Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Размеры Земли не изменились 26 страница



Колоссальные беды принесет метеорологическое оружие, которое также разрабатывается военными ведомствами ряда стран. Методы управления погодой известны уже несколько лет, и в СМИ уже неоднократно сообщалось о разгоне туч перед многолюдными меро-приятиями. Но при этом забываем об обратной стороне медали. Ведь совершенно ясно, что если научные методы позволяют разогнать атмо-сферный фронт, то они же могут и создать истинный метеорологический ад, который накроет любую нужную территорию мраком, ливнями, гра-дом и молниями с внезапностью ядерной бомбы! [202, 203]

Разрабатываются и более экзотические, утонченные виды ОМП. К обладанию психотропным оружием стремились еще Адольф Гитлер с Иосифом Сталиным. Хорошо, что это оружие они получить не успели. Использовать психическую энергию в военных целях стремятся спецслужбы и военные ведомства во всем мире, о чем подробно пишет Жак Бержье в своей новой книге «Тайная война оккультных сил». Если хотя бы один из видов описываемого оружия, например, биогенераторы, действительно реальны, то само существование человечества ока-зывается под угрозой.

Но это еще не venita! Достижения физики чреваты появлением такого жуткого ОМП, как плазменное. С помощью мощных лазеров или СВЧ-генераторов создаются управляемые сгустки плазмы, иначе – плазмоиды. Они напоминают шаровые молнии и обладают страшной разрушительной силой, позволяющей дотла выжечь огромные площади. Плазмоиды способны как защищать территории и объекты при напа-дениях самолетов и ракет, так и играть роль наступательного оружия. Однако ОМП довольно уязвимо, поскольку при поражении источников энергии оно перестает действовать.

Гораздо опаснее солнечное ОМП. Смысл состоит в том, что не-сколько орбитальных спутников могут иметь в околоземном пространстве управляемые пленочные зеркала. Сфокусировав солнечные лучи на локальном земном участке, эти боевые спутники в доли секунды уничтожат любые объекты. Концентрация лучей столь велика, что они проходят даже сквозь тучи, а температура в очаге поражения может достигать 10000 градусов по Цельсию! Причем источником энергии служит само Солнце, поэтому «отключить» его будет невозможно. По разрушительной мощи солнечное ОМП превзойдет все ядерные арсеналы, накопленные на планете; там, куда придется удар боевого спутника, радиоактивного заражения не останется. Но предвидеть все последствия такого удара сегодня невозможно [203]. Так прогресс может принести ад на планету.

Атомный апокалипсис всегда теперь витает над человеком и человечеством.

В 1958 году американский бомбардировщик Б-47 во время трени-ровочных полетов над Атлантическим океаном столкнулся в воздухе с истребителем и уронил водородную бомбу весом 7600 фунтов. В течение 10 недель аквалангисты и водолазы вели поиск бомбы в неглубоких мутных водах вблизи острова Тайби, у берегов Джорджии. Обнаружить бомбу не удалось.

Последние 5 лет поиск бомбы продолжался под руководством подполковника Дерека Дьюка. Недавно в районе падения водородной бомбы обнаружилась повышенная радиация воды. В связи с новыми данными правительство направило команду из 20 ученых, чтобы еще раз попытаться установить местонахождение опасного оружия. Созданная команда исследователей уже получила у Дьюка необ-ходимые координаты и другие сведения. В задачу команды входит подтверждение или опровержение предположения о месте падения водородной бомбы. Военные считают, что никакой возможности самопроизвольного взрыва утерянной бомбы нет, так как в ней отсутст-вует капсула с плутонием. В бомбе имеется только уран и 400 фунтов обычного взрывчатого вещества [203–205].

Созидание и разрушение – две стороны прогресса! Достижения в области генной инженерии ХХІ столетия поставлены на службу созда-ния нового поколения оружия массового поражения. Исследования по созданию принципиально новых средств массового поражения прово-дятся во многих странах. Кое-что уже опробовано в деле. К примеру, еще во время войны во Вьетнаме Соединенные Штаты испытали так называемое метеорологическое оружие, вызывающее стихийные бедствия на территории противника. Американцы специальными средствами, распыляемыми в воздухе, стимулировали сильнейшие тропические ливни. Это вызывало наводнения, затруднявшие пере-мещение техники и войск.

