Но этого недостаточно, если на рынке есть конкуренты. Поэтому следующий этап ценообразования - проведение анализа цен и товаров конкурентов. Это одна из самых сложных задач, так как информация о ценах на конкурентный товар по конкретным сделкам чаще всего является коммерческой тайной изготовителя.
Публикуются и объявляются лишь так называемые цены предложения, но эти цены заметно отличаются от цен реальных поставок из-за использования разнообразных скидок.
Цель изучения цен конкурентов - определить так называемую цену безразличия, то есть цену, при которой покупателю будет безразлично, чей товар покупать - ваш или конкурентов.
Для определения окончательной цены необходимо:
1 . продумать механизм корректировки цен в будущем, с учетом стадий жизни товара (на рынках готовой продукции, т. е. выработанной из молока).
2. создать собственную систему скидок для покупателей, чтобы привлечь их. В отраслях, связанных с сельским хозяйством и сезонными колебаниями спроса, используются скидки за закупку товаров до начала очередного сезона.
3. необходимо учесть меры государственного регулирования цен. Надо учесть, как эти меры могут коснуться цен на товары предприятия:
а. продукция предприятия попадает в число товаров, на производство которых изготовителям даются дотации ("+" для предприятия).
б. государственное лимитирование верхних уровней цен может привести к падению прибыли и создать угрозу разорения ("-" для предприятия).
Для корректировки цены с учетом инфляции во всем мире применяется формула:
где Ц1 и Ц2 - цена товара, соответственно, в момент фактической его поставки покупателю и в момент заключения договора о поставке.
А, Б, С доли в цене товара (в момент заключения договора о поставке), соответственно, расходов на покупку сырья и материалов, кормов и др., заработной платы и прочих расходов.
А+Б+С=1
а0 и а1 - средняя цена покупных материалов и сырья, соответственно, в момент заключения договора и фактической поставки сырья (товара).
б0 и 61 - средняя заработная плата работников, соответственно, в момент заключения договоров и фактической поставки товара.
Желательно эту формулу оговаривать в договорах о поставках, чтобы было ясно как будет учитываться инфляция. Надо указать, будет ли рынок позволять такое автоматическое повышение цены или со временем придется идти на замедленную (частичную) корректировку, чтобы не потерять покупателей.
В странах с развитой рыночной экономикой уровень минимальной цены определяется по формуле:
где Цmin - уровень минимальной цены,
С - себестоимость единицы продукции (полная),
П - доля прибыли в цене.
В условиях России для прогнозирования цены чаще применяется одна из
модификаций рентабельности, например , где Р - рентабельность; П -прибыль на единицу продукции; С - себестоимость единицы продукции (полная).
Цена = Себестоимость единицы товара + прибыль на единицу продукции
Прибыль на единицу товара
Цена
При этом важно обосновать рентабельность, исходя из целей и задач предприятия, его потребности в прибыли, уровня инвестиций, состояния рынка и другое.