Общества, занимающиеся деловой деятельностью, выработали два основных типа ориентации в отношении природы. Они либо считают, что в состоянии и должны управлятьприродой, распоряжаясь ее ресурсами по своему усмотрению, как в библейском изречении «народишь многих и населишь землю», либо считают, что человек является частью природы и поэтому обязан подчинятьсяее законам и силе. Мы назовем этот тип направленной вовнутрьориентацией. Такая культура смотрит на многое как на механизмы у себя на службе, иными словами, воспринимает организацию как машину, подчиняющуюся воле ее операторов. Второй тип ориентации — направленная вовне— предполагает считать организацию продуктом природы; ее развитие происходит благодаря ресурсам природы и благоприятному экологическому балансу.
Американский психолог Дж. Б. Роттер в 1960-е годы разработал шкалу, предназначенную для того, чтобы определять, имеется ли у людей
J
Глава 10. Как мы относимся к природе__________________________ 291
внутренний локус контроля*,характерный для преуспевающих американцев, или же внешний локус контроля,характерный для относительно малоуспешных американцев, обстоятельства жизни которых сложились не в их пользу и они оказались позади своих соперников. Вопросы, которые он разработал, мы использовали, чтобы оценить отношение 30 000респондентов-менеджеров к природе. Полученные ответы свидетельствуют о том, что есть некоторые весьма значительные различия между странами и географическими регионами. Рассматриваемые вопросы имеют вид альтернативных пар — менеджеров просили выбрать утверждение, которое, на их взгляд, наиболее точно отражает реальность. Вот первая из таких пар:
A. Стоит попытаться взять под контроль природ ные силы, например погоду.
B. Природа должна следовать своим путем раз вития, а нам остается принимать все как есть и делать в этих условиях то, что от нас зависит.
На рис. 10.1 представлены процентные доли респондентов, которые выбрали вариант А. Это менеджеры с внутренней ориентацией. Ни одна страна не придерживается воинствующего взгляда в отношении природы в тотальном масшта-
* Локус контроля (от лат. locus — место и controle — проверка) — теоретическое понятие модели личности по Дж. Роттеру. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством.
бе — наивысший результат составляет 68 процентов, однако мы наблюдаем значительные вариации от страны к стране, и, опять-таки, нет значительной разницы между континентами. Всего 19 процентов японцев, 22 процента китайцев, 21 процент шведов и несколько больше британцев (36 процентов) считают, что имеет смысл попытаться взять под контроль погоду. Англичане, немцы и американцы находятся выше среднего уровня в пределах всего диапазона, однако и они не показали высоких результатов. Если же предложить респондентам альтернативы, касающиеся лично их, то мы получаем иную картину. На рис. 10.2 представлены процентные доли респондентов, которые предпочли вариант А, когда их попросили выбрать между следующей парой утверждений:
A. То, что случается со мной, — это моя соб ственная заслуга.
B. Иногда я чувствую, что недостаточно контро лирую свою жизнь.
На основе полученных ответов можно сделать вывод, что многие страны имеют внутреннюю ориентацию. Например, в США 82 процента менеджеров полагают, что в состоянии контролировать собственную судьбу; так же считают 76 процентов французов. Большинство европейских стран показали в этом отношении высокий результат, за исключением России, на которую, вероятно, повлияли годы коммунистического правления. Китайцы на сей раз также
продемонстрировали более низкий результат, чем японцы, хотя в Японии и Сингапуре менеджеры гораздо в меньшей степени верят в возможность контроля над собственной жизнью, чем в Северной Америке и Европе.
Контроль и успех
Крайности возможных взаимоотношений между человеком и природой лучше всего описать, сравнив для примера древних греков и современных американцев. Для греков миром правили природные, олицетворяемые богами силы: красота (Афродита), истина (Аполлон), справедливость (Афина), страсть (Дионис). Эти силы боролись друг с другом за человека, и зачастую конфликты между ними приносили человеку смерть. Высшая благодетель состояла в том, чтобы достигнуть гармонии, равновесия между природными силами. Герои, т. е. те, кто хотел взять под контроль свою жизнь, как, например, Эдип или Ясон, часто сражались с собственной судьбой. С другой стороны, общество эпохи постиндустриальной революции сделало героями предпринимателей, чья борьба за покорение природы вовсе не имеет трагического конца. Это самый что ни на есть «американский» взгляд на вещи, сложившийся на опыте открытия гигантского континента с малочисленным коренным населением и превращения пустыни в оазис прогресса. Успех отождествляют с контролем над внешними обстоятельствами.