Всерьез поговаривают о климатическом оружии, способном изменить процессы погодообразования в атмосфере Земли. В результате без самолетов и танков может быть разрушена экономика врага, искусственно вызван голод населения. Специалисты считают, что снижение всего на один градус среднегодовой температуры воздуха в области средних широт, вызовет катастрофические последствия для производства зерна. Не исключено появление и так называемого этнического оружия. Оно, как считается, способно поражать одни группы населения и быть безвредными для других. Такая избирательность диктуется пигментацией кожи, группой крови, генетической структурой и другими факторами человеческих организмов. По расчетам аме-риканского медика Хамершлага, этническим оружием можно поразить до трети населения страны, на которую осуществляется нападение [204, 205].

Весь технотронный процесс данной цивилизации – основа для смертоносного совершенствования орудий уничтожения. Так называе-мая netcentric warfare – «сетевая война» бегает в детских штанишках, однако Пентагон усиленно работает над информ-технологиями, кото-рые должны совершить «революцию» в ведении войны.

Речь идет о создании смертельного, всевоспринимающего и быстрореагирующего комплекса войск, боевых машин и систем оружия, спутников, роботов и всевозможных сенсоров. Но до последнего времени отсутствовала необходимая для этого информационно-технологичес-кая сеть, объединяющая все уровни вооруженных сил по вертикали и системы оружия по горизонтали. Несколько лет назад научно-исследо-вательское управление министерства обороны Darpa приступило к разработке небезызвестного проекта Total Information Awareness, одна-ко он предназначался для выявления террористов и вскоре был пре-кращен. Это был еще один шаг на пути к реализации давней мечты Пентагона – создать для вооруженных сил собственный Интернет, благодаря которому появилась бы возможность отслеживать театр военных действий, направлять системы оружия и руководить войска-ми [205].

В конце 2004 года наметился существенный прогресс. В рамках реализуемого с 2002 года проекта Global Information Grid (GIG) достиг-нуты практические результаты. В единую информационно-техноло-гическую систему объединены 100 командных пунктов, войсковых соединений и частей США по всему земному шару. Идет разработка собственной сети на основе стекловолоконной широкополосной оптики. Стоимость проекта составляет 800 млн. долларов, а отдельные заказы выполняют фирмы Sprint, Sycamore Networks, Juniper Networks, Cisco Systems, Qwest Communications International и Ciena Corporation. В кон-це 2004 года подключились десять командных пунктов и частей, а полностью сеть должна войти в строй в 2005 году. Она имеет условное название GIG-BE и представляет собой инфраструктуру для самосто-ятельного Интернета, к которому на основе единых стандартов под-ключаются и разведслужбы [205].

Подключение и эксплуатация одного только узла обходится при-мерно в 50 млн. долларов ежегодно. Отбор объектов для подключения упирается только в бюджет, поэтому в США ведутся разговоры о fiber divide – «волоконно-оптической пропасти» между хорошо и плохо оснащенными гарнизонами. Но ситуация, как оценивает перспективы ответственное за GIG Агентство по безопасности военной информации, коренным образом изменится через несколько лет, когда пропускная способность линий достигнет 160 гигабит в секунду. В ближайшие пять лет, Пентагон намерен вложить в разработку военного Интернета 24 млрд. долларов, в то время как стоимость необходимого для net centric warfare оборудования и программного обеспечения составляет как минимум 200 млрд. долларов. Речь идет не только о технике. Советник Пентагона по информационно-техническим вопросам Винт Герф предостерегает от чрезмерного оптимизма: «Я хочу быть уверенным, что мы реализуем видения, а не галлюцинации. А то получится, как со звездными войнами, когда политики сказали, что надо создать эту систему. В тоже время техника отставала. Я не утверждаю, что эта амбициозная цель неверна. Но ее нужно привести в соответствие с физикой и реальностью» [205].

За последние 5000 лет весь технический прогресс продуцировался в военное дело, в военную технику, в уничтожение человека человеком. По некоторым данным за истекшие тысячелетия, как следствие прог-ресса техники, погибло от 5 до 6 миллиардов людей. Теперь может погиб-нуть человечество!

20 апреля 2004 года 41-летний житель американского штата Техас Эрик Скотт с помощью своего ракетного ранца «Рокетбелт» взмыл в небо на высоту в пятьдесят один метр, установив тем самым новый мировой рекорд. Весь полет занял всего 26 секунд, но и за это время «человек-ракета» успел сделать в воздухе несколько пируэтов. «Трудно описать чувство, когда отрываешься от земли. Это как мечта, которая наконец-то сбылась», – заявил Скотт.

