Цель задания: Освоение методики расчетов, определение объема продаж и цены на молоко на основе анализа безубыточности.
Методические рекомендации.
Для конкретного предприятия, функционирующего на сельскохозяйственных рынках, чрезвычайно важно определить объем продукции для реализации и цену, по которой она будет продаваться. Ответ на этот вопрос дает анализ безубыточности.
Безубыточность- это такой объем реализации продукции, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. При этом денежная выручка покрывает условно - переменные и условно - постоянные издержки на производство продукции.
Этот объем продаж ещё называют порогом рентабельности (в натуральном выражении). Выручка, соответствующая этому объему продаж, это порог рентабельности в денежном выражении.
Анализ безубыточности основан на делении издержек на условно-постоянные и условно - переменные.
Условно- постоянные издержки не зависят от изменения объемов производства в данном периоде. Они существуют даже тогда, когда производство ещё не начато. К ним относятся: амортизация, арендная плата, проценты за кредит, страховые платежи, расходы по организации и управлению производством. В расчете на единицу продукции условно постоянные издержки с ростом объема производства уменьшаются и наоборот, возрастают, если объем производства снижается.
Условно - переменные издержки зависят от изменения объемов производства. Они, как правило, следуют за изменением объема производства. Если он увеличивается (уменьшается), общая сумма условно переменных издержек увеличивается (уменьшается). К ним относятся: сырьё, материалы, семена, корма, электроэнергия на технологические цели, вода, средства защиты животных, оплата труда и др. В расчете на единицу продукции переменные издержки (их отдельные виды), могут вести себя как прогрессивные (возрастающие), дегрессивные (уменьшающие), пропорциональные (неизменные). Например, расценка по оплате труда доярки за надоенное молоко на один центнер - величина постоянная. А общая сумма затрат на оплату труда за надоенное молоко будет возрастать с ростом надоенного молока. На 1 ц. молока расходуется 0,5 ц.к.ед. продуктивного корма, 0,5 ц.к.ед. на 1 ц. - величина постоянная. Но чем больше мы хотим получать молока, тем больше надо израсходовать кормов, и переменные издержки на корма возрастут.
Интерпретация достижения безубыточности представлена на графике (рис. 1).
С
Б А
О
Q1 Q2 Q
Рис.1. Графическая интерпретация достижения безубыточности продаж.
А точка безубыточности; ОQ1 порог рентабельности в натуральном выражении; ОБ - порог рентабельности в денежном выражении. СО - выручка при продаже объема ОQ2; СБ - запас финансовой прочности.
СБ = выручка (СО) - порог рентабельности (ОБ.)
Зная запас финансовой прочности, можно иметь представление о том, до какой степени можно снизить цену за единицу продукции, если этого потребуют условия конкуренции.
Данный график строится для одного уровня цены и условно постоянных издержек. Если меняется цена или условно - постоянные издержки, строится другой график.
Мы пока не знаем, по какой цене будем продавать продукцию. Проверим некоторые варианты цен и посмотрим, что они нам дадут.