Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Размеры Земли не изменились 23 страница



Рассматривая вопрос, имеется ли некая антитеза доминированию США на мировой геополитической арене, Зб. Бжезинский подчеркнул: «Европе, пожалуй, под силу составить конкуренцию США на эконо-мической ниве, но пройдет немало времени, прежде чем она достигнет той степени единства, которая позволила бы ей вступить в политическое состязание с американским колоссом. Сошла с дистанции Япония, которую одно время прочили на роль следующей сверхдержавы. Китаю, несмотря на все его экономические успехи, похоже, предстоит оставаться относительно бедной страной в течение жизни, по крайней мере, двух поколений, а тем временем его могут подстеречь серьезные политические осложнения. Россия же больше не участник забега. Короче говоря, у Америки не имеется и вскоре не появится равного ей противовеса в мире» [1]. Из всего этого он умозаключает: «Таким образом, нет никакой реальной альтернативы торжеству американской гегемонии и роли мощи США как незаменимого компонента глобальной безопасности» [1]. Однако, нет ничего вечного на Земле!

На основании постулатов таких известных теоретиков, оракулов западной цивилизации как Ф. Фукуяма, Хантингтон, Зб. Бжезинский возникает значимая проблема: является ли глобализация магистральным путем к мировой гармонии и процветанию планеты Земля или дорога к фатальному, глобальному противостоянию стран, этносов, цивилизаций с различными культурами и ментальностями, магистралью к супер-глобальному «дежавю» ракетно-ядерного самоубийства землян?

Куда проложит человечество себе путь благими тенденциями, начинаниями и намерениями глобализации? В ад либо рай грядущего? Каким будет «Homo sapiens» глобального будущего, какие проблемы поджидают его за «поворотом» грядущего и как достойно их разрешить и оставить нашу планету «украсно украшеную» другим поколением землян? «И познаете истину и истина сделает вас свободными» – вещал Иисус. В чем же истина, где ее критерии, где идеи и антиидеи, пророки и лжеучителя? Как славяно-евразийской цивилизации найти свой путь к процветанию, гармонии, благополучию, в конце концов не исчезнуть с лика Земли?!

 

Не все осознали: грядущее уже наступило и произошел «конец» старого света. Однако самые радикальные изменения принесет

третья научная революция в робототехнике.

Будет создан искусственный интеллект, который

окажется способным подчинить себе человека.

При этом к 2030 году станет возможным полностью

заменить наше тело. Именно тогда исчезнут различия

между виртуальной и повседневной реальностью, т.е. через

25 лет наш мозг не сумеет отличить одну от другой.

В. Плотников «До бессмертия осталось 30 лет»

Глава XX

Альтернативные идеи развития Украины и мира в ХХІ веке

Идея прогресса победила бесповоротно и специалисты конс-татируют: наша цивилизация вступила в опасную фазу, когда разум перестал быть лишь средством, обеспечивающим выживание вида, а превратился в могущественный самостоятельный фактор. Очевидно, что для выживания в земных условиях «Homo sapiens» вполне до-статочно было мозга и знаний неандертальца. Но, встав однажды на путь технического прогресса, человечество, судя по всему, уже не способно остановиться. Мало того, в последние сто лет преобразования приобрели «взрывной характер»: подсчитано, что с 1887 по 1997 год скорость передвижения возросла примерно в сто раз, мощность источников энергии – в тысячу, мощность оружия – в сто тысяч, скорость обработки информации – в миллионы раз.

Трудно даже вообразить, что произойдет с нами еще через не-сколько десятилетий! Человечество эволюционирует с непостижимой для космических масштабов скоростью, где заметные изменения накапливаются в течение миллионов лет. При этом весьма существенно, что на фоне Вселенной, насчитывающей 17–18 миллиардов лет, наша техническая цивилизация возникла даже не вчера, а лишь, так сказать, микросекунду назад.

Возможно, в данном направлении развития цивилизации не было бы ничего плохого, если бы не естественные ограничения. Дело в том, что наша планета, по сути, представляет собой автономный «космический корабль» с большим, но не бесконечным ресурсом жизнеобеспечения. Между тем, человечество уже сейчас ежегодно производит и потребляет энергию, эквивалентом которой можно считать «содержимое» примерно 5 миллиардов тонн лучшего угля-антрацита. Примерно каждые двадцать лет эта величина стабильно удваивается. При таких темпах через 200 лет потребность энергии вырастет в 1000 раз. На деле это означает полное истощение природных запасов и общий перегрев Земли, что делает невозможным существование на ней живых существ [209–211].