Индивидуальные ракетные (или реактивные) ранцы, сходные с тем, который применил в своем рекордном полете Эрик Скотт, именуют по-разному: «Смолл Рокет Лифт Двайс» (маленький ракетный лифт), «Белл Рокет Белт» (ракетный пояс Белла), «Персонал Джетпак» (персональный реактивный ранец), «Рокет Бэкпак» (ракетный рюкзак), «Джет Пак» (реактивный ранец), «Джет Файинг Белт» (реактивный летающий пояс)… Каждый создатель стремится дать им собственное, отличное от других название, хотя все используют одинаковые принципы их действия. Да и конструктивно они похожи друг на друга, различаясь лишь в мелочах.

Мысль о возможности полета человека при помощи автономной реактивной системы, закрепленной на поясе или за плечами, появилась в конце 20-х годов, когда начались активные эксперименты с ракетной техникой. Тогда регулярно появлялись сообщения не только о разработке все новых и новых ракет, но и о ракетных самолетах, ракетных автомо-билях, о ракетных санях и даже о ракетных велосипедах. Тогда же стала обсуждаться возможность полета с помощью индивидуального ракет-ного устройства. Правда, в то время реализовать замысел никто не решился, а реактивными ранцами пользовались лишь герои фантас-тических комиксов и книг.

Первое упоминание о «человеке-ракете» относится к августу 1928 года, когда в американском журнале «Удивительные истории» был опубликован первый рассказ о Баке Роджерсе «Армагеддон-2419». Герой этого произведения заснул и проснулся в XXV веке. По мнению автора Филиппа Френсиса Нолана, в то время земляне должны были активно пользоваться индивидуальными средствами передвижения. Повесть имела оглушительный успех. Как результат, появилось несколько продолжений рассказа, комиксы, фильмы, рекламный образ. Скоро «Бак Роджерс» стал именем нарицательным в подростковой фан-тастической литературе США. Его приключения были столь популярны, что трудно было найти мальчишку, у которого на книжной полке не стояли бы журналы с описанием все новых и новых подвигов этого фантасти-ческого героя. Один из первых испытателей ракетных ранцев амери-канец Гарольд Грэм вспоминал впоследствии, что и его детство прошло под знаком «человека-ракеты» [206].

Установить, кто первым занялся вопросом воплощения в реаль-ность этой фантастической идеи, весьма сложно. По некоторым данным, немцы «грешили» этим еще в 30-х годах. Утверждается, что существует некий документальный фильм, где зафиксирован первый опыт исполь-зования ракетного ранца с достаточно жестким приземлением. Хотя не исключено, что это постановка.

Также утверждается, что в годы Второй мировой войны в Германии была создана эксплуатационная модель, стоявшая на вооружении диверсантов Отто Скорцени. В литературе она упоминается как «пуль-сирующая труба Шмидта» (Schmidt pulse tube). Ну и совсем фан-тастические слухи той поры, что ракетные ранцы применялись при тренировках членов мифического «отряда космонавтов Скорцени».

Доподлинно неизвестно, вели немцы какие-либо работы в этом направлении или это только слухи, как и дисколеты, машина времени и прочие фантастические штучки. Хотя этот вопрос требует дальнейшего изучения, как и многие другие тайны Третьего рейха.

В послевоенные годы «люди-ракеты» по-прежнему заполняли собой киноэкраны. Наиболее известный фильм той поры «Человек-ракета», героем которого стал непобедимый Командо Коди. Сейчас все спецэф-фекты, применявшиеся тогда на съемках, кажутся примитивными, и все нестыковки, подобные тросикам, на которых летает герой, видны нево-оруженным глазом. Но в свое время они восхищали многих зрителей [206].

«Отцом» ракетных ранцев считается Томас Мур, который в конце 40-х годов сформулировал концепцию нового средства передвижения и предложил первый проект реактивного ранца. Только не надо путать Томаса Мура с другим Муром – Уинделлом Муром, работавшим в арсенале «Редстоун» и входившим в «команду Вернера фон Брауна», а впоследствии создавшим первую эксплуатационную модель ин-дивидуального транспортного средства с использованием реактивной тяги.