Вместе с тем внутренний л оку с контроля, как и внешний, необязательно определяют успех
или его отсутствие в других странах, кроме США. Существуют экономически эффективные способы адаптации к внешним обстоятельствам. Выработка направления развития в зависимости от спроса, рыночных реалий или новых технологий может принести гораздо больше выгоды, чем противоположный подход, когда руководствуются собственными преференциями. Очевидные для американцев преимущества внутренних факторов развития могут быть вовсе неочевидными для менеджеров из Японии или Сингапура и, по крайней мере, не столь уж очевидными для бизнесменов из Италии, Швеции или даже Нидерландов. Внешние факторы развития необязательно означают Бога или судьбу; ими могут быть научно-технический прорыв, приближающийся экологический кризис или партнер по бизнесу. В идеале следует стремиться к тому, чтобы как можно лучше приспособиться к внешним обстоятельствам.
В изначальной американской концепции внутренних и внешних источников контроля одно из ее логических следствий заключается в том, • что человек, направляемый внешними силами, склонен объяснять ими свои неудачи, нежели пытаться применить нечто новое. Другие нации не считают слабостью человека признание им силы внешних обстоятельств.
Когда человек ориентируется на внешние факторы, точка отсчета находится вне его. Хорошим примером является история возникновения плейера «Sony Walkman» (см. главу 1). Акио Морита, один из руководителей «Sony», в ин-
Глава 10. Как мы относимся к природе_________________________ 297
тервью в 1982 года сказал, что идея переносного плейера пришла ему в голову, когда он раздумывал над тем, как можно слушать музыку, не мешая окружающим. Это резко отличается от цели, с какой используют портативный плейер в Северо-Западной Европе и Северной Америке — попросту большинство пользователей плейера не желают, чтобы окружающие мешали им наслаждаться музыкой.
Данная преобладающая ориентация на внутренние факторы в Северной Америке и Северо-Западной Европе сможет помочь в понимании того, почему в нашей стране столько внимания уделяется обучению таким понятиям, как «ориентация на клиента» и «изучение среды, в которой осуществляется бизнес». Для стран, где внешние факторы важнее, например Японии и Сингапура, все это настолько естественно, что этому просто не нужно никого учить. Также следует заметить, что рассматриваемая внешняя направленность вовсе не исключает соперничество или соревнование, но способна придать им форму и стиль. Если вас направляет клиент (или сила противника, как в индо (вид японской борьбы) и дзюдо), это не недостаток собственной способности перехватить инициативу (или поразить соперника), а способ использовать силу другого человека в комбинации с собственной и таким образом обеспечить эффективность и гармонию (уа). Частица «до» в словах «дзюдо», «индо», «кендо» и «бушидо» означает «путемчего-либо». Вы исследуете пути меча (в кендо) или умения воина (в бушидо) — соответствующих приемов
самодисциплины, пока они не станут частью вашей натуры. В результате вы станете сильнее соперника. Вы, как серфингист, должны чувствовать волну и держать равновесие, и тогда там, где другие падают, вы не упадете.
В отличие от многих восточных видов спорта» где силу противника вы используете себе на пользу, в западном мире спорт, например американский футбол или бейсбол, представляет собой игру с нулевой суммой, столкновение противоположностей, соперничество некоторого количества людей, движимых внутренней волей, разборка «один-на-один», что-то вроде «если вы не можете победить их, станьте их союзником». Даже переговоры «выигрывают» или «проигрывают» в зависимости от того, по скольким пунктам из запланированных удалось добиться успеха, в то время как компромисс принято считать вынужденной уступкой, а не достижением. Расхожее мнение жителей Запада, что азиаты, дескать, «воруют наши идеи» также происходит от собственнического понятия о том, что идеи рождаются внутринас и поэтому являются исконно нашими. Азиаты во многом смотрят на западные технологии как на органическую часть своей рабочей или бытовой среды, наподобие плода на дереве, который умные люди срывают и делают частью себя, то бишь употребляют в пищу. Более того, такие концепции, как «кайзен» (совершенствование), имеют очень высокий культурный престиж. Взять что-либо из внешней среды, а затем усовершенствовать или улучшить для собственных
Глава 10. Как мы относимся к природе_________________________ 299
нужд — это не копирование, а высшее искусство адаптации, умение поднять собственный характер на новую высоту, меряясь силами с внешними факторами. Например, японцы после поражения во Второй мировой войне, капитуляции и оккупации страны войсками США показали себя мастерами адаптации к внешним обстоятельствам и достигли экономического процветания. Как они сами любят говорить, «кризис открывает возможности».