При этом жизнь на Земле становится все более непредсказуемой и драматической. Ее сегодняшние реалии кажутся фантастическими. Планета и человечество больны, и болезнь прогрессирует. Даже при-близительные подсчеты показывают, что при существующем годовом двухпроцентном приросте населения (а это 70–80 миллионов человек) Земля через тысячу лет может сплошь покрыться прижатыми друг к другу людскими телами. При этом катастрофическое уменьшение минеральных и питательных ресурсов игнорировать невозможно: уже в XXI веке могут исчезнуть практически все дикие животные. Выход – освоение космоса?!

Не только в XXI веке, но и в конце ХХ, проблемы развития, выжи-вания человечества кричаще стоят перед цивилизацией. Массы населения живут в нищете и голоде, почти 40 тысяч детей в мире ежедневно умирают от недоедания, стремительно растет смертность во многих регионах. По пессимистическим прогнозам, в 2008 году в мире будет свыше ста миллионов больных СПИДом. Мало того, что наука сегодня бессильна перед этой «чумой ХХ века», вирус СПИДа, по некоторым данным, мутирует и количество способов его рас-пространения увеличивается. Поэтому, даже если все мужское насе-ление наденет презервативы, даже если повсеместно будут исполь-зовать только одноразовые шприцы, победа не гарантирована, и угроза опять может возникнуть «из-за спины...» [324, с. 267]

Однако, при всех этих грозных опасностях, наибольшая угроза человеку исходит от него самого. «Апокалипсис начинается в головах», и в этом – основа всех проблем цивилизации (как в прошлом, настоя-щем... Неужели и в будущем?). Вначале была Идея?!

По индийской притче четверо слепых ощупывали слона. Один пощупал хобот и сказал: «Слон похож на змею». Другой пощупал клык и нашел сходство с копьем. Третий – брюхо, и сравнил его с мешком. Четвертый – ногу, она показалась столбом. Вывод из этой притчи – терпимость к чужим верованиям: все они – метонимии истины, часть, принятая за целое, но часть реальная, живая. Сошлемся на Нильса Бора: «Поверхностной истине противостоит ложь; глубокой – другая истина, также глубокая» [324].

Самое неизведанное на земле существо – человек. Российский академик В.Л. Казначеев, председатель национального комитета «Биоэнергоинформатика» в предисловии к книге «Психотронная вой-на» подчеркивает, говоря о феномене человека: «Если существующие современные научные знания принять за 100 процентов, то доля знаний о неживом веществе составляет 95 процентов. Доля знаний о живом веществе вместится в оставшиеся 5 процентов. А знания о природе самого человека составляют менее одного процента всех сущест-вующих на сегодняшний день мировых знаний человечества. Что же является определяющим в этих ограниченных знаниях о человеке?» Т.е. – какова идея бытия?

Джамбаттиста Вико, профессор риторики университета в Неапо-ле, живший на рубеже XVII–XVIII столетий, так определяет все общие и вечные обычаи, лежащие в основе человеческого общества: «Наблюдая все нации, мы видим, что все они соблюдают три следующих чело-веческих обычая: все они имеют какую-нибудь религию, все они заклю-чают торжественные браки, все они погребают своих покойников; и нет среди нации, как бы дики и грубы они не были, такого человеческого действия, которое совершалось бы с более изысканными церемониями и с более священной торжественностью, чем религиозные обряды, бра-ки и погребения. У всех наций именно с этого начинается культура, и они принуждены охранять их, чтобы мир снова не одичал и не вернулся к лесному существованию» [325].

Однако в переломные, кризисные эпохи, повторяющиеся с цикли-ческой постоянностью, возникает искушение откинуть все устоявшееся, святое. Наиболее рельефно эту тенденцию выразил Ницше: «Заратустра поклонился святому и сказал: «Что могу дать я вам? Лучше позвольте мне уйти поскорее отсюда, чтобы ничего не отнять у вас». И так рас-стались они друг с другом, старец и муж, смеясь, словно двое детей. Но когда Заратустра остался один, так сказал он в сердце своем: «Возможно ли это? Этот святой старец в своем лесу еще ничего не слышал о том, что Бог умер!» [326] Вся наша неприкаянность, все муки наши и стра-дания от этой, невидимой глазу, агонии. Агонии Бога – в нас. Агония эта протекает под стройное хоровое пение восстанавливающихся и строящихся церквей, мечетей и синагог, под молитовку, под трепетные свечечки в номенклатурных руках.