Томас Мур окрестил свое изобретение «Джет Вест». Армия США выделила ему 25 тысяч долларов на работы. Этих денег хватило, чтобы создать макет ракетного пояса, экспериментировать на стендах и рискнуть совершить в 1952 году свой единственный испытательный полет. Но военные к тому времени уже потеряли интерес к работам Мура и от дальнейшего финансирования отказались [206].

В 50-х годах еще в двух американских компаниях заинтере-совались проблемой создания индивидуальных средств передвижения с помощью реактивной тяги. В компании «Риокол» эта разработка получила название «Проект «Грэссхоппер» («Кузнечик»). Созданная двумя инженерами компании конструкция «Джампбелт» была про-демонстрирована в 1958 году в Форт-Беннинге. Пилот сам управлял ранцем, включая и выключая двигатели с помощью ручек управления. Реактивное движение обеспечивал газообразный азот, помещенный в небольшие колбы, закрепленные в заплечном ранце. В дальнейших работах экспериментировали с пероксидом водорода. Это обеспечи-вало подъем человека над землей на высоту 7 метров и позволяло совершать управляемый полет на расстояние до 100 метров за 10 секунд или перемещаться со скоростью 45–50 километров в час на расстояние до 300 метров. Дальнейшие работы в «Тиоколе» были прекращены из-за отсутствия финансирования [206].

Приблизительно в те же годы проблемой создания реактивных ранцев стали интересоваться в компании «Белл аэросистемс». Гене-ратором идеи стал упоминавшийся выше Уинделл Мур. Участвуя в программе испытаний ракетных самолетов серии «Х» на Базе ВВС США «Эдвардс» в штате Калифорния, он вместе с другим инженером ком-пании Джимом Пауеллом приступил к исследованию этой проблемы. Очень скоро выяснилось, что все не так просто, как казалось вначале. Основной проблемой стал поиск мест человеческого тела, на которых следовало закрепить реактивные двигатели, чтобы обеспечить устой-чивый полет. Тем не менее и спустя некоторое время инженеры занялись конструированием.

В 1958 году армия США признала наконец необходимость созда-ния для своих нужд индивидуальных реактивных ранцев и объявила конкурс на такую разработку. Его выиграла калифорнийская компания «Аэроджет». Уже в следующем году инженер компании Ричард Пиплс совершил первый успешный полет с помощью устройства, названного «Аэропак». Однако дальнейшего продолжения работы в «Аэроджете» не получили, так как армейские чины переключили свое внимание на «Белл Аэросистемс», где были достигнуты большие успехи. В августе 1960 года армия предоставила финансирование в рамках программы «Смолл Рокет Лифт Двайс» [206].

Директором новой программы стал все тот же Уинделл Мур. От армии работу курировал Роберт Грэм. Ракетные двигатели, установлен-ные на ранце, получившем название «Рокетбелт», работали на кисло-роде и водороде.

Зимой 1958 года Мур впервые испытал прототип устройства на себе. Ему удалось оторваться от земли и даже сделать несколько дви-жений в воздухе, нельзя сказать, что это было впечатляющим зрелищем, но начало было положено.

К концу 1960 года «Рокетбелт» был готов, и испытания начались. На первом этапе пилот с надетым ранцем фиксировался тросом, чтобы не улететь и не пробить головой потолок, так как испытания шли в помещении. Первые 20 полетов совершил сам Мур. Были выявлены многие недостатки конструкции, которые регулярно устранялись, но появились новые. Вообще-то обычный процесс при конструировании нового и уникального аппарата. Вероятно, Мур и дальше продолжал бы свою «летную» карьеру, если бы не события 17 февраля 1961 года. В тот день испытатель в ходе очередного «рейса» потерял контроль над двигателями, совершил неожиданный кульбит в воздухе и упал на землю, сломав колено.

Дальнейшие испытательные полеты продолжил Гарольд Грэм. Впервые в воздух он поднялся 1 марта, а потом совершил еще 35 поле-тов на страховочном тросе.

А 20 апреля того же года в аэропорту Ниагара-Фоллс в штате Нью-Йорк состоялся первый самостоятельный полет. За этим историческим событием наблюдали около двух десятков человек, участвовавших в проекте. Грэм включил двигатель, поднялся в воздух на 50 сантиметров и пролетел над землей со скоростью 20 километров в час. Преодолев дистанцию в 40 метров, что всего на три метра меньше, чем во время первого полета самолета братьев Райт, он опустился на летное поле. Все испытание длилось 13 секунд.

