Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Управлять природой или дать ей возможность существовать самостоятельно



Общества, занимающиеся деловой деятельнос­тью, выработали два основных типа ориентации в отношении природы. Они либо считают, что в состоянии и должны управлятьприродой, рас­поряжаясь ее ресурсами по своему усмотрению, как в библейском изречении «народишь многих и населишь землю», либо считают, что человек является частью природы и поэтому обязан под­чинятьсяее законам и силе. Мы назовем этот тип направленной вовнутрьориентацией. Такая культура смотрит на многое как на механизмы у себя на службе, иными словами, воспринима­ет организацию как машину, подчиняющуюся воле ее операторов. Второй тип ориентации — направленная вовне— предполагает считать организацию продуктом природы; ее развитие происходит благодаря ресурсам природы и бла­гоприятному экологическому балансу.

Американский психолог Дж. Б. Роттер в 1960-е годы разработал шкалу, предназначенную для того, чтобы определять, имеется ли у людей

J


Глава 10. Как мы относимся к природе__________________________ 291

внутренний локус контроля*,характерный для преуспевающих американцев, или же внешний локус контроля,характерный для относитель­но малоуспешных американцев, обстоятельства жизни которых сложились не в их пользу и они оказались позади своих соперников. Вопросы, которые он разработал, мы использовали, что­бы оценить отношение 30 000респондентов-ме­неджеров к природе. Полученные ответы сви­детельствуют о том, что есть некоторые весьма значительные различия между странами и гео­графическими регионами. Рассматриваемые вопросы имеют вид альтернативных пар — ме­неджеров просили выбрать утверждение, ко­торое, на их взгляд, наиболее точно отражает реальность. Вот первая из таких пар:

A. Стоит попытаться взять под контроль природ­
ные силы, например погоду.

B. Природа должна следовать своим путем раз­
вития, а нам остается принимать все как есть
и делать в этих условиях то, что от нас зависит.

На рис. 10.1 представлены процентные доли респондентов, которые выбрали вариант А. Это менеджеры с внутренней ориентацией. Ни одна страна не придерживается воинствующего взгля­да в отношении природы в тотальном масшта-

* Локус контроля (от лат. locus — место и controle — провер­ка) — теоретическое понятие модели личности по Дж. Роттеру. Представляет собой склонность человека приписывать ответствен­ность за происходящие в жизни события и результаты своей дея­тельности внешним силам (экстернальный, внешний локус конт­роля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Формируясь в процессе социализа­ции, становится устойчивым личностным качеством.


292_________________________ Национально-культурные различия...

бе — наивысший результат составляет 68 про­центов, однако мы наблюдаем значительные ва­риации от страны к стране, и, опять-таки, нет значительной разницы между континентами. Всего 19 процентов японцев, 22 процента китай­цев, 21 процент шведов и несколько больше бри­танцев (36 процентов) считают, что имеет смысл попытаться взять под контроль погоду. Англи­чане, немцы и американцы находятся выше сред­него уровня в пределах всего диапазона, однако и они не показали высоких результатов. Если же предложить респондентам альтернативы, ка­сающиеся лично их, то мы получаем иную кар­тину. На рис. 10.2 представлены процентные доли респондентов, которые предпочли вариант А, когда их попросили выбрать между следую­щей парой утверждений:

A. То, что случается со мной, — это моя соб­
ственная заслуга.

B. Иногда я чувствую, что недостаточно контро­
лирую свою жизнь.

На основе полученных ответов можно сделать вывод, что многие страны имеют внутреннюю ориентацию. Например, в США 82 процента менеджеров полагают, что в состоянии контро­лировать собственную судьбу; так же считают 76 процентов французов. Большинство европей­ских стран показали в этом отношении высо­кий результат, за исключением России, на ко­торую, вероятно, повлияли годы коммунисти­ческого правления. Китайцы на сей раз также


Глава 10. Как мы относимся к природе


294_________________________ Национально-культурные различия...

продемонстрировали более низкий результат, чем японцы, хотя в Японии и Сингапуре ме­неджеры гораздо в меньшей степени верят в возможность контроля над собственной жизнью, чем в Северной Америке и Европе.

Контроль и успех

Крайности возможных взаимоотношений меж­ду человеком и природой лучше всего описать, сравнив для примера древних греков и совре­менных американцев. Для греков миром пра­вили природные, олицетворяемые богами силы: красота (Афродита), истина (Аполлон), справед­ливость (Афина), страсть (Дионис). Эти силы боролись друг с другом за человека, и зачастую конфликты между ними приносили человеку смерть. Высшая благодетель состояла в том, чтобы достигнуть гармонии, равновесия между природными силами. Герои, т. е. те, кто хотел взять под контроль свою жизнь, как, например, Эдип или Ясон, часто сражались с собственной судьбой. С другой стороны, общество эпохи пост­индустриальной революции сделало героями предпринимателей, чья борьба за покорение природы вовсе не имеет трагического конца. Это самый что ни на есть «американский» взгляд на вещи, сложившийся на опыте открытия ги­гантского континента с малочисленным корен­ным населением и превращения пустыни в оазис прогресса. Успех отождествляют с контролем над внешними обстоятельствами.