Бог – это Вера и Душа каждого из нас. Но не только, ибо это и чис-тая, незамутненная речушка нашего детства, прозрачность рассвета и заката, трель жаворонка в раскаленном полуденном небе, буйное половодье цветения садов по весне, счастье первого поцелуя и мате-ринства. Бог – это Гармония как внутри, так и вокруг нас. Чем больше мы «преобразуем, покоряем Природу, тем более уничижаем Бога в себе и вокруг себя» [56, 62, 63].

Всемирный фонд защиты природы бьет тревогу: за 25 лет (1970–1995) люди уничтожили более 30 процентов природных ресурсов планеты. Анализируя тревожную тенденцию, эта международная организация отмечает: «Давление глобального потребления на окружающую среду продолжает увеличиваться, поскольку люди все больше используют такие ресурсы земли, как рыбу, зерно, древесину, воду, выбрасывают в атмосферу углекислый газ. Потребители в разви-том индустриальном мире ответственны за загрязнение куда больше стран, уступающих им в благосостоянии. Богатые страны живут за счет естественных ресурсов развивающегося мира» [177].

Эту тревогу разделяет другая международная организация «Гринпис», болеющая за здоровье нашей планеты. По ее подсчетам, к началу третьего тысячелетия 25 тысяч видов растений и животных навсегда исчезнут с лица земли, будет нанесен ущерб 20 миллионам гектаров древних лесов [177].

В последние годы много говорится об экологическом сознании, том минимуме природоведческой культуры, без которого невозможно разумное хозяйствование человека на земле. Все чаще говорят об экологическом кризисе, который один ученый сравнил с рифом, а нашу Землю – с кораблем, что мчится к нему на всех парусах. Остановить движение корабля невозможно, круто изменить курс тоже нельзя. Остается замедлить его движение в опасном направлении [177].

Если раньше случалась, скажем, биологическая смерть речки в результате загрязнения, то это скромно называлось местным бедстви-ем, а то и оправданной платой за прогресс. Ныне процесс стал гло-бальным. Ученые отметили, что содержание углекислого газа уве-личилось даже на Южном полюсе, где нет заводов. Гете писал: «Природа не признает шуток. Она всегда правдива, всегда серьезна, всегда права. Ошибки же и заблуждения исходят от людей». Добавим – от людей, живущих старыми понятиями, когда природа воспринималась как покорная нашей воле данница [210]. Идея ХХІ века – не «покорение» природы, а адаптация к ее законам!

XX столетие характеризуется тем, что человечество включило в свой арсенал «перманентного военного истребления» друг друга глобально-перманентное уничтожение матушки-природы, частью которой являются человек и человечество. Таким образом, в каждодневной погоне за иллюзорно-виртуальными потребностями – своеобразном наркотическом допинге цивилизации, человек и человечество еже-секундно совершают суицид Природы и... самого себя. При этом суицид по отношению к природе и цивилизации подобен «русской рулетке», спусковой курок может сработать в любую секунду. Если в прежние столетия был смертен человек, тот или иной народ, то в XX веке «смертным» стало человечество.

9 августа 1945 года. Место действия Япония, город Нагасаки, расположившийся на Западном побережье Кюсю, в глубине залива, окруженного обрывистыми холмами. Город знаменит буддийскими храмами в стиле «Минь». 9 августа 1945 года в 11 часов 01 минуту от самолета «Б-29» отделилась атомная бомба, вошедшая в историю под кличкой «Толстяк» (длина – 3,24 метра, максимальный диаметр 1,35 м, вес – 4,5 т), ринулась вниз и после 54 секунд падения взорвалась в 11.02 на высоте 490 м от земли. В радиусе 500 м от эпицентра взрыва, на открытой поверхности не осталось ничего живого. Люди, оказавшиеся непосредственно под «огненным шаром», мгновенно превратились в пузырек газа. От тех, которые стояли немного дальше, осталось неболь-шое жировое пятно. Еще дальше находили кучки обугленных костей и металлические детали одежды. В 500 метрах лица у людей сплошь обуглились. На расстоянии от 500 до 1000 м участки тела, открытые атомной вспышке, как бы «расплавились» и застыли вновь в чудовищ-ных формах [324, с. 269–270].