Через 1,5 месяца, 8 июня, в Форт-Этис в штате Вирджиния по требованию армии состоялась первая публичная демонстрация устройства. К тому времени Грэм уже совершил 28 свободных полетов и приобрел большой опыт в управлении «Рокетбелт». Сотни зрителей с восхищением и страхом наблюдали за тем, как пилот пролетел над армейским грузовиком. А потом за полетом Грэма на лужайке перед зданием Пентагона в Вашингтоне смогли наблюдать около трех тысяч сотрудников военного ведомства.

Вслед за этим на компанию «Белл» посыпались заказы. Запросы частных лиц были отклонены, а вот от правительства заказов так и не последовало. Причина этого неизвестна, хотя многие специалисты не раз писали об очевидных преимуществах ракетных ранцев при проведении боевых операций в Южной Америке, Азии и Африке, чем активно в 60-х годах, да и позже, занималась американская армия. Вероятно, отказ от закупки «Рокетбелт» следует искать в сложности управления ранцем и необходимости долгого обучения солдат обращению с ним, а также краткой продолжительности полета.

В течение нескольких следующих лет компания «Белл аэро-системс» пыталась продвинуть свою разработку на рынок. Показа-тельные полеты состоялись во многих странах мира, где за ними наблю-дали более 5 миллионов человек. Наиболее эффектным стало «выс-тупление» в Форт-Брэгги в штате Северная Каролина, когда Грэм стар-товал с борта судна и опустился на землю прямо перед президентом США Джоном Кеннеди.

Всего состоялось 83 полета. Самый продолжительный из них длил-ся 21 секунду, за которые было преодолено 120 метров с максимальной скоростью 55 километров в час.

В конце 1962 года был сконструирован и изготовлен новый вариант «Рокетбелт» – тандем, который «осваивали» 37-летний Роберт Кутер, имевший к тому времени 20-летний опыт в авиации, и 19-летний выпускник средней школы Питер Кидзерски. На пару они совершили около 150 полетов. Кугер и Кидзерски посетили Германию, Аргентину, Швецию, Бразилию, Испанию и Мексику. Только с 12 по 18 февраля 1963 года в Мехико они совершали, в среднем, по четыре полета в день. В апреле того же года в Бербэнке в штате Калифорния на ежегодной молодежной ярмарке за их полетами наблюдали около 300 тысяч молодых людей.

Отвергнутый армией, ракетный ранец не потерял своей прив-лекательности для киношников и массовиков-затейников. В 1965 году его продемонстрировали в знаменитом сериале о Джеймсе Бонде, в фильме «Шаровая молния». В одном из эпизодов картины Бонд надевает ракетный ранец и говорит, что без этого устройства мужчина не может считать себя джентльменом. Регулярными были и другие выступления перед публикой.

Создатель реактивного ранца Уинделл Мур продолжал заниматься совершенствованием своего изобретения до 1969 года, когда нео-жиданно умер в возрасте 51 года. Вслед за его кончиной в «Белл аэросистемс» окончательно потеряли интерес к этой «игрушке» и в январе 1970 года уступили лицензию на продажу и производство уст-ройства, к тому времени звавшегося «Белт Джет Белт», компании «Уильяме Интернэйшнл», которая взялась за развитие «ранца» с целью увеличить продолжительность полета. Судя по отсутствию информации, эти работы особым успехом не увенчались.

С тех пор реактивный ранец стал экзотикой. Лишь изредка его используют для развлечения публики в перерывах на футбольных матчах, в рекламных шоу или для трюков в кино. Правда, его видели в 1984 году в Лос-Анджелесе на церемонии открытия XXIII Олимпийских игр.

Новый всплеск интереса к индивидуальным средствам передви-жения по воздуху с использованием реактивной тяги был в 90-х годах, когда группой американских инженеров была разработана усовер-шенствованная версия, получившая наименование «РБ 2000 Рокет Белт». Модифицированный «пояс» позволял находиться в воздухе 30 секунд вместо 20 секунд, как его предшественник.

Увеличение продолжительности полета было достигнуто за счет увеличения количества топлива, в качестве которого использовалась смесь перексида водорода с газообразным азотом. Примесь нитрата серебра играла при этом роль катализатора.

