События упорядоче­ны относительно друг друга согласно количе­ству интервалов до и после момента их возник­новения. Все имеет свое время и место с точки зрения последовательного мышления. Любое


Глава 9. Как мы распоряжаемся временем______________________ 253

изменение в этой последовательности вносит сумятицу в мировоззрение «линейного» мысли­теля. Попробуйте влезть куда-нибудь без оче­реди в Великобритании. Вы узнаете, что защит­ников организованной последовательности бо­лее чем достаточно. Каждый должен ждать сво­ей очереди: первым зашел — первым обслужи­ли. Это часть английских «хороших манер». Будучи в Лондоне, я увидел однажды длинную очередь на автобусной остановке, и тут пошел проливной дождь. Все, кто стоял в очереди, так и остались стоять, хотя многие не имели зонти­ков, а крыша дома была рядом, — так они боя­лись нарушить очередь. В Нидерландах будьте вы хоть королевой, но если в мясной лавке у вас номер 46, и вы попытались проникнуть к прилавку, если в это время обслуживают всего лишь номер 12-й, вам несдобровать. И неваж­но, если вам срочно надо, — очередность есть очередность.

Процесс движения из пункта А в пункт В по прямой линии, на который затрачено минимум усилий и достигнуто максимум эффекта, назы­вается производительностью. Она имеет перво­степенное значение для бизнеса в Северо-Запад­ной Европе и Северной Америке. Недостаток такого подхода заключается в том, что «пря­мая линия» не всегда является наилучшим спо­собом достижения чего-либо, при этом упуска­ется из виду эффективность совместной деятель­ности (синергии) и перекрестных связей.

Однажды в мясном магазине в Италии я ви­дел, как продавец по просьбе покупателя рас-


254_________________________ Национально-культурные различия...

крыл упаковку салями и крикнул на весь зал: «Кому еще салями?» Последовательность все еще «имеет место быть». Люди по-прежнему платят по очереди, когда нет таких, кому нуж­ны «только спички», поскольку когда потреби­тель ни у кого не отнимает времени, получая то, что ему нужно, почему бы не дать ему воз­можность заплатить раньше, чем рассчитается тот, кому нужно «каждой твари по паре»? Ме­тод позволяет обслужить большее количество людей за более короткое время.

А вот в мясном магазине в Амстердаме или Лондоне продавец поступает так: он выкрики­вает номер, разворачивает продукт, отрезает нужный кусок и заворачивает его для покупа­теля, а затем выкрикивает следующий номер. Однажды кто-то из нас решил внести предло­жение: «Отрежьте-ка и мне кусочек грамм на двести, раз уж вы все равно распаковали саля­ми». Покупатели и продавцы были шокирова­ны. Система, быть может, неэффективна, но никто не собирается позволить каким-то там умникам взять и изменить ее!

Синхронный метод предполагает, что люди берутся за несколько дел одновременно, как, например, жонглер, у которого сразу шесть шариков находятся в воздухе в любой момент времени, каждый пойман и отправлен вслед за предыдущим шариком с соблюдением точного ритма. Метод дается нелегко в тех обществах, где не привыкли к соответствующему подходу. Эдвард Т. Холл, американский антрополог, на­звал то, что мы считаем синхронным, полихрон-


Глава 9. Как мы распоряжаемся временем______________________ 255

ным,ставя при этом ударение на количестве дел, выполняемых одновременно. Существует конечная цель, а также многочисленные и, воз­можно, взаимозаменяемые цели поменьше, сту­пая по которым можно добраться до большей цели. Бывает, что человек «срезает» путь, об­ходя, где возможно, сразу несколько целей.

В отличие от такого подхода, «последователь­ный» человек придерживается «критически важного пути», спланированного заранее; и у него есть график, согласно которому выполня­ется каждая стадия работы. Такие люди тер­петь не могут, когда непредвиденные обстоя­тельства заставляют их нарушить график или изменить повестку дня. В своей книге «Беззвуч­ный язык» Холл рассказывает, что японские подрядчики очень часто высказывают свои де­ловые предложения после того, как американ­ские партнеры подтверждают обратный рейс из Токио. Чтобы не рисковать своим графиком, американцы нередко соглашаются на любые требования японцев.

Синхронный, или полихронный, стиль пове­дения для многих непривычен. Дело было в Ар­гентине. Голландец Фоне Тронпенаарс однаж­ды покупал авиабилет у женщины-кассира. Она, пока выписывала билет (при этом без единой ошибки!), беседовала с подругой по телефону и восторгалась ее ребенком. Люди, которые при­выкли делать несколько дел одновременно, со­вершенно не желая этого, могут обидеть тех, кто привык браться за следующее дело лишь после того, как завершит предыдущее.


]

258_________________________ Национально-культурные различия... I

лает ли он видеть ее сегодня вечером? Если нет, она спланирует вечер иначе. Француз обидел­ся. Распорядок дня не должен мешать им реа­лизовать спонтанные желания в отношении друг друга.

Когда вы встречаете людей, занимающих вы­сокое положение на какой-либо иерархической лестнице, также следует уделять им время (см. рассуждения на тему статуса по достижению и статуса по аскрипции в главе 8).

В силу подобных причин соблюдение услов­ленного времени в «синхронных» культурах может быть приблизительным. Диапазон мак­симально допустимого опоздания широк: от 15 минут в Латинской Америке до нескольких часов, а то и целого дня — на Ближнем Востоке и в Африке. Учитывая то обстоятельство, что большинство людей, договаривающихся о встре­че, параллельно занимаются другими делами, ожидание другого человека зачастую не явля­ется тратой времени, а опоздание даже может принести пользу, если за время ожидания уда­ется сделать массу незапланированных дел.

Даже на приготовлении пищи сказывается подход ко времени. В «последовательных» пун­ктуальных обществах готовят обычно нужное количество порций, и к тому же так, что вся приготовленная еда рискует испортиться или остыть, если гости не придут вовремя. В «синх­ронных» культурах еду готовят с запасом на тот случай, если кто-нибудь придет нежданно, и обычно эта пища долго не портится или мо­жет быть съедена в холодном виде.


Глава 9. Как мы распоряжаемся временем______________________ 259

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.