Через 20 минут долина реки Ураками представляла сплошное море огня. Толпы обожженных людей метались в поисках спасения. Того, кто падал или отставал, пожирало неумолимое пламя. Вырвавшиеся из огненного плена гибли от отсутствия кислорода и гигантского выделения углекислого газа. На Земле корчились получившие чрезмерные дозы радиации, у большинства шла кровь носом и ртом. Многие сходили с ума. Своеобразная репетиция апокалипсиса рода человеческого!? [214]

13 июня 1964 г. человек, отдавший приказ о бомбардировке – Трумэн, в статье «Мои первые восемьдесят лет», напечатанной в газете «Сатердей ивнинг пост» в связи с этой годовщиной, отметил: «Всю свою жизнь я был относительно свободен от тревог, и в этом ключ к долго-летию... Я никогда не страдал бессонницей по поводу моего решения. (Речь идет о Хиросиме и Нагасаки). Я бы сделал это снова... Не стоит тревожиться по поводу этого решения – речь шла не о большем, чем о применении артиллерии» [324].

С появлением атомного и водородного оружия, спутников, ракет, бактериологического оружия мышление человечества может быть только общепланетарным, общецивилизационным, а не пещерно-хуторянским, ибо «отсидеться» в случае общепланетарной ядерной катастрофы не удастся ни одной стране, ни одному народу, ни одному человеку [214].

В чем же заключается общецивилизационное, «всеземное» мышление конца XX–начала XXI веков? Преодолеть ограниченность тех или иных национальных, государственных границ, ощутить себя еди-ным слаженным экипажем космического корабля под названием Земля – единственная возможность выжить человечеству как биологическому виду [324].

В.И. Вернадский отмечал: «Твари Земли являются созданием сложного космического процесса и закономерной частью стройного космического механизма, в котором, как мы знаем, нет случайностей!» Профессор Джорджио Пиккардо, директор физико-химического инсти-тута во Флоренции, развивая эти мысли, подчеркивал: «Подобно кос-мическому кораблю, наша планета вечно странствует в бездонном, усеянном маяками звезд океане Вселенной. Мы плаваем на этом кораб-ле не замечая, что нас овевают «ветры» космических странствий, не видя, как «вздымаются за бортом» электромагнитные волны, не чувствуя пронизывающих потоков космических частиц, не слыша сигналов далеких миров. Связь Земли с космосом ускользает от наших непо-средственных физических ощущений, но она доступна для научного исследования».

Сейчас настало время мыслить чрезвычайно общими понятиями, даже при рассмотрении местных и весьма скромных предметов. Повсюду, особенно в живых организмах, будет обнаружено присутствие Вселенной.

Общепланетарное мышление, как важнейший фактор выживания и гармоничного развития человечества на основании всего выше-изложенного, поддается структуризации, обобщению, осмыслению, выработке способов «приближения» к нему, построения на его основе гармоничного сообщества, достижения процветания стран и народов [189].

Каковы же идеи и определяемые ими контуры, параметры грядущего XXI столетия, с которыми необходимо соотносить настоящее, прошлое, гармонизируя их? Планета грязных, скученных, зловонных городов превратится в планету-деревню.

Города еще останутся на лике Земли, но они все более и более будут уходить в прошлое под напором буйной зелени, бушующей на Земле. Дом человека XXI века станет неповторимым оазисом с самым невероятным набором растений, птиц и животных, обитающих в этих рукотворных кущах. Уйдут в небытие атомные станции, гигантские заводы и фабрики, загрязняющие окружающую среду и ставящие под вопрос дальнейшее существование человечества. Электростанцией и фабрикой-заводом станут... жилища людей XXI века. Электростанцией за счет фотоэлементов, покрывающих крыши, стены домов, стеклян-ные части строений, и за счет самых разнообразных форм ветровой, водно-приливной и прочих натурально-природных форм энергии [215, с. 121–141].