Сам ранец особым конструктивным изменениям не подвергся. Движение обеспечивалось реактивной струей из двух согнутых труб за спиной пилота. При этом центр массы человека находится чуть ниже сопел, поэтому при полете сохраняется вертикальное положение тела. Две ручки управления, жестко сцепленные с ранцем, размещались впереди, как подлокотники у кресла. Под правой рукой находился регулятор мощности, управляющий реактивной струей. Изменяя направление сопел, пилот мог не только подниматься на некоторую высоту, но и совершать горизонтальный полет. «РБ 2000 Рокет Белт» позволял развивать скорость до 161 километра в час.

Надо отметить, что полеты с ранцем необходимо совершать только в специальном костюме, отдаленно напоминающем скафандр или жа-ростойкий костюм пожарного. Иначе пилот рискует обжечь свои «фи-лейные» части.

Пару лет о «РБ 2000 Рокет Белт» много писали, предрекая ему хо-рошие перспективы. Однако в 1995 году он исчез из поля зрения специалистов. Не исключено, что работа над ним продолжалась бы и дальше, если бы не неприглядная история, происшедшая тогда. Одного из создателей устройства обвинили в убийстве другого. И хотя дока-зать состав преступления не удалось, деньги конструкторам давать перестали [206].

Наиболее глубокое заблуждение нашей цивилизации заключается в том, что все и вся на Земле, да и сама планета, созданы лишь для того, чтобы комфортно существовал человек. Какое заблуждение! Вот сценарий возможного будущего исходя из возможностей прогресса: фантазия сценариста вряд ли способна породить нечто более ужасное. Подобно грому с ясного неба извергается вулкан, причем в том месте, которое никто не считал опасным. Сила взрыва превосходит все, что мы знаем из предыдущего опыта. Погибают миллионы людей, материки засыпаны пеплом, а климат изменяется на многие десятилетия. Мир задыхается от потоков беженцев и борьбы с голодом.

Такой природной катастрофы, на первый взгляд, не предвидится, пишет «Зюддойче цайтунг», поскольку в обществе редко можно услышать о супервулканах, дремлющих под континентами. Люди чувствуют себя в безопасности, потому что извержения даже обычных вулканов не так уж часты. Тем более пристального внимания заслужи-вают результаты исследования, проведенного недавно по заказу британского правительства Геологическим обществом Лондона. Они вызывают настоящую тревогу. Только в Европе прогнозируются извержения двух супервулканов. Английские ученые предлагают в этой связи создать международную сеть наблюдения за ними, чтобы, по крайней мере, получить возможность заблаговременно оповестить население.

Человечество уже дважды переживало подобные катастрофы: 26 500 лет назад произошло извержение вулкана Таупо в Новой Зе-ландии, а 74 000 лет тому – вулкана Тоба на острове Суматра, пепел которого скрывал от Земли солнечный свет шесть лет. За извержением последовала так называемая вулканическая зима, сократившая на-селение планеты, как свидетельствуют генетические исследования, до 5000–10000 тысяч человек. «Homo sapiens» был на волосок от вы-мирания.

Особенность супервулканов в том, что они быстро выбрасывают колоссальные массы магмы и газов, а пепла Таупо оказалось бы дос-таточно, чтобы, например, покрыть территорию Украины четырехмет-ровым слоем. Пока нет точного научного описания супервулканов, да и само понятие появилось в профессиональной литературе около 10 лет назад. Согласно изысканиям британских исследователей, супервулкан в состоянии выбросить, по меньшей мере, в 100 раз больше веществ, чем американский Ма-унт-Геленс в 1980 году. Если руководствоваться этим критерием, то супервулканом можно также считать Тамобру на индонезийском острове Сумбава, который при извержении в 1815 г. выбросил в 300 раз больше веществ и превратил 1816-й в «год без солнца». Однако настоящие супервулканы имеют еще одну особенность: их практически не видно на поверхности Земли, поскольку отсутствует характерный конус. После извержения земная кора на месте жерла проваливается, оставляя после себя громадный бассейн, что произошло тысячи лет назад, например, на месте Иеллоустонского национального парка США [207].

