Рынок молока и молочной продукции второй по величине и своему значению после рынка зерна.
Можно выделить рынок молочного сырья и рынок продуктов его переработки, т.е. готовой молочной продукции на различных территориальных уровнях. Каждый из этих видов рынков имеет свою территориальную организацию, особенности сбыта, конкуренции, ценообразования и др.
Особенностями рынка молока и молочной продукции Костромскойобласти является: большой ассортимент вырабатываемой молочной продукции, дифференциация территориальной организации в производстве и переработке молока (в соответствии с природными и экономическими условиями), концентрация переработки молока в основном на районных молочных заводах при наличии довольно большого числа мелких заводов и цехов на базе отдельных с.-х. предприятий и фермерских хозяйств; производство молока осуществляется в большинстве с.-х. предприятий области, а также в личных подсобных хозяйствах населения, подсобных хозяйствах промышленных предприятий и фермерских хозяйствах; сочетание производства молока с производством другой товарной продукции ( зерна, картофеля, льна, овощей); скоропортящийся характер сырья и цельномолочной продукции, тогда как масло, сыр, сухое молоко и др. могут храниться долго в условиях холодильников и хранилищ; большой расход сырья на выработку единицы продукции в производстве масла, сыра, сухого молока и проблемы с финансированием производства этих видов продукции, т.к. она дорогая и не сразу раскупается покупателями. (А деньги за сырье надо отдавать сразу); дифференциация требований к качеству сырья при выработке масла, сыра, цельномолочной продукции и др.
На формирование молочного рынка оказывает влияние много факторов. К их числу относятся: 1)развитое производство молока и его эффективность (ими определяется предложение сырья для переработки и непосредственного потребления, во многом- цена на конечную молочную продукцию и спрос на нее); 2) численность населения в целом и в том числе, доля городского и сельского населения; 3) территориальная организация производства и переработки молока; 4) уровень развития региональных и межрегиональных перевозок молока и молочной продукции; 5) развитие дорожной сети, качество дорог, наличие и эффективность эксплуатации специализированного транспорта; 6) качество молока и выработанной из него продукции, а также ее ассортимент и упаковка, условия хранения; 7) уровень развития информационного и консультационного обслуживания, реклама; 8) система отношений субъектов молочного рынка; 9) состояние хозяйственного механизма в целом; 10) степень вмешательства государства и эффективность применяемых им методов регулирования молочного рынка, к числу которых можно отнести ценовое, кредитное и налоговое регулирование, дотации, субсидии, бюджетное финансирование, объемы госзакупок, таможенную политику.
Современное состояние рынка молока и молочной продукции в области характеризуется:
1)усилением межрайонных и межрегиональных перевозок сырья и готовой продукции; 2) на рынке готовой продукции и сырья сильна конкуренция, в том числе со стороны импортной продукции; 3) в области недостаточно развита дорожная сеть, плохое качество дорог; 4) недостаток сырья и спецтранспорта для перевозки сырья и готовой продукции; 5) низкое качество молока из-за отсутствия холодильных установок; 6) не развита консультационная и информационная службы.
Составными элементами экономического механизма ценообразования и функционирования любого рынка, в том числе и рынка молока, является спрос, предложение, цена, конкуренция. Каждый элемент рынка ( спрос, предложение, цена, конкуренция) имеют свои факторы, влияющие на его формирование. Факторы подробно рассмотрены в соответствующих заданиях.
При анализе и прогнозе платежеспособного спроса на молоко и молочную продукцию следует учитывать, что часть потребностей в ней удовлетворяется через рынок, а часть- минуя его, а также то, что имеется определенная дифференциация в потреблении аграрной продукции, в том числе молока, городского и сельского населения, а также различия в потреблении по сегментам рынка ( группы населения с различным уровнем душевого дохода).
Различают четыре вида платежеспособного спроса:
1) населения, или личный индивидуальный
2) производителей (производственный)
3) государства
4) других регионов
Население предъявляет платежеспособный спрос на молоко и продукты его промышленной переработки ( цельное молоко, кефир, творог, сметану, масло сыр
и др.).
Производственный спрос предъявляется на ,молоко и ЗЦМ для выпойки
телят; сырье - пищевой и перерабатывающей молочной промышленностью.
Спрос государства проявляется при закупках молочной продукции для обеспечения спецпотребителей (военнослужащих, медицинских, оздоровительных, исправительных учреждений и др.) и создания государственных ресурсов стратегического значения. Они также предназначены для преодоления частичных диспропорций между спросом и предложением на молочную продукцию
Спрос других регионов проявляется при вывозе молока и молочной продукции в другие регионы.
Необходимо отметить, что в отличие от производства зерна, большую долю в производстве молока занимают личные подсобные хозяйства населения, большинство из которых находится в сельской местности и служат для удовлетворения потребностей в молоке сельского населения, товарность же этих хозяйств незначительна; значительная часть молока потребляется без его переработки в промышленности; существует значительная дифференциация в потреблении молока и молочной продукции в городе и селе.
Для анализа рынка молока и молочной продукции чрезвычайно сложно собрать первичную информацию о спросе и предложении молока и продуктов его переработки. Поэтому чаще всего используется вторичная информация о производстве и потреблении молока, которая как бы косвенно дает представление о спросе и предложении молока и молочной продукции, хотя между спросом и потреблением нельзя ставить знак равенства, также, как и между производством и предложением.
При анализе рынков аграрной продукции, в том числе молочного, широко используется балансовый, статистико-экономический, монографический методы, методы маркетингового исследования рынка.
При анализе и оценке уровня развития рынка можно использовать такие показатели, как производство и потребление молока и молочной продукции на душу населения, уровень самообеспечения молоком, динамика объема продаж, товарности и показателей эффективности производства молока и его переработки, (уровень использования молока для переработки, степень использования производственных мощностей, выработка продукции в стоимостном выражении на 1т. сырья и др.).