Известный российский социолог Игорь Бестужев-Лада так «рису-ет» жилище землянина 2097 года: «Несметное количество различных энергоустановок на доме, рядом с домом и даже в его окнах. На крыше – солнечные батареи и бак с водой, нагреваемой солнцем. Рядом с домом – ветряк, мини-ГЭС в протекающем рядом ручье, и волновые мини-ГЭС на близлежащем озере. Из окон выглядывают штыри термо-пар, использующих разницу температур в помещении и на улице. Хозя-ин поясняет, что надеяться на государственную энергохаляву, как в прошлом столетии, уже не приходится. И каждую киловатт-секунду приходится самому отвоевывать у природы, ценить ее на вес золота» [189].

Вот почему потомок непременно похвастается, что проявил незаурядный талант в теплоизоляции своего жилья: целых три стены «встроил» в ближайший пригорок, зато четвертая широко открыта солнцу сплошным стеклом, проницаемым для ультрафиолетовых лучей. Он похвастается, что ночью со всем своим семейством спит, как на курорте, в лоджии, в спальных мешках. Даже зимой. Потому, что полезно для здоровья. И потому, что температуру дома ночью можно тогда держать на уровне нескольких градусов. И главное – какая экономия! Да и днем по тем же причинам он не допускает, чтобы столбик термометра в помещении переползал за 18–20 градусов [189].

Основа пейзажа Земли XXI столетия – двух-трехэтажные коттеджи, прекрасно «вписанные» в рельеф местности, дополняющие его. Почему 2–3-этажные? Большие, высотные здания враждебны окружающей среде, это, по сути дела, вызов природе. Итак, искусно «вписанные в окружаю-щую среду, обрамленные плавательными бассейнами, озерцами, рощами, в которых будут обитать разнообразные животные, птицы, рыбы, коттеджи будут обладать новой архитектурой – сменной геометрией внутреннего планирования. Так, после ночного отдыха хозяев, нажатием кнопки меня-ется функциональная предназначенность всех комнат: мебель исчезнет в специальных нишах, образуя спортзалы с тренажерами. Сделав зарядку, подготовив себя к насыщенному рабочему дню, хозяин необычного жилья, опять-таки нажатием другой кнопки, отправит тренажеры «отдыхать» в специальные ниши и, перепланировав архитектуру своего жилья, обра-зует «производственные» конструкции – комфортабельные офисы, мастерские, цеха [189, 324 ].

В XXI столетии архитекторы будут проектировать и строить «думающие» дома, т.е. такие, которые будут контролировать все, что в них поступает и что расходуется, и при этом обеспечивать живущим в них как можно больше удобств. Солнечные батареи снабжают дома теплом для обогрева, дождевая вода для мытья, стирки, после очистки – для питья, будет собираться в специальных емкостях на крыше. Прог-ноз же погоды прямо с искусственного спутника будет передаваться в специальное компьютерное устройство, контролирующее отопление и поддерживающее в доме специальный микроклимат, меняющийся в зависимости от времени суток, рода деятельности обитателей дома [215].

Проблема приготовления пищи будет решена кардинально: кухонный компьютер дома будет хранить в своей памяти тысячи и тыся-чи кулинарных рецептов, и при приготовлении пищи они никогда не будут повторяться на протяжении многих лет. Компьютер позаботится при этом о приготовлении вкусной, полезной, рациональной именно для этих людей пищи, поддерживая их долголетие и здоровье. При этом компьютер не только будет контролировать запасы пищи в доме, зада-вать программы для печи при приготовлении завтрака, обеда и ужина, но и заказывать недостающие продукты, проверять их качество, про-изводить расчеты за них по компьютерным сетям в банк [189].

В каждом доме будет иметься свой «домашний врач», который, не обременяя и не докучая жильцам, будет несколько раз в день про-водить комплексное обследование жильцов дома – просто-напросто компьютер будет каждый раз производить комплексный анализ всего, что оказывается в туалете [215].

Компьютеризованный гардероб будет подсказывать, что одеть в зависимости от той или иной погоды. Компьютеры – врач, повар и гар-деробщик данного жилища, будут поддерживать между собой связь, координируя свои действия, добиваясь наилучших данных подопечных – их здоровья и работоспособности [215, с. 46–47].

Все канализационные и бытовые отходы будут оставаться в автономной системе жизнеобеспечения жилища. Еще бы, ведь это большая ценность – дополнительный источник энергии для жилища, столь необходимое удобрение для оранжереи, расположенной на чердаке дома [189].