Британские геологи полагают, что на территории Европы можно идентифицировать два супервулкана: на Флегрейских полях недалеко от Неаполя и близ острова Кос в восточной части Средиземного моря. Аналогичные геологические образования предполагаются также под Новой Зеландией, Камчаткой, Филиппинами, Андами, Центральной Америкой, Индонезией и Японией. Каждое имеет огромный резерву-ар магмы площадью тысячи квадратных километров и глубиной от 5 до 20 км. Одним из самых опасных считается супервулкан под Йеллоу-стонским парком, площадь которого в два раза превышает территорию Люксембурга. Катастрофа случается каждые 700 тыс. лет, а последнее извержение произошло 640 тыс. лет назад. Измерения показывают, что территория парка увеличивается на несколько миллиметров в год, а давление в магматическом очаге все более заметно. Его взрыв, полагает исследователь катастроф Билл Макгир из Лондонского университетского колледжа, нанес бы колоссальный ущерб западным районам США, покрыв их 30-сантиметровым слоем пепла, полностью парализовал бы общественную жизнь в большинстве мегаполисов, сделал бы невоз-можным дальнейшее ведение сельского хозяйства и привел бы к резкому изменению глобального климата. Компьютерное моделирова-ние дает основания полагать, что средняя температура в Северном полушарии снизилась бы на десять градусов.

Может ли такой сценарий стать реальностью? На основе частоты прошлых извержений британские ученые определяют вероятность извержения супервулкана в этом столетии как 1 к 6. По статистике такие гиганты, как Тоба, просыпаются один раз в 500 тысяч лет, хотя катаст-рофа может произойти в любой момент.

Исследование английских геологов будет способствовать при-влечению внимания общественности к супервулканам. Не заставят себя долго ждать и триллеры на эту тему. Их подзаголовок мог бы звучать так: «Подлинная история, которая еще произойдет» [207].

В последние годы мы нередко говорим себе: «С погодой творится что-то неладное». И это не дань предрассудкам, когда каждое преды-дущее поколение по традиции пеняет следующему, мол, «в наше время и лето было жарче, и зима холодней, и вода мокрей». Действительно, необычно мягкие зимы, мощные ураганы, участившиеся наводнения как будто подтверждают субъективные ощущения.

Но с 1988 года тревогу забили ученые, оперирующие объек-тивными данными.

Началось с того, что директор Института космических исследова-ний Годдарда, который входит в Национальное аэрокосмическое агентство США (НАСА), Джеймс Хансен, выступая на сенатских слуша-ниях, произнес следующую фразу: «Я на 99 процентов уверен, что выяв-лен вызываемый человеческой деятельностью парниковый эффект, который и служит причиной изменения глобального климата». Это утверждение было широко подхвачено средствами массовой инфор-мации, и о «глобальном потеплении» заговорили буквально все.

Парниковый эффект производят, как считают, накапливающиеся десятилетиями в атмосфере газы: углекислый, метан, окись азота или веселящий газ. Благодаря им, исходящее от Земли тепло не уходит в космос, а задерживается в атмосфере. Подсчитано, что при дыхании растений и разложении органических веществ в атмосферу попадает в десять раз больше углекислого газа, чем в результате человеческой деятельности. Однако эти естественные процессы находились в равно-весии с не менее естественными процессами поглощения углекислого газа той же растительностью и Мировым океаном. Тем не менее, обви-нительный перст общественности решительно указал на рукотворный источник этих газов – промышленную и сельскохозяйственную деятельность человека: с начала промышленной революции в середине прошлого столетия содержание в земной атмосфере двуокиси углерода или углекислого газа увеличилось на 30 процентов, закиси азота – на 15 процентов, а метана – вдвое. В огромных количествах эти газы, и прежде всего двуокись углерода, образуются в результате сгорания органического топлива: угля, нефти и ее производных, бензина, газа, дерева и как следствие окисления или попросту гниения органических компонентов почвы при ее активном перепахивании. Положение усугубляют и массовые вырубки лесов, что препятствует поглощению растительностью углекислого газа и способствует его накоплению в атмосфере. В течение XX века общемировая средняя температура плюс 15 градусов по Цельсию подскочила примерно на 0,4 градуса, что вызвало глобальные последствия – сократился снежный покров в Арк-тике и Антарктике, существенно подтаяли горные ледники, уровень Мирового океана повысился от 10 до 25 сантиметров, выпадение осад-ков над сушей возросло на 1 процент. И все эти явления в основном произошли за последние 10–15 лет, которые считаются самыми теплыми за столетие. Такие данные приводит Американское агентство по защите окружающей среды (ЕРА). Буквально на днях двое британских ученых из Полярного института Скотта в Кембридже опубликовали результаты своих исследований толщины полярного льда в проливе Фрама у Грен-ландии. Оказалось, что между 1976 и 1996 годами толщина ледяного покрова там сократилась почти вдвое [208].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.