Факторами, влияющими на формирование цены, являются:
1)уровень издержек на единицу продукции, в том числе, переменных. Уровень издержек на единицу, в свою очередь, зависит от объема производства и издержек на производство продукции; 2) качество молока и молочной продукции; 3)платежеспоеобный спрос населения, перерабатывающих предприятий и государства, платежеспособный спрос других регионов; 4) предложение на рынке молока и молочной продукции; 5)сезон года. 6) каналы сбыта; 7) тип рынка и конкуренции; 8) ценовая эластичность спроса по цене и по доходу на молоко и продукты его переработки; (Ценовая эластичность спроса - это процентное изменение спроса в ответ на процентное изменение цены)
Выбор каналов сбыта прямо связан с платежеспособным спросом различных субъектов молочного рынка, а также с местоположением хозяйства относительно основных рынков сбыта сырья и готовой продукции
В настоящее время с.-х. предприятия поставляют молоко в государственные фонды, предприятиям и организациям, продают его в счет оплаты труда своим работникам, используют в бартерных сделках, продают населению на местном рынке, через собственную торговую сеть и т.д. Каждый канал сбыта имеет свои издержки на реализацию продукции и цену. Под влиянием всех этих факторов складывается средняя цена реализации, которая во многом определяет эффективность производства и предложения молока и молочной продукции.
Цены на рынке молочного сырья дифференцируются:
1). По сортам - на молоко базисной жирности (для Костромской области - 3,6%). Выделяют молоко 1 сорта, 2 сорта, несортовое (в зависимости от кислотности, бактериальной осемененности и механической загрязненности);
2). В зависимости от сезона года (зимой - дороже, летом - дешевле, также влияет сезонность производства молока и издержек, а также имеется некоторая сезонность в спросе на молоко в свежем виде, зимой спрос - больше, летом - меньше, так как больше потребляется ягод, фруктов и овощей);
3). Кроме того, на сыропригодное молоко (особые требования к его качеству), может быть установлена надбавка к цене (как показали расчеты Перелыгиной Г.А., в пределах 20-25%).
Цены на рынке молочного сырья определяются, в основном, не только средними издержками на производство молока, а розничной ценой (ценой спроса) на конечную молочную продукцию, то есть с.-х. предприятия являются ценополучателями, и в условиях, близких к совершенной конкуренции, не могут влиять на цену молочного сырья.
Цены на рынке готовой молочной продукции (оптовые и розничные) определяются не только затратами на сырье (за минусом возвратных отходов), издержками на переработку и др., но и спросом и предложением; они могут быть весьма дифференцированными на сыр, молоко, творог, так как может быть весьма широк их ассортимент, упаковка, реклама и т.д.
В настоящее время с.-х. предприятия продают молоко большому количеству потребителей (некоторые хозяйства имеют их более 20).
Для выяснения эффективности различных каналов сбыта целесообразно сгруппировать отдельных потребителей, например, в следующие группы:
1). На гормолзавод (для переработки);
2). Продажа населению с машин;
3). Продажа в собственной торговой сети;
4). Продажа прочим потребителям.
Все эти каналы сбыта имеют различные издержки, цену и эффективность. Для решения этой задачи недостаточно только данных годовых отчетов, необходим сбор и обработка первичных данных бухгалтерской отчетности по ряду счетов, что является весьма трудоемким занятием. Такие исследования являются одной из задач маркетинговой службы.
При рассмотрении издержек на 1 ц молока, как основы цены на молоко и молочную продукцию, целесообразно проанализировать их уровень и структуру на единицу продукции не только по статьям затрат, но и в разрезе условно-переменных и условно-постоянных издержек, сопоставив уровень цены по различным каналам сбыта с уровнем условно-переменных издержек на 1ц (цена должна возмещать прежде всего условно-переменные издержки. В противном случае производство не имеет смысла).
К условно-переменным относятся издержки, которые изменяются в зависимости от объемов производства, как правило, следуя за динамикой этих объемов. К ним относятся прямые затраты на оплату труда с начислениями, корма, работы и услуги, электроэнергия на технологические цели, вода, средства защиты животных и др.
Таблица 15
Динамика и структура продаж молока по различным каналам сбыта в районе и области в _______-_______гг.