Вместе с тем внутренний л оку с контроля, как и внешний, необязательно определяют успех


Глава 10. Как мы относимся к природе



 



 


296_________________________ Национально-культурные различия...

или его отсутствие в других странах, кроме США. Существуют экономически эффективные способы адаптации к внешним обстоятельствам. Выработка направления развития в зависимос­ти от спроса, рыночных реалий или новых тех­нологий может принести гораздо больше выго­ды, чем противоположный подход, когда руко­водствуются собственными преференциями. Очевидные для американцев преимущества внутренних факторов развития могут быть во­все неочевидными для менеджеров из Японии или Сингапура и, по крайней мере, не столь уж очевидными для бизнесменов из Италии, Шве­ции или даже Нидерландов. Внешние факторы развития необязательно означают Бога или судь­бу; ими могут быть научно-технический про­рыв, приближающийся экологический кризис или партнер по бизнесу. В идеале следует стре­миться к тому, чтобы как можно лучше при­способиться к внешним обстоятельствам.

В изначальной американской концепции внут­ренних и внешних источников контроля одно из ее логических следствий заключается в том, • что человек, направляемый внешними силами, склонен объяснять ими свои неудачи, нежели пытаться применить нечто новое. Другие нации не считают слабостью человека признание им силы внешних обстоятельств.

Когда человек ориентируется на внешние фак­торы, точка отсчета находится вне его. Хоро­шим примером является история возникнове­ния плейера «Sony Walkman» (см. главу 1). Акио Морита, один из руководителей «Sony», в ин-


Глава 10. Как мы относимся к природе_________________________ 297

тервью в 1982 года сказал, что идея переносно­го плейера пришла ему в голову, когда он раз­думывал над тем, как можно слушать музыку, не мешая окружающим. Это резко отличается от цели, с какой используют портативный плей­ер в Северо-Западной Европе и Северной Аме­рике — попросту большинство пользователей плейера не желают, чтобы окружающие меша­ли им наслаждаться музыкой.

Данная преобладающая ориентация на внут­ренние факторы в Северной Америке и Северо-Западной Европе сможет помочь в понимании того, почему в нашей стране столько внимания уделяется обучению таким понятиям, как «ори­ентация на клиента» и «изучение среды, в кото­рой осуществляется бизнес». Для стран, где вне­шние факторы важнее, например Японии и Син­гапура, все это настолько естественно, что этому просто не нужно никого учить. Также следует заметить, что рассматриваемая внешняя направ­ленность вовсе не исключает соперничество или соревнование, но способна придать им форму и стиль. Если вас направляет клиент (или сила противника, как в индо (вид японской борьбы) и дзюдо), это не недостаток собственной способно­сти перехватить инициативу (или поразить со­перника), а способ использовать силу другого человека в комбинации с собственной и таким образом обеспечить эффективность и гармо­нию (уа). Частица «до» в словах «дзюдо», «индо», «кендо» и «бушидо» означает «путемчего-либо». Вы исследуете пути меча (в кендо) или умения воина (в бушидо) — соответствующих приемов


298_________________________ Национально-культурные различия...

самодисциплины, пока они не станут частью вашей натуры. В результате вы станете сильнее соперника. Вы, как серфингист, должны чувство­вать волну и держать равновесие, и тогда там, где другие падают, вы не упадете.

В отличие от многих восточных видов спорта» где силу противника вы используете себе на пользу, в западном мире спорт, например аме­риканский футбол или бейсбол, представляет собой игру с нулевой суммой, столкновение про­тивоположностей, соперничество некоторого количества людей, движимых внутренней во­лей, разборка «один-на-один», что-то вроде «если вы не можете победить их, станьте их союзником». Даже переговоры «выигрывают» или «проигрывают» в зависимости от того, по скольким пунктам из запланированных удалось добиться успеха, в то время как компромисс принято считать вынужденной уступкой, а не достижением. Расхожее мнение жителей Запа­да, что азиаты, дескать, «воруют наши идеи» также происходит от собственнического поня­тия о том, что идеи рождаются внутринас и поэтому являются исконно нашими. Азиаты во многом смотрят на западные технологии как на органическую часть своей рабочей или бытовой среды, наподобие плода на дереве, который ум­ные люди срывают и делают частью себя, то бишь употребляют в пищу. Более того, такие концепции, как «кайзен» (совершенствование), имеют очень высокий культурный престиж. Взять что-либо из внешней среды, а затем усо­вершенствовать или улучшить для собственных


Глава 10. Как мы относимся к природе_________________________ 299

нужд — это не копирование, а высшее искусст­во адаптации, умение поднять собственный ха­рактер на новую высоту, меряясь силами с вне­шними факторами. Например, японцы после поражения во Второй мировой войне, капиту­ляции и оккупации страны войсками США по­казали себя мастерами адаптации к внешним обстоятельствам и достигли экономического про­цветания. Как они сами любят говорить, «кри­зис открывает возможности».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.