* гр. 2,3,4,5 табл. 29 определяется путем деления объемов производства молока в таблице 28 гр. 2,3,4,5 на удой от 1 коровы, соответственно, фактический и прогнозируемый.
Задание 2.5. Факторы формирования спроса на молоко и молочную продукцию.
Цель задания:проанализировать факторы, влияющие на спрос на молоко и молочную продукцию, и уровень их потребления.
Методические рекомендации:
Факторами формирования спроса на региональном молочном рынке являются: наличие населения, его размещение по районам области, численность городского и сельского населения, доходы населения и их распределение, в том числе, на продукты питания всего, и в том числе, на молоко и молочные продукты, платежеспособный спрос перерабатывающих предприятий и государства и других предприятий, использующих, например, заменитель цельного молока для выпойки молодняка животных.
Платежеспособный спрос населения можно характеризовать такими показателями, как уровень потребления молока и молочной продукции, приобретенной на рынке (в переводе на молоко) всего и на душу населения, в том числе, за счет молока собственного производства. Продукты из молока пересчитываются на молоко по соответствующим коэффициентам.
Платежеспособный спрос перерабатывающих предприятий и государства характеризуется закупаемыми ими объемами молока и молочной продукции.
Часть потребностей в молоке удовлетворяется за счет производства молока в личном подсобном хозяйстве населения. И это следует учесть при определении платежеспособного спроса населения. Товарность ЛПХ в районах, преимущественно с сельским населением, невелика. Молока из ЛПХ на переработку поступает очень мало. Нужны специальные исследования, опросы, анкетирование, чтобы выяснить ситуацию.
В целом платежеспособный спрос всех субъектов рынка можно характеризовать объемом продаж молока и молочной продукции в переводе на молоко.
Сопоставляя спрос и общее потребление молока и молочной продукции с валовым производством молока во всех категориях хозяйств, а также с предложением молока (в том числе собственного производства) можно выявить диспропорции между спросом и предложением, степень сбалансированности регионального молочного рынка в целом, степень удовлетворения потребностей за счет рынка молока, в том числе собственного производства.
Сопоставление удельного веса (доли) района в производстве и объеме продаж молока во всех категориях хозяйств с удельным весом в населении, дает определенное представление о необходимости ввоза или вывоза молока и молочной продукции.
Отметим, что выявление платежеспособного спроса населения на молоко и молочную продукцию представляется весьма сложной проблемой, требующей специальных исследований. Поэтому в целом анализ следует строить, исходя из потребления молока и молочной продукции на душу населения, в том числе по городу и селу.
Таблица 30
Исходная информация для расчета в.......-........гг.
Потребление молока и молочной продукции в переводе на молоко в домашних хозяйствах всех категорий в среднем на члена домохозяйства в год в Костромской области, кг*