Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации. Рынок молока и молочной продукции второй по величине и своему значению после рынка



 

Рынок молока и молочной продукции второй по величине и своему значению после рынка зерна.

Можно выделить рынок молочного сырья и рынок продуктов его переработки, т.е. готовой молочной продукции на различных территориальных уровнях. Каждый из этих видов рынков имеет свою территориальную организацию, особенности сбыта, конкуренции, ценообразования и др.

Особенностями рынка молока и молочной продукции Костромскойобласти является: большой ассортимент вырабатываемой молочной продукции, дифференциация территориальной организации в производстве и переработке молока (в соответствии с природными и экономическими условиями), концентрация переработки молока в основном на районных молочных заводах при наличии довольно большого числа мелких заводов и цехов на базе отдельных с.-х. предприятий и фермерских хозяйств; производство молока осуществляется в большинстве с.-х. предприятий области, а также в личных подсобных хозяйствах населения, подсобных хозяйствах промышленных предприятий и фермерских хозяйствах; сочетание производства молока с производством другой товарной продукции ( зерна, картофеля, льна, овощей); скоропортящийся характер сырья и цельномолочной продукции, тогда как масло, сыр, сухое молоко и др. могут храниться долго в условиях холодильников и хранилищ; большой расход сырья на выработку единицы продукции в производстве масла, сыра, сухого молока и проблемы с финансированием производства этих видов продукции, т.к. она дорогая и не сразу раскупается покупателями. (А деньги за сырье надо отдавать сразу); дифференциация требований к качеству сырья при выработке масла, сыра, цельномолочной продукции и др.

На формирование молочного рынка оказывает влияние много факторов. К их числу относятся: 1)развитое производство молока и его эффективность (ими определяется предложение сырья для переработки и непосредственного потребления, во многом- цена на конечную молочную продукцию и спрос на нее); 2) численность населения в целом и в том числе, доля городского и сельского населения; 3) территориальная организация производства и переработки молока; 4) уровень развития региональных и межрегиональных перевозок молока и молочной продукции; 5) развитие дорожной сети, качество дорог, наличие и эффективность эксплуатации специализированного транспорта; 6) качество молока и выработанной из него продукции, а также ее ассортимент и упаковка, условия хранения; 7) уровень развития информационного и консультационного обслуживания, реклама; 8) система отношений субъектов молочного рынка; 9) состояние хозяйственного механизма в целом; 10) степень вмешательства государства и эффективность применяемых им методов регулирования молочного рынка, к числу которых можно отнести ценовое, кредитное и налоговое регулирование, дотации, субсидии, бюджетное финансирование, объемы госзакупок, таможенную политику.

Современное состояние рынка молока и молочной продукции в области характеризуется:

1)усилением межрайонных и межрегиональных перевозок сырья и готовой продукции; 2) на рынке готовой продукции и сырья сильна конкуренция, в том числе со стороны импортной продукции; 3) в области недостаточно развита дорожная сеть, плохое качество дорог; 4) недостаток сырья и спецтранспорта для перевозки сырья и готовой продукции; 5) низкое качество молока из-за отсутствия холодильных установок; 6) не развита консультационная и информационная службы.

Составными элементами экономического механизма ценообразования и функционирования любого рынка, в том числе и рынка молока, является спрос, предложение, цена, конкуренция. Каждый элемент рынка ( спрос, предложение, цена, конкуренция) имеют свои факторы, влияющие на его формирование. Факторы подробно рассмотрены в соответствующих заданиях.

При анализе и прогнозе платежеспособного спроса на молоко и молочную продукцию следует учитывать, что часть потребностей в ней удовлетворяется через рынок, а часть- минуя его, а также то, что имеется определенная дифференциация в потреблении аграрной продукции, в том числе молока, городского и сельского населения, а также различия в потреблении по сегментам рынка ( группы населения с различным уровнем душевого дохода).

Различают четыре вида платежеспособного спроса:

1) населения, или личный индивидуальный

2) производителей (производственный)

3) государства

4) других регионов

Население предъявляет платежеспособный спрос на молоко и продукты его промышленной переработки ( цельное молоко, кефир, творог, сметану, масло сыр

и др.).

Производственный спрос предъявляется на ,молоко и ЗЦМ для выпойки

телят; сырье - пищевой и перерабатывающей молочной промышленностью.

Спрос государства проявляется при закупках молочной продукции для обеспечения спецпотребителей (военнослужащих, медицинских, оздоровительных, исправительных учреждений и др.) и создания государственных ресурсов стратегического значения. Они также предназначены для преодоления частичных диспропорций между спросом и предложением на молочную продукцию

Спрос других регионов проявляется при вывозе молока и молочной продукции в другие регионы.

Необходимо отметить, что в отличие от производства зерна, большую долю в производстве молока занимают личные подсобные хозяйства населения, большинство из которых находится в сельской местности и служат для удовлетворения потребностей в молоке сельского населения, товарность же этих хозяйств незначительна; значительная часть молока потребляется без его переработки в промышленности; существует значительная дифференциация в потреблении молока и молочной продукции в городе и селе.

Для анализа рынка молока и молочной продукции чрезвычайно сложно собрать первичную информацию о спросе и предложении молока и продуктов его переработки. Поэтому чаще всего используется вторичная информация о производстве и потреблении молока, которая как бы косвенно дает представление о спросе и предложении молока и молочной продукции, хотя между спросом и потреблением нельзя ставить знак равенства, также, как и между производством и предложением.

При анализе рынков аграрной продукции, в том числе молочного, широко используется балансовый, статистико-экономический, монографический методы, методы маркетингового исследования рынка.

При анализе и оценке уровня развития рынка можно использовать такие показатели, как производство и потребление молока и молочной продукции на душу населения, уровень самообеспечения молоком, динамика объема продаж, товарности и показателей эффективности производства молока и его переработки, (уровень использования молока для переработки, степень использования производственных мощностей, выработка продукции в стоимостном выражении на 1т. сырья и др.).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.