Одно из центральных мест дома XXI века – комната отдыха с экраном, занимающим всю огромную стену, который транслирует объемные голографические изображения. Нажатие кнопки и, как мано-вением руки волшебника, любой живущий в этом чудо-доме сможет оказаться в Эрмитаже и Лувре, виртуально бродить по их бесконечным залам, вглядываясь в картины и скульптуры, либо столь же быстро перенестись к пирамиде Хеопса, оказаться вблизи Луксора, ощутить брызги Ниагарского водопада, видеть пенистый морской прибой, вдохнуть полной грудью солоноватый запах набегавшей волны, ощу-тить на своем лице морские капли [324].

Не увидим мы много привычного, в том числе на грани исчез-новения окажется «чудо XX века» – автомобиль. Но почему же? Примерно по тем же причинам, по каким сегодня вряд ли встретишь конюшни и лошадей. На ваш удивленный взгляд хозяин дома так и ответит: «Увы, в XXI веке, впрочем, как и в XIX, автомобиль стал не средством передвижения, а роскошью, например, спортивный». И добавит, что он не дурак, чтобы часами торчать в автомобильных проб-ках, вдыхая разные отравляющие вещества.

Во второй трети XXI века дороги исчезнут почти полностью с лика Земли, останутся лишь в наиболее слаборазвитых странах, которым будет не по силам модернизировать свою инфраструктуру. Дейст-вительно, зачем будут нужны эти асфальтобетонные спруты, веками и тысячелетиями кандально опоясывающие матушку-Землю, а в XX веке подобравшиеся к ее горлу, нарушившие ее важнейшие функции, если на смену варварским бензино-дизельным машинам, основному ис-точнику уничтожения всего живого на Земле, придет транспорт на воздушной подушке, парящий на несколько сантиметров над землей? Пешеходные же дорожки XXI столетия – это уже не асфальтобетонные монстры, впившиеся в лоно матушки-Земли, а... ухоженные газоны. Как же могло быть иначе, ведь Земля превратилась в благоухающий сад.

Главный же принцип бытия человека на планете Земля станет звеняще-кратким, директивно-непреложным «Не навреди!» Эта заповедь будет впитываться землянами еще с младенческого возраста, даст основу для восприятия планеты как некоего, хотя и существующего по другим законам бытия, объекта со столь же (если не более!) сложным функционированием, как и биологические объекты, в том числе и человек. Действительно, некая аналогия крови земной – нефть, земля «дышит», подобно человеку, своими вулканами, приливами и отливами океанских и морских волн, мыслит при помощи ноосферы, образуемой как «продукт жизнедеятельности «Нomo sapiens», ведь человек, по определению Циолковского, это всего лишь «материя, осознающая самое себя». Посему главный принцип бытия XXI века: «Не навреди!» [324].

Действительно, только наше недомыслие, инертность мышления могли породить восприятие матушки-Земли как некоего аморфного конгломерата гор, морей и океанов, равнин и каньонов. Но если она, матушка-Земля, породила такое «чудо из чудес» как человек, может ли она быть устроена более «примитивно», чем ее порождение? Посему главный постулат бытия землян ІІІ тысячелетия: «Не навреди матери-планете, никому из ее обитателей!» [324, с. 273–274].

Коренным образом в XXI веке изменится политическая сфера бытия общества – никаких общественных потрясений в период предвыбор-ных кампаний, агитационной мишуры, фееричных обещаний, невы-полнимых фантазий. Всех политических деятелей, высших и низших чиновников общество будет попросту нанимать – от президентов и премьеров вплоть до последнего клерка. При этом экономические программы претендентов на тот или иной пост будут поступать на персональные компьютеры избирателей, досконально анализироваться по всем параметрам, и на основании более эффективных и целесо-образных избираться на те или иные посты их творцы. Весь срок пребы-вания чиновник будет находиться под неусыпным контролем своих избирателей. В случае отклонения от наиболее важных параметров программы автоматически любому деятелю будет объявляться им-пичмент, в случае же сознательного обмана избирателей – подобные деятели любого масштаба в XXI столетии будут предаваться суду [324, с. 274–275].

И все это возможно в нашей истерзанной проблемами и заботами Украине? Да, эта страна имеет уникальнейшее сочетание факторов, буквально «обрекающее» ее на роль первопроходца, одного из лидеров XXI века. В чем же заключается это уникальное сочетание факторов? И самое главное: где взять такие баснословные материальные средства, чтобы реализовать подобное фантасмагорическое будущее? Деньги, огромные материальные средства буквально у нас под ногами, и чтобы поднять их, необходимо отказаться от одного – от избитых, сколь при-вычных, столь же и «вредоносных» стереотипов бытия и поведения, которые доминировали многие столетия [228, 324].

Однако как же нам научиться думать в полном соответствии с тенденциями XXI века, а отнюдь не XIX, ХХ? О том, что картины Земли XXI столетия – не фантасмагория, не досужий вымысел, свидетель-ствуют футурологические картины будущего, составленные ведущими учеными, писателями Запада. Вот их идеи и видение грядущего:

2010 год. Путешествие к центру Земли. Передача наших пяти чувств по радио.

2020 год. Запуск автоматических станций к другим звездам. Механические роботы-рабочие. Власть над наследственностью.

2030 год. Радиоконтакт с внеземными цивилизациями. Шахты в космосе.

2040 год. Превращение элементов. Остановка жизни при помощи сна.

2050 год. Управление силой тяготения. Пробуждение наследст-венной памяти.

2060 год. Приспособление планет для жизни людей.

2070 год. Летательные аппараты соревнуются в скорости со све-том. Контроль над климатом – постоянное изменение времени года в регионах планеты. Использование рудных сокровищ астероидов. Искус-ственная жизнь.

2080 год. Начало межзвездного полета. Машины более умные, чем люди. Универсальные машины, изготовляющие любую вещь из любого сырья.

2090 год. Машины, копирующие любой предмет.

2100 год. Непосредственный контакт с внеземными существами. Мировой кибернетический мозг. Возможность изменять функцио-нирование одной звезды. Бессмертие [216].

Вряд ли следует спорить с отдельными положениями этой табли-цы, принимать или оспаривать ее. Да, может быть, что в путешествие к центру Земли люди отправятся только в 2060, а не в 2010 году. Для матушки истории десятилетие – не временной масштаб бытия. Но все это свершится!

Заглянем в еще более головокружительные дали. Что грядущее нам готовит? Правда, трудно назвать словом «человек» тех, кто придет через миллионы лет после нас, для которых Земля станет музеем с памятниками детства... Впрочем, какие памятники смогут сохраниться столько времени? Истлеют наши книги и исчезнут киноленты, превра-тится в прах мрамор статуй и железобетон дворцов, удары микро-метеоритов изгложут, не оставив следа, гигантские искусственные спут-ники и искусственные планеты... Но память не умрет. Память разумных существ пронесет все ценное сквозь эти необозримые бездны будущего – догадки древних философов, бессмертное учение о законах развития человеческого общества, имена тех, кто первыми вышли за пределы своей планеты. Ибо без памяти не может быть и разума. А память – это история [324].

До каких пределов имеем мы право заглядывать в будущее? Есть ли границы существования мыслящих существ, их движения по пути прогресса? Смертен или бессмертен мыслящий дух? До какого этапа своего развития мыслящий дух смертен? Мы знаем, какой масштаб имеют космические катастрофы, земные конфликты, катаклизмы, вой-ны, революции, эпидемии.

Но мыслящий дух, выйдя за пределы своей колыбели, родной планеты, не остановится на полпути. Он сделает пригодными для жизни и заселит планеты своей Солнечной системы, преодолеет межзвездные расстояния и перенесет семя своего разума на планеты соседних звезд. Все шире и шире будет он расселяться в космосе. И все в более широких масштабах перестраивать Вселенную по своим вкусам и планам. Нет границ росту его сил и возможностей, как нет границ Вселенной [216].

Однако для того, чтобы все это свершилось, всем ныне живущим на Земле необходимо сберечь ее, не дать погибнуть человечеству в бессмысленных и бесчисленных, преходяще-мелочных конфликтах, и взлелеянную, украшенную передать в руки детей и внуков.

Однако не только люди составляют альтернативные сценарии будущего, этим, по просьбе человека, занимаются… компьютеры.

В американской прессе появился «Футурологический календарь на ХХІ век», составленный виртуальной научно-футурологической конференцией, которую в Интернете провели представители самых известных в мире научных журналов, таких как «American Scientist», «Lancet», «Nature Genetics», «Scientist» и ряда других. Общими силами, не пренебрегая при этом юмором, они составили достаточно любопыт-ный прогноз эволюции землян. В заключение сказано, что рекламации по поводу несостоявшихся предсказаний будут приниматься с 31 де-кабря 2099 или с 1 января 2100